|
УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА Кандидат
психологических наук, профессор А.Н.
Николаев Необходимость оценки результатов профессиональной деятельности тренеров в области спорта обусловлена запросами не только практики, но и науки. Почти в любом научном исследовании, в котором в качестве его объекта выступают тренеры, возникает необходимость в соотнесении полученных экспериментальным путем данных с показателями, отражающими итог деятельности. В качестве последнего чаще всего оценивается успешность деятельности (по отношению к ее целям) и удовлетворенность ею. В данном исследовании нас интересует лишь первый показатель - успешность (термин, который иногда ошибочно используется как синоним эффективности или продуктивности). Однако, несмотря на острую потребность в такой методике, она не только пока не создана, но и не определены признаки (в психологии - критерии) для ее создания. Разными исследователями используются различные критерии оценки успешности тренерской деятельности. Есть основание утверждать, что их использование недостаточно правомерно. Т.Б. Казакова и М.К. Павлова определяли успех или неуспех деятельности тренера "по особенностям его целостной личности" (1990, с. 253) и по формальному статусу. М.В. Приставкина (1990) критерием эффективности избрала стаж работы и квалификационную тренерскую категорию. Однако очевидно, что особенности личности тренера являются средствами его деятельности, а не показателями успешности. Формальные же характеристики нельзя использовать потому, что тренерские категории присваивают лишь за успешную реализацию одной из целей деятельности - за высокие спортивные достижения учеников. В. Параносич и Л. Лазаревич (1977) показывают, что эффективными являются те тренеры, которые максимально включены во взаимодействие и межличностное общение со спортсменами, ориентированы на коллегиальную работу. Но можно быть максимально включенным и при этом не достигать ни одной цели. Л. Раубите и Д. Рачкаускайте (1990) успешность деятельности тренера оценивали по месту, занятому командой в соревнованиях. Такой критерий, во-первых, неточен и, во-вторых, не отражает полноты деятельности тренеров. Как видим, критерии оценки успешности деятельности, выделяемые некоторыми авторами, весьма разнообразны и противоречивы. В научной литературе не сложилось единого представления о том, что нужно оценивать при выведении общей оценки успешности тренерской деятельности. Используется позаимствованная из педагогических исследований система оценки уровня педагогического мастерства (например, А.П. Горбань, 1988). Принято считать, что чем выше его уровень, тем успешнее работает тренер. В таких исследованиях происходит подмена предмета исследования: исследуется не результат, а средство его достижения. Практически во всех экспериментальных работах при выведении критериев оценки успешности деятельности тренера допускалась одна существенная ошибка: оценивался не сам результат деятельности тренера, а факторы, его обусловливающие, - знания и умения (И.Н. Галактионов, 1986), проявляет ли он творчество в своей деятельности (Г.Д. Бабушкин, 1985). В этих работах оценивается все что угодно, но не результат. На первый взгляд кажется, что можно позаимствовать критерии эффективности деятельности учителя физической культуры, выделенные Е.П. Ильиным (1987) - "эмоциональный отклик учащихся на проводимые учителем занятия ..." (с. 62), их удовлетворенность занятиями, посещаемость занятий, социально -психологический климат в группе занимающихся, результаты учеников (успеваемость, занятые на соревнованиях места), признание заслуг руководителями, "желание многих старшеклассников стать учителем физической культуры" (с. 63). Перечисленные критерии, за исключением успеваемости и "признания заслуг", являются эмоциональными реакциями занимающихся на проводимые занятия. Если, например, учитель на уроке предлагает больше игр и эстафет, чем его коллега, то он вызовет положительные реакции, но не выполнит программы и многое упустит как в физическом образовании, так и в развитии занимающихся. Что касается признания заслуг руководителями, то оно возникает (во всяком случае, должно возникать) лишь после оценки успешности и поэтому также не может быть ее критерием. И, наконец, об успеваемости. Действительно, это - критерий успешности. И, к сожалению, его трудно применить в тренерской деятельности. В практической же деятельности выделенные Е.П. Ильиным критерии наиболее полно отражают успешность деятельности учителя. Евгению Павловичу удалось отойти от "однобокого" понимания результата как продукта деятельности, учесть и "цену" достижения этого результата, проявляющуюся в доминирующих эмоциональных состояниях, интегральным показателем которых выступает удовлетворенность занимающихся учебной деятельностью. Выделение Е.П. Ильиным таких критериев эффективности деятельности педагога является первым шагом в психологии физической культуры к ставшей в последнее время модной гуманизации образования. Наиболее прогрессивной в отношении поиска критериев успешности тренера явилась работа А.А. Деркача и А.А. Исаева (1982), в которой предлагается оценивать ее по степени выполнения тренерских функций, а также работа Е.Р. Яхонтова (1988), который предлагает оценивать успешность по степени реализации целей деятельности. Использовать критерии, выделенные Е.Р. Яхонтовым, было бы можно, но для этого всякий раз при изучении успешности нужно было бы обращаться к вопросу о том, чьи цели необходимо учитывать. Ведь цели одного педагога могут не совпадать с целями другого. Кроме того, цели ученика, тренера и руководителей этого тренера также могут не совпадать. С мнением А.А. Деркача и А.А. Исаева можно согласиться, но при этом сделать небольшую оговорку: оцениваться должны не функции тренера, а функции спорта (хотя во многом они могут и совпадать). Такой методический подход предложен автором данной статьи в 1994 г. (правда, опубликован только в 1999 г.) и применен его учениками И.Г. Станиславской (1994), А.Е. Певзнером (1996) и Л.Я. Кваснюком (1997). Согласно этой концепции следует различать функции тренера и функции спорта как социальной ценности. Функции спорта реализуются в продукте спортивной деятельности, ведь вся деятельность субъекта именно на это всегда и направлена. Продуктом деятельности тренера является совокупность ожиданий учеников и общества в целом. Продукт деятельности тренера можно условно разбить на четыре большие группы: - воспитательный эффект деятельности - сформированность у спортсменов положительных свойств личности; - образовательный эффект - наличие умений выполнять естественные действия (бегать, прыгать, плавать, метать) и знаний спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности; - оздоровительный эффект - улучшение здоровья (уменьшение числа заболеваний), фигуры, самочувствия, повышение функциональных возможностей, общей работоспособности и развитие двигательных качеств учеников; - соревновательный эффект - повышение уровня соревновательных достижений спортсменов. Выделенные "совокупности ожиданий" и являются признаками или критериями успешности профессиональной деятельности тренера в области спорта. Если тренер, например, соответствуя ожиданиям учеников (и/или их родителей), формирует у них жизненно важные качества, есть все основания считать его деятельность успешной в воспитательном плане. Если он, соответствуя ожиданиям руководителей, подготовил спортсменов более высокого уровня, его деятельность можно считать успешной в реализации соревновательной функции спорта. Более того, только приведенные здесь признаки и являются критериями успешности тренерской деятельности, поскольку основные ожидания от спорта - исключительно физическое образование, формирование личности, развитие организма и повышение спортивных достижений занимающихся. На вопрос о важности каждого из признаков ответа нет и быть не может, поскольку в различных видах спорта, при различных уровнях мастерства основными могут оказаться различные признаки. Поэтому при использовании приведенной ниже методики измерения успешности целесообразно вводить коэффициенты значимости каждого из признаков, которые выводятся из показателей значимости целей того или иного тренера. В реальной же деятельности необходимость в определении общей успешности часто отсутствует, поскольку цели заданы руководителями и являются одинаковыми для всех. Оценивая эти четыре эффекта спортивной деятельности команды спортсменов, занимающихся у одного тренера, и сравнивая с выраженностью этих эффектов у спортсменов, занимающихся у других тренеров, можно оценить успешность их деятельности. При определении успешности деятельности тренера необходимо учитывать, за какой период времени осуществляется оценка названных эффектов. Важно, чтобы такая оценка производилась за период, достаточный для получения заметных положительных результатов (лучше всего - за два учебно-тренировочных периода: подготовительный и соревновательный) - это во-первых, и, во-вторых, - за период, одинаковый для всей группы тренеров, успешность деятельности которых изучается. Если нам необходимо оценить успешность деятельности тренеров, например в оздоровительном плане, то теперь, казалось бы, это легко сделать - определить показатели здоровья у спортсменов, занимающихся у различных тренеров в начале подготовительного периода и в конце соревновательного. Сравнивая средние показатели групп различных тренеров, можно вывести иерархию оздоровительной успешности. Однако не по всем признакам можно так легко оперировать объективными показателями. Возникают две существенные проблемы: трудоемкость некоторых измерений, в частности при двукратном исследовании психологических качеств, и сложность (для руководителей) психодиагностических методик. В этих условиях потребовалось создание одной компактной методики, которая не требовала бы двукратного исследования и позволяла бы осуществлять экспресс-диагностику каждого из признаков успешности деятельности. Создание такой методики потребовало более дробного деления признаков успешности и составления списка подпризнаков. Использовался их длинный список. Из него отбирались те из подпризнаков успешности, которые отвечали бы двум требованиям: имели значения коэффициентов вариации от 10 до 33% (при более низких значениях стала бы исчезать различительная возможность измеряемых переменных у различных испытуемых, а при более высоких полученные данные не подчинялись бы закону нормального распределения), а также те, которые имели достоверную корреляционную связь с показателями успешности (по соответствующему признаку), полученными с помощью другой методики, разработанной автором ранее, показателем успешности деятельности являлся коэффициент корреляции двух рядов рангов - по важности для тренера каждого из признаков успешности и по их выраженности у себя. Так был определен состав 16 признаков, отражающих четыре эффекта деятельности. Успешность воспитательной деятельности тренера, как уже отмечалось, предполагает содействие в формировании или коррекции жизненно важных качеств. Но качеств очень много. Какие из них отобрать? На первом этапе исследования были отобраны все волевые качества, поскольку они ярко проявляются и развиваются в процессе спортивной деятельности, успеваемость в школе, а также черты характера (по два от каждого из элементов его структуры): трудолюбие и организованность, коллективизм и отзывчивость, самооценка и скромность, аккуратность и бережливость. В результате экспериментального исследования некоторые из качеств были "выбракованы". В методику попали следующие качества: целеустремленность, коллективизм, организованность и успеваемость. Успешность образовательной деятельности, как оказалось, можно оценить с помощью следующих подпризнаков: правильность выполнения естественных движений, знание функций спорта и значения физической культуры, а также теории вида спорта, которым ученик занимается. Успешность оздоровительной деятельности оценивается следующими показателями: позитивными изменениями фигуры занимающихся, развитием их физических качеств, снижением заболеваемости и числа случаев спортивного травматизма. Успешность подготовки спортсменов к соревнованиям - показателями повышения спортивных достижений и абсолютного личного результата, а также повышения надежности и стабильности этих достижений. Методика заключалась в шкальной оценке спортсменами, тренерами, их руководителями и коллегами позитивных изменений, происходящих с занимающимися (по подобию методики, приведенной ниже). Она, хотя и проста в употреблении, но ее создание потребовало больших усилий (табл. 1). В качестве испытуемых выступили спортсмены, студенты-заочники различных спортивных специализаций СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, работающие в качестве тренеров (39 человек). Они заполняли бланки методик на 276 спортсменов. Апробация такой методики показала следующее: а) в число подпризнаков успешности должны войти только те из них, которые за два учебно-тренировочных периода могут быть достаточно выражены (так, были исключены: развитие коллективизма, повышение успеваемости, знание значения физической культуры и теории вида спорта, снижение травматизма, а также повышение надежности в соревнованиях); б) некоторые из подпризнаков между собой очень тесно взаимосвязаны (р<0,001), из чего можно сделать вывод об их дублировании (например, показатели стабильности и надежности выступлений на соревнованиях, что позволило исключить последний); в) некоторые из подпризнаков, отражающих один и тот же признак, не коррелируя друг с другом, не могут "работать" на выявление признаков успешности деятельности (в оценке успешности по воспитательному эффекту появился аргумент для исключения из списка показателя повышения успеваемости, а по оздоровительному - снижение травматизма). Все сказанное выше позволило, исключив некоторые из показателей, оставить следующие: воспитательная успешность - позитивные изменения целеустремленности и организованности; образовательная - обучение правильному выполнению естественных движений и изучение функций спорта; оздоровительная - укрепление здоровья в целом (снижение заболеваемости, которое, как известно, находится в противоречии с ростом соревновательных достижений), улучшение фигуры, осанки и развитие физических качеств; успешности подготовки спортсменов к соревнованиям - повышение спортивных достижений и их стабильности, а также абсолютного личного результата. Как же быть с подпризнаками оздоровительной успешности, которые были исключены из методики, но имеют очень большое значение в деятельности тренера - развитие физических качеств, фигуры и осанки? При условии их взаимосвязи можно было бы выделить еще один, пятый, признак успешности деятельности тренеров - физическое развитие. Но такой взаимосвязи не обнаружено. Это не значит, что их нельзя включить в методику. Можно. Они вскроют очень важные показатели, но не будут обеспечивать отражение признаков позитивного изменения организма в целом. Такое методологическое понимание успешности тренерской деятельности и получение таких экспериментальных данных позволили разработать соответствующую методику ее изучения. Оценку позитивным (а иногда и негативным) изменениям у спортсмена дает сам тренер. Опыт использования в качестве респондентов спортсменов (или его родителей), а также коллег и руководителей тренера показал, что мнение тренеров относительно позитивных изменений, происходящих со спортсменом, достоверно (как правило, при р < 0,01- наиболее тесная взаимосвязь) коррелирует с мнениями названных лиц, особенно - с мнениями самих спортсменов. Если опросник заполняет не сам тренер, то инструкция несколько изменяется. Данные можно считать достоверными, если получен коэффициент корреляции между оценками различных респондентов (например, тренера и спортсмена) при уровне значимости (р<0,05; то есть при n = 10 (10 подпризнаков; df = 9) коэффициент корреляции должен быть не менее 0,6. Для валидизации методики было достаточно вычислить коэффициенты корреляции между показателями, полученными при помощи данной методики и других способов определения успешности (по объективным критериям и по авторской методике, приведенной выше). При проведении исследования по данной методике тренер сам вписывает в опросный лист фамилии учеников. Для этого в устной инструкции исследователь обозначает номера интересующих его спортсменов. Это может быть каждый занимающийся (если команда небольшая) или, например, каждый пятый и пр. Желательно, чтобы такому анализу были подвергнуты не менее 7-8 человек (вступает в силу действие закона малых чисел). При этом тренер не знает, что объектом исследования является он сам, а не те ученики, по поводу которых он заполняет анкету. Обратимся к методике. Обработка полученных ответов осуществляется в три этапа. Вначале высчитываются показатели успешности деятельности по каждому из признаков успешности. Далее - средние арифметические по группе спортсменов, которые занимаются у данного тренера. И, наконец, определяется сводный показатель успешности его деятельности. Первые подпризнаки каждого из эффектов деятельности расположены следующим образом: воспитательного - под номерами 1 и 5, образовательного - 2 и 6, оздоровительного - 3, 7, 9 и соревновательного - 4, 8, 10. Обработка полученных данных на 1-м этапе. Следует учесть, что полярность шкал различна. Некоторые из высоких значений признаков изучаемых эффектов расположены слева, а некоторые - справа. Каждый из признаков может быть оценен по 11-балльной системе. При обработке полученных данных необходимо сложить ответы респондентов отдельно для каждого из эффектов успешности и разделить на число подпризнаков: по воспитательному и образовательному - на 2, а по оздоровительному и соревновательному - на 3 (то есть найти средние арифметические значения). Если нам необходимо определить, например, успешность деятельности тренера по оздоровительному эффекту, то нас интересуют только признаки, помещенные на шкалах 3, 7 и 9. Например: на шкале 3 тренер зачеркнул "0", на шкале 7 - "2, справа от нуля", а на шкале 9 - "3, справа от нуля". В соответствии с ключом (табл. 2) это значит, что он по первому признаку (шкала 3) получил 6 баллов, по второму (шкала 7) - 8 баллов, а по третьему (шкала 9) - 9 баллов. Таким образом, оздоровительный эффект оценен в 7,67 балла (6 + 8 + 9 = 23; 23/3 = 7,67). На 2-м этапе обработки полученных данных суммируются значения оценок четырех эффектов спортивной деятельности, которые получили отдельные спортсмены, и полученное значение делится на число спортсменов, по которым тренер заполнял бланки. Такой расчет среднего арифметического позволяет определить 4 признака успешности его деятельности. 3-й этап. Сводный показатель успешности его деятельности определяется так же, путем подсчета среднего арифметического значения по четырем признакам успешности тренера. Иногда, в зависимости от задач исследования, а также от того, какой математический аппарат будет применен в дальнейшем, можно не высчитывать сводный показатель успешности деятельности. Более того, в некоторых случаях это даже целесообразно, а иногда и невозможно сделать. В каких случаях? Когда отдельный эффект или эффекты успешности деятельности достигаются за счет других эффектов. Чаще всего соревновательный эффект выступает как самостоятельный, основной, и его получение может осуществляться (а иногда и осуществляется) в ущерб другим. Таблица 1. Методика изучения успешности деятельности тренеров Код: ---------- . Просим Вас отметить крестиком (+) выраженность изменений, которые происходят с учеником -------------------- за последние полгода благодаря тому, что он занимается спортом. (Нулевая графа свидетельствует о равновесии изменений, пятые графы - об их максимальной выраженности.)
Нормативные значения для показателей успешности деятельности тренеров рассчитать невозможно. Эти показатели обусловлены действием большого числа факторов. Данные, полученные с помощью предлагаемой методики, интересны лишь в сравнительном аспекте. Использование предложенной методики необходимо как в практической, так и в научной деятельности, поскольку в российском спорте сложилась порочная практика определения успешности деятельности тренеров "на глазок" и исключительно по результатам выступлений спортсменов на соревнованиях. Это ошибочно по сути. Ведь средствами спорта достигаются ряд других целей в процессе воспитания, образования и оздоровления детей. Таблица 2. Ключ к обработке данных
Литература 1. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. - Омск: ОГИФК, 1985. - 68 с. 2. Галактионов И.Н. Педагогические способности тренера // Теория и практика физ. культуры, 1986, № 8, с. 35-37. 3. Горбань А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера. - Малаховка: МОГИФК, 1988. - 33 с. 4. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. - 239 с. 5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с. 6. Казакова Т.Б., Павлова М.К. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера // Тез. докл. ХI Всесоюзной научно-практ. конф. психологов спорта. Ч. I. М., 1990, с. 37-38. 7. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы (советы тренеру). - М.: ФиС, 1977. - 119 с. 8. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Канд. дисс. СПб., 1996. - 143 с. 9. Приставкина М.В. Некоторые особенности личности успешно работающих тренеров по художественной гимнастике // Тез. докл. ХI Всесоюзной научно-практ. конф. психологов спорта. Ч.1. Минск, 1990, с. 58-60. 10. Руйбите Л., Рачкаускайте Д. Некоторые различия в оценке тренера спортсменами женских и мужских баскетбольных команд. // Тезисы докладов Х1 Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. Минск, 1990, с. 273-274. 11. Станиславская И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности: Канд. дисс. СПб., 1994. - 147 с. 12. Яхонтов Е.Р. Классификация профессионально-педагогических задач при подготовке специалистов в институтах физической культуры // Формирование профессионально-педагогического мастерства студентов ИФК в условиях непрерывной педагогической практики. - Л.: ГДОИФК, 1988, с. 32-38. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |