|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Мастер спорта СССР,
главный тренер команды "Университет" С.С. Ольхов Сургутский государственный университет, Сургут Развитие современного баскетбола характеризуется атлетической манерой игры, которая проявляется в борьбе за мяч на щите, в мощном прыжке при бросках и спорных мячах, взрывными, максимально быстрыми действиями в защите и нападении, в виртуозном владении мячом и собственным телом. Одной из серьезных задач теории и методики тренировки является оптимизация всех видов подготовки баскетболистов высокой квалификации: физической, технико-тактической и психологической. Арсенал и специфика двигательных действий баскетболистов предполагает прыжки с ходу и серийные прыжки, ловлю, передачу и перехват мяча в прыжке, дистанционные броски в прыжке и т.д. Опыт показал, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть. Ю.В. Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании. Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются: - быстрота и своевременность прыжка; - выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении; - неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть); - управление своим телом в безопорном положении; - точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям [1]. Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов [2]. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений. Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [1, 2, 5-7]. Остается открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание достигнутого уровня прыгучести. На основе изучения научно-методической литературы и собственного опыта нами была разработана программа развития и поддержания уровня прыгучести у баскетболистов высокой квалификации. Методологическими и теоретическими основами нашей программы явились основные положения натурцентристского подхода в педагогической деятельности (Я.А. Коменский, И.А. Якиманская, В.В. Гузеев и др.), основанного на принципе природосообразности воспитания и пристального внимания к биологической подструктуре человека; а также дифференциации и индивидуализации подготовки спортсменов (А.Г. Баталов, О.И. Камаев, Н.Г. Озолин и др.). Отличительными особенностями программы развития прыгучести стали: 1. Изменение соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки в пользу СФП. Вместо традиционно принятого [3]: ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП. 2. Соотношение средств СФП составило 35% скоростно -силовой (в основном прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту и специальную выносливость и 5% на увеличение подвижности в суставах и расслабление. 3. Занятия по СФП носили интегральный характер и проводились в сочетании с технико-тактической подготовкой. Занятия с интегральной направленностью проводились 3 раза в неделю через день. 4. Микроцикл в подготовительном периоде составлял 3 - 1 - 2 - 1, в соревновательном - 6 - 1. В основу программы нами были положены взаимосвязанные и взаимообусловленные методические положения о тренировочном npoцecce. Общий объем нагрузки характеризовался следующими компонентами: а) суммой прыжков в прыжковых упражнениях; б) количеством метров - в беге на скорость; в) суммарным весом отягощений, поднятых в серии, и количеством серий при развитии силовых способностей. Интенсивность нагрузки определялась количеством прыжков за единицу времени, количеством пробегаемых отрезков за единицу времени, количеством повторений в серии. Контроль за воздействием нагрузки осуществляется по ЧСС: работа в диапазоне ЧСС от 140 до 190 уд/мин в зависимости от поддерживающего или развивающего характера задач, соответствующих индивидуальным особенностям спортсмена и периоду годичного цикла тренировки. Количество повторений в серии зависело от состояния физических кондиций, игрового амплуа спортсмена и целей тренировки (10-12 или 12-15). Количество серий: в начале и конце тренировки по 25-35 серий на три вида подготовки из пяти: быстрота, скоростно -силовые качества, силовые качества, выносливость, подвижность в суставах и расслабление (всего до 50-70 серий). Очередность выполнения упражнений: в начале тренировки - на быстроту, затем скоростно-силовые (в основном прыжковые); в конце тренировки: силовые, затем скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые) и в завершение упражнения на подвижность в суставах и расслабление; либо в начале тренировки: скоростно-силовые (в основном прыжковые), затем силовые; в конце тренировки: силовые, затем специальная выносливость и в завершение упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Интервалы отдыха между упражнениями - 15 до 30 с, между сериями - от 45 с до 1 мин. Периодичность занятий: три раза в неделю. Основные методы выполнения упражнений - повторный, станционный, круговой, игровой, соревновательный. Основное условие гибкого и эффективного управления тренировочным процессом - постоянный мониторинг состояния всех его компонентов, а именно: учет и анализ всей проделанной спортсменом работы и контроль за его состоянием (реакцией на тренировочную работу). Эффективность разработанной программы развития прыгучести подтверждается достоверными различиями (р < 0,05) в среднегрупповых результатах выполнения контрольных упражнений баскетболистами команды "Университет" г. Сургута по СФП (и в большей степени прыгучести) на декабрь 2001 года по сравнению с декабрем 2000 года. Кроме того, в турнирной таблице
8-го Чемпионата Анализ соревновательной деятельности показал, что по таким показателям, как "процент подборов на своем щите" сургутяне занимают 3-е место (67,8%), а "процент подборов на чужом щите" - 5-е место (37%) среди 13 команд дивизиона "Б". Литература 1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры/Под ред. Ю.М. Портнова. М., 1997. 2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. 3. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М: ФОН, 1995. 4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель, 2002. 5. Палышева В.Н. Исследование эффективности упражнений, направленных на воспитание способности проявлять максимальные усилия в кратчайшее время. - М.: ФиС, 1983. 6. Портнов В.П. Применение искусственных отягощений в тренировке прыгуна в высоту с разбега // Теория и практика физ. культуры. 1971. 7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|