НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ВИДАХ ГИМНАСТИКИ

Доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Пилюк

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, Краснодар

Цель данной статьи - обобщение материала, полученного в результате экспериментальных исследований, для разработки концептуальной модели системы соревновательной деятельности в видах гимнастики со спортивной направленностью (на примере спортивной акробатики и прыжков на батуте как составных частей гимнастики) и определения внутренней организации рассматриваемого объекта. Для этого применялись методы теоретического анализа и моделирования.

Исходной методологической базой для разработки системы соревновательной деятельности спортсменов в спортивных видах гимнастики являлись общая и психологическая теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик), понятие о функциональной физиологической системе (П.К. Анохин), теория спорта (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Б.Н. Шустин), теория и методика видов гимнастики (В.Н. Болобан, Ю.К. Гавердовский, В.П. Коркин, В.Н. Курысь, В.М. Смолевский, Н.Г. Сучилин).

Согласно положениям общей теории систем (Л. Берталанфи, В.Н. Садовский, А.И. Уёмов, Э.Г. Юдин и др.) при системном анализе содержания объекта необходимо описать состав (из чего состоит?), структуру (как организована?), принципы (как функционирует?), свойства (уточнить новые качества), связь с внешней средой (способы взаимодействия) и системообразующий фактор, на основе которого строится вся система.

Анализ фундаментальных теоретических работ, педагогические наблюдения за деятельностью спортсменов на соревнованиях и результаты собственных экспериментальных исследований позволили посредством логического моделирования сформировать концептуальную модель системы соревновательной деятельности (СД) спортсменов в видах гимнастики, которую можно схематично представить в виде следующих системных блоков: состава, структуры, принципов, системных свойств, организации и результата. Данные компоненты, являясь основополагающими, определяют ее содержание.

Состав предлагаемой системы определяется ее основными элементами: мотивацией, готовностью, соревновательными действиями, нагрузками и поведением спортсменов. Так как данная система является сложноорганизованной, для ее анализа выработаны "промежуточные" комплексы - подсистемы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система, решающие в рамках данной системы отдельную задачу или программу.

Кроме состава любая система характеризуется структурой, которая предполагает общую организацию, взаиморасположение и закономерные связи. В разрабатываемой системе СД можно выделить с учетом выполняемых функций управляющую (мотивационный и регуляционный уровни) и двигательную (исполнительный уровень) части. Первая занимает более высокий иерархический уровень, так как отражает сознание, личность и мировоззрение спортсмена. Вторая направляется и руководится ими. Структура, с одной стороны, определяет стабильность системы, но с другой - является динамичной, так как развивается и совершенствуется с изменением и качественным ростом отдельных подсистем. В этой связи качество системы СД (ее эффективность и результативность) определяется прежде всего уровнем развития подсистем и элементов, а затем уже структурой, т.е. их взаимодействием. Поэтому при одном и том же уровне развития отдельных подсистем, но при различных задачах на конкретных соревнованиях могут быть разные структурные связи и взаимоотношения между элементами.

Ведущими в построении функциональных систем (так как психическими, физиологическими механизмами осуществления деятельности являются механизмы психической и функциональной систем деятельности) выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающие формирование системы и достижение заданного результата. В соответствии с этой точкой зрения в рассматриваемой модели прежде всего следует выделить принципы функциональности, т.е. построения из уже имеющихся элементов, определяющих выполнение конкретной задачи путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором "цель-результат", и системности, т.е. не выступающих изолированно, а объединяющихся в конкретную систему деятельности на основе системообразующего фактора. Кроме того, основываясь на представлении о том, что детерминация поведения и деятельности определяется не просто отдельными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации конкретные функции, соревновательную деятельность спортсменов в видах гимнастики правомерно рассматривать как сложное, интегральное (системное) образование.

Система соревновательной деятельности высококвалифицированных гимнастов, акробатов и прыгунов на батуте определяется прежде всего направленностью на достижение максимально возможного индивидуального результата. Результативно-целевые отношения можно схематично выразить такой последовательностью: цель - средство - результат, включая сам процесс деятельности.

Цель - это мысленное предвосхищение результата деятельности, то, к чему необходимо стремиться или то, что необходимо осуществить, т.е. условная модель, которая в качестве непосредственного мотива направляет и регулирует человеческую деятельность. Так, акробаты и прыгуны на батуте, участвуя в соревновательной деятельности, ставят перед собой основные цели, которые направлены, во-первых, на результативность СД (победить, занять конкретное место, выполнить разрядный норматив), во-вторых, на самосовершенствование спортсмена (повысить мастерство, стабильно выполнить упражнения, накопить соревновательный опыт).

Средством соревновательной деятельности являются приемы и способы действий, характерные для спортивных видов гимнастики, с помощью которых спортсмен осуществляет переход от цели к реальному результату. Это в первую очередь технико-тактические действия, психофункциональное состояние готовности, а также особенности поведения в процессе соревнований и подготовки к ним. Кроме того, и сам процесс соревнований как социально значимый элемент деятельности может являться средством реализации, поскольку только на соревнованиях достигаются поставленная цель и запланированный результат.

Итогом и системообразующим фактором в системе СД спортсменов высокого класса является спортивный результат, выраженный в экспертной судейской оценке сложности, техники, красоты и композиции выполняемых упражнений. Результат СД в видах гимнастики правомерно рассматривать с трех взаимосвязанных сторон: социальной, психической и биологической. При этом педагогической аспект как часть социального направлен на формирование личности и ее культуры, двигательное мастерство, демонстрацию сложных, оригинальных элементов и их соединений, достижение успеха, победы.

Можно констатировать, что в СД спортсменов высокой квалификации системообразующим фактором является спортивный результат, который занимает высший иерархический уровень в системе СД как наиболее общий, интегральный показатель уровня подготовленности и мастерства. Для менее подготовленных спортсменов (КМС, МС) и ближайшего резерва сборных команд первостепенным может быть спортивное мастерство, так как вся их подготовка строится на перспективу, а достижение мастерства со временем приведет к стабильно высоким результатам с соответствующими изменениями в мотивационной сфере.

В общем виде механизм взаимодействия между компонентами системы происходит следующим образом. Каждая из подсистем обеспечивает решение определенной задачи. Например, посредством соревновательных действий спортсменом совместно с тренером вначале разрабатывается, а затем и реализуется на фоне соревновательных нагрузок в процессе выступления соревновательная программа, которая обеспечивается необходимым предварительно достигнутым уровнем готовности. Этот процесс регулируется мотивационными особенностями спортсмена посредством доминирующей цели и направленностью поведения.

Компоненты, составляющие систему, определены в качестве ведущих еще и по той причине, что отражаемые в них структуры и отношения являются основными элементами реальной деятельности спортсмена на соревнованиях. Естественно, что выделение отдельных элементов не означает их автономности, так как они теснейшим образом взаимосвязаны и выделены лишь в исследовательских целях. Так, мотивационные процессы пронизывают и направляют всю деятельность спортсмена и составляющие ее элементы. В то же время отдельные компоненты взаимопроникают друг в друга и представляют собой как бы отдельные аспекты функционирования системы, которые невозможно расчленить в реальной деятельности, что косвенно свидетельствует о ее системной природе.

Так как для системных объектов характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, т.е. определенная организованность, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность, в ее содержание включен соответствующий компонент - организация СД. Данная составляющая отражает условия, формы, организацию и дополнительные факторы, в которых СД функционирует и отражает свою целостность.

Организация в системе СД акробатов включает в себя следующие подсистемы: соревнования, судейство и условия функционирования.

Подсистемы соревнований и судейства отражают организационные аспекты, т.е. форму проведения спортсменами СД.

Состав, структура и организация обусловливают приоритетные принципы , на основе которых функционирует система СД: направленности на достижение максимально возможного индивидуального результата, динамичности, индивидуализации, оптимальности, соответствия структур подготовленности и соревновательной деятельности, соревновательной адаптации, педагогической управляемости и эстетической направленности.

Совокупность подсистем, структурные особенности, принципы и организация (взаимодействие с окружающей средой) обусловливают основные системные свойства СД гимнастов, акробатов и прыгунов на батуте высокой квалификации: эффективность, надежность, оптимальную достаточность, индивидуальность стиля деятельности, зрелищность, эмоциональную насыщенность - определяющие соревновательный результат.

Таким образом, СД спортсменов в видах гимнастики - это специфическая форма интегрального проявления двигательной активности, выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, направленных на достижение максимально возможного индивидуального результата в условиях соревнований.

СД гимнастов, акробатов и прыгунов на батуте высокой квалификации является сложной, многоуровневой системой, взаимосвязанной с окружающей действительностью и входящей в состав системы подготовки спортсменов. Это активная, открытая, саморазвивающаяся и динамичная система, которая эффективно реализуется прежде всего в соответствии с диалектическими принципами целостности, иерархичности и развития. Определяющим фактором ее построения и реализации спортсменами высшей квалификации является максимально возможный соревновательный результат.

Конечно, предлагаемая концептуальная модель системы СД в спортивных видах гимнастики не является идеальной, раз и навсегда законченной: она будет уточняться и совершенствоваться в дальнейших исследованиях.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!