|
АФИНЫ: УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ... ПЕКИН НЕ ЗА ГОРАМИ Директор ГУ
"Центр спортивной подготовки
сборных команд", Олимпийские игры являются значительным событием в жизни международного сообщества. Они отражают многие тенденции в развитии современного мира. Со времён древних Олимпиад спорт всегда содействовал прекращению войн, взаимопониманию между народами, честному и открытому общению. Игры в Афинах не стали исключением. Их проведение внесло свой позитивный вклад в развитие и укрепление общечеловеческих ценностей. Преодолевая многие проблемы и трудности, существующие в нашей стране, в том числе в сфере физической культуры и спорта, российские спортсмены достойно выступили на XXVIII Олимпийских играх. В этой связи хочу подчеркнуть, что российский спорт, несмотря ни на что, остаётся конкурентоспособным на мировой арене, в противовес суждениям и желаниям многих зарубежных специалистов, а также отдельных "деятелей от спорта" в самой России. Двадцать семь раз звучал гимн и поднимался флаг нашей Родины во славу российских спортсменов. Девяносто две медали, завоёванные российскими олимпийцами - это значительный показатель, который по достоинству оценил Президент России Владимир Владимирович Путин, дав высокую оценку выступлению российских спортсменов на Олимпийских играх в Афинах. Весомый вклад в подготовку российских олимпийцев внесли вы, руководители и специалисты по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации. Представители 38 (!!) субъектов Федерации стали обладателями олимпийских медалей Афин, при этом спортсмены 16 регионов внесли существенный вклад в завоевание золотых медалей. Особо хотелось бы отметить успешное выступление на Олимпийских играх спортсменов города Москвы, Волгоградской области, Республик Дагестан и Северная Осетия, города Санкт-Петербурга, Республики Мордовия, Московской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Тульской, Иркутской областей и Красноярского края. С целью обеспечения качественной подготовки кандидатов для участия в Олимпийских играх территориальные органы управления физической культурой и спортом взяли на себя до 40% финансовых затрат, связанных с командированием спортсменов и тренеров на всероссийские и международные соревнования, учебно-тренировочные сборы, проводимые как в России, так и за рубежом, приобретение необходимой экипировки и инвентаря. Положительно решались вопросы социально-бытового характера для спортсменов - лидеров сборных команд и их тренеров. Большая работа в этом направлении была проделана в Московской области, спортивные руководители которой при огромной поддержке губернатора области Б. Громова смогли создать условия для проживания и тренировок многих членов сборных команд России, а также за короткий срок инициировали работу по строительству целого ряда спортивных сооружений международного уровня. Хочу напомнить, что большинство Центров подготовки сборных команд России находится на территории Московской области, руководство которой оказывает посильную помощь в их содержании. Большая работа по созданию условий для подготовки спортсменов, а также ремонту и строительству спортивных сооружений проводится в Южном федеральном округе, и в том числе в Ростовской области, республиках Дагестан и Северная Осетия, в Краснодарском крае. Значительный толчок к восстановлению спортивного потенциала субъектов Российской Федерации дали созданные по инициативе территорий Региональные центры спортивной подготовки сборных команд: по пулевой стрельбе - в Свердловской области, по спортивным единоборствам - в Ульяновской области, по видам борьбы - в Красноярском крае, по спортивной гимнастике - в Кемеровской области, по тяжелой атлетике - в Ростовской области, по гребле на байдарках и каноэ - в Московской области, которые за короткий срок своего существования смогли наладить работу по подготовке спортсменов высокого класса, обеспечению членов сборных команд России необходимым инвентарём и экипировкой. Считаю, что такая вертикаль управления подготовкой спортсменов сборных команд, как Росспорт - ГУ ЦСП - Региональные центры, является наиболее перспективной в рамках развития государственной структуры управления спортом. К сожалению, пока не решена проблема централизованного государственного финансирования этих центров, но работа в этом направлении ведётся. Возвращаясь к итогам Олимпийских игр, необходимо отметить, что из 35 команд, взявших обязательства по завоеванию медалей на Олимпиаде, 18 либо перевыполнили план, либо выполнили его более чем на 90%. Как и ожидалось, наиболее успешно выступили сборные команды и спортсмены - представители Москвы по художественной гимнастике, синхронному плаванию, стрелковому спорту и женской шпаге. Представители Республик Дагестан и Северная Осетия в боксе, вольной и греко-римской борьбе, Волгоградской области в лёгкой атлетике, Санкт-Петербурга в велоспорте. Приятно порадовали своими результатами спортсмены Ростовской области в гребле академической и современном пятиборье. Вся Россия переживала за наших волейболисток, большинство из которых - представительницы Свердловской области. Особо хотелось бы поблагодарить наших стрелков - представителей города Москвы, Московской, Свердловской и Омской областей, Хабаровского и Краснодарского краев, Республики Адыгея, которые в тяжелую минуту для российской олимпийской команды, находящейся в полосе неудач, сумели возродить победный дух. На фоне значительного вклада ряда территорий в подготовку спортсменов высокого класса, думаю, настал момент серьёзно разобраться с географией развития видов спорта в стране. С учетом объективных климатических условий, основной вектор развития летних видов спорта в России направлен на центральный, южный и сибирско-уральский регионы. В таком случае вызывает недоумение неудовлетворительное развитие спорта высших достижений в таких южных регионах, как Ставропольский край, Республика Калмыкия. Не внесли существенного вклада в олимпийскую подготовку ряд регионов Центрального федерального округа: Тамбовская, Липецкая, Брянская, Курская, Орловская, Тверская, Ивановская и Владимирская области, Северо-западного федерального округа - Калининградская, Ленинградская и Псковская области. В Приволжском федеральном округе такой мощный регион, как Республика Татарстан, не имеет ни одной олимпийской награды, а в Кировской области три кандидата в олимпийскую сборную имели с этим регионом только параллельный зачет. Факты негативного положения дел в вопросах олимпийской подготовки имели место и в спортивных федерациях (союзах, ассоциациях) по видам спорта. По нашему мнению, нездоровая обстановка, связанная с конфликтными ситуациями между руководством федерации и тренерским коллективом, в которые, к сожалению, были втянуты ведущие спортсмены, привела к провальным выступлениям в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, плавание, фехтование. А в таком значительно прогрессирующем виде спорта, как теннис, отдельные ведущие "российские" спортсмены в открытую игнорировали Олимпийские игры. Затянувшаяся борьба за власть в федерациях настольного тенниса и бадминтона привела к развалу в сборных команд и как следствие - к значительному превосходству китайцев (на 6 золотых, 2 серебряные и 3 бронзовые медали) над российскими спортсменами. Аналогичная ситуация в федерации плавания сыграла решающую роль в победе американцев над сборной России в неофициальном командном зачете (12 золотых, 9 серебряных и 7 бронзовых у США, против 1 серебряной у России). Провальным можно считать выступление на олимпийских играх сборной команды по спортивной гимнастике, в которой при плане завоевать 4 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые награды наши спортсмены довольствовались только 1 серебряной и 2 бронзовыми, в итоге отрыв американцев в спортивной гимнастике от России составил 6 медалей, в том числе 2 золотые. Стоит отметить, что костяк сборной команды составили спортсмены, выступавшие ещё на Олимпиаде в Атланте 1996 г. Система отбора в сборную команду была сведена к личному мнению главного тренера Л.Я. Аркаева, являющегося одновременно президентом Федерации, государственным, главным и личным тренером. В полном объёме не выполнили заведомо нереальных обязательств российские команды по тхеквондо и парусному спорту. Слабее, чем ожидалось, выступили российские прыгуны в воду, фактически предрешив превосходство в 6 золотых медалей сборной команды Китая. Наша команда, за исключением двух юных спортсменок, является также достаточно возрастной. Перечисленные виды спорта - одни из самых медалеёмких на Играх, и неудачное выступление на них сразу же отодвинуло сборную России с реального первого места в неофициальном общекомандном зачете. Кстати, возрастная проблема присуща всей нашей олимпийской команде образца 2004 года, средний возраст которой составил 27 лет. Это говорит о том, что подготовка ближайшего резерва сборных команд находится на низком уровне. Выступление российских спортсменов на играх ХХVIII Олимпиады в Афинах нельзя оценить однозначно. Несмотря на то что россияне сильно отстали от планируемого количества золотых медалей, выиграв всего 27 (по плану 44), наша команда выполнила план по медалям серебряного и бронзового достоинства (соответственно 27 и 38 медалей). Вместе с тем следует отметить, что российская команда завоевала медали в 24 видах спорта. Такой широкий спектр видов спорта, имеющих высокий уровень результатов на мировой арене, говорит о потенциале российского спорта. Какие же проблемы нам необходимо решить в очередном четырёхлетнем цикле? 1. Провести тщательный анализ подготовки спортсменов в прошедшем олимпийском цикле и с учетом выявленных ошибок и недоработок создать комплексные целевые программы и индивидуальные планы подготовки спортсменов. 2. Совместно с региональными органами управления физической культурой и спортом и всероссийскими спортивными федерациями, разработать комплексную целевую программу развития детско-юношеского спорта. 3. Активизировать работу по созданию региональных центров подготовки сборных команд, предусмотрев их финансирование из федерального бюджета. 4. Скоординировать с территориальными органами и федерациями по видам спорта систему финансирования подготовки спортсменов сборных команд России с заключением соответствующих договоров. 5. Разработать Положения о создании экспериментальных команд по видам спорта, в том числе в упомянутых региональных центрах. 6. Разработать программу развития видов спорта в регионах с учетом предложений территориальных органов управления физической культурой и спортом, всероссийских спортивных федераций (союзов, ассоциаций) на основании местных традиций и с учетом наличия материальной базы. В этом четырёхлетии нам предстоит огромная совместная работа, и только при полной реализации намеченных планов, жестком критическом подходе к допущенным ошибкам можно достичь высочайшего уровня результатов на Олимпийских играх в Пекине. В заключение не могу не высказать слова благодарности в адрес всех спортсменов, тренеров, специалистов, руководителей региональных, ведомственных и общественных спортивных организаций за огромный вклад в развитие российского спорта. Хотелось бы выразить также особую признательность губернаторам областей, президентам спортивных федераций , в наибольшей степени обеспечившим успех российской команды на Олимпиаде в Афинах. В противовес пессимистам, готовым похоронить российский спорт, можно со всей ответственностью сказать : спорт в регионах, а значит и в России, жив. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |