|
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ЛЫЖНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России В.С. Близневская Красноярский
государственный технический
университет, Красноярск Лыжное ориентирование - комплексный вид спорта, заключающийся в лыжной гонке с ориентированием. При этом и лыжная гонка, и процесс ориентирования имеют свою специфику. Лыжная гонка по лыжным трассам разной градации сочетается с одновременной сложной мыслительной деятельностью, связанной с самостоятельным выбором пути движения в лыжной сети и безошибочной его реализацией. Цена нерационального выбора варианта движения или ошибочного отклонения от выбранного пути движения (даже незначительного) может оказаться очень высокой. Этим лыжное ориентирование и интересно, результат часто непредсказуем, что вносит определенную интригу в ситуации до финиша последнего участника. Поэтому, какой бы высокой ни была специализированная лыжная подготовленность спортсмена, недостаток технического мастерства не позволит ему показывать высокие результаты в лыжном ориентировании. Что включает в себя понятие "специализированная мыслительная деятельность" в лыжном ориентировании? Это несколько конкретных технических навыков и мыслительных операций, которыми должны владеть спортсмены и применять их в соревновательной обстановке. В частности, чтение карты в движении (включая выбор вариантов движения), наблюдение за местностью, сопоставление фрагментов карты с участком местности в районе точки движения, отслеживание своего пути движения по карте, контроль направления движения и пройденного расстояния, запоминание отдельных фрагментов карты. Техническая составляющая круглогодичного тренировочного процесса должна быть направлена на совершенствование этих технических навыков или их отдельных элементов. Конечной целью обучения чтению карты является четкое и быстрое распознавание участка местности по условным знакам карты, и наоборот. Чтение карты в движении - более сложная задача. Такой навык спортсмены должны совершенствовать постоянно, повышая скорость движения, на которой они могут эффективно читать карту. Выработать навык получения информации из карты можно повышением качества восприятия картографической информации. Чтение карты на соревнованиях по лыжному ориентированию чередуется с наблюдением за местностью , во время которого спортсмены сличают то и другое. Эффективность чтения карты в процессе соревнований зависит от скорости и достоверности ее получения, а это, в свою очередь, влияет на качество сличения этой информации с местностью. В ориентировании наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, то есть взаимных расположений различных объектов, а также скорости приближения к ним спортсмена. Основную роль здесь играют зрительные восприятия. Как и чтение карты, наблюдение за местностью основано на процессах восприятия и переработки информации и обеспечивается теми же психическими способностями. Процесс сличения, то есть сопоставления информации карты с информацией о местности, является основой технической составляющей лыжного ориентирования. Сопоставление участков местности, по которой спортсмен движется в данный момент, с соответствующими им фрагментами карты происходит постоянно, на протяжении всей дистанции, от старта до финиша. Этого требуют условия соревновательной обстановки для безошибочной работы спортсмена на дистанции. Современные дистанции лыжного ориентирования отличаются большой технической насыщенностью лыжной сети. Причем это характерно для всех дисциплин программы соревнований. Отвилки или пересечения лыжных трасс различной конфигурации могут находиться настолько близко друг к другу, что акцентировать на них внимание приходится каждые 10-20 с. При сложном рельефе местности горизонтали, отражающие его состояние, значительно насыщают карту, что тоже усложняет ее чтение и восприятие. Навык чтения карты в движении можно развивать и совершенствовать, только читая ее в движении, независимо от уровня подготовленности лыжника-ориентировщика. Сидя за столом или стоя на месте, добиться должного эффекта невозможно. Лишь на начальной стадии занятий стационарная работа приносит пользу, когда начинающий ориентировщик даже в покое плохо читает условные знаки карты и понимает ее содержание, и эта стадия тренировки должна быть короткой. Может быть проведено лишь несколько таких занятий, вслед за которыми нужно приступать к тренировкам в движении. Этот процесс можно сравнить с развитием у человека навыка беглого чтения. В начале обучения грамоте ему показывают буквы, объясняют принцип произнесения слогов, а затем и слов. Все остальное зависит от усидчивости обучаемого - чем больше он будет самостоятельно читать, тем быстрее и качественнее научится это делать. Движение лыжника-ориентировщика по пересеченной местности значительно усложняет условия выполнения технических элементов и приемов: так как в лыжном ориентировании нет возможности держать карту в руках, она вставляется в планшет, который крепится на груди. Лыжник-ориентировщик может качественно читать карту в движении, выбирать оптимальные варианты пути между контрольными пунктами, но быть невнимательным и пропускать необходимые для контроля ориентиры. Это повлечет за собой срыв процесса сопоставления карты с местностью, и в лучшем случае - падение скорости, а в худшем - отклонение от выбранного варианта движения (ошибку). Чтобы реже обращаться к карте, спортсмену необходимо запоминать ее определенные фрагменты и некоторое время удерживать их в памяти. Проявления спортсменом-ориентировщиком специализированной памяти многогранны, как и вся его мыслительная деятельность на дистанции. С ростом мастерства у спортсменов формируется и развивается так называемая "память карты" [6, 7]. Начинающий заниматься ориентированием спортсмен тратит на чтение и запоминание фрагментов карты и местности значительно больше времени. Он часто снижает скорость, а при необходимости даже останавливается для получения информации при чтении карты. Объем специализированной памяти у начинающих спортсменов тоже невысок, и они значительно снижают скорость на пересечениях лыжных трасс. Но чем выше у лыжника-ориентировщика уровень специализированной памяти, тем реже он обращается к карте. "Памятью карты" можно охарактеризовать способность быстрого запечатления и сохранения ее фрагментов в сознании спортсмена на время, необходимое для прохождения с одновременным обзором местности зафиксированного в памяти участка карты. Развитие и совершенствование профессиональной памяти ориентировщика может существенно ускорить решение задач ориентирования и повысить ее надежность. А это, в свою очередь, зависит от систематичности и продолжительности работы непосредственно по ее развитию. Главное условие качественного и количественного запоминания - направленность внимания. В соревновательной обстановке внимание играет большую роль в любом виде спорта, а в лыжном ориентировании это решающий фактор спортивного результата. Начало профессиональной мыслительной работы лыжника-ориентировщика на дистанции - это сосредоточение на участках местности и соответствующих ей фрагментах карты, не отвлекаясь на посторонние помехи - на соперников, свою экипировку, влияние погодных условий, состояние лыжни, что, оказывается, крайне трудно выполнять. Объем информации, которую запоминают лыжники-ориентировщики, индивидуален и во многом зависит от степени владения другими техническими навыками работы на дистанции. Если спортсмен способен качественно читать карту без снижения скорости, быстро переключаться с карты на местность, нет необходимости в большом объеме информации для запоминания. И, наоборот, в случае хорошей памяти есть смысл ее использовать для экономии времени на другие технические действия. Универсальных рецептов по технике запоминания определенного объема информации нет [2]. В сознании спортсмена в первую очередь вырабатывается и закрепляется в процессе тренировок и соревнований тот стиль пространственного мышления, основу которого составляют природные, генетически заданные особенности его психики [1, 3]. Это находит свое отражение в доминировании той или иной стратегии умственной работы по запоминанию или воспроизведению ситуаций местности и карты. Итог должен быть один - хорошая мыслительная работа, основанная прежде всего на процессах памяти. Более быстрое и надежное продвижение квалифицированного спортсмена по дистанции ориентирования во многом связано с умением принимать решения на основе рационального мыслительного процесса, используя свою, индивидуальную, мыслительную тактику работы. Память является функцией мозга, и как всякая его функция может развиваться и поддаваться тренировке [4]. Кроме вышеописанных технических навыков ориентирования на дистанции спортсмены контролируют расстояние и направление движения. Контроль расстояний как элемент техники ориентирования позволяет оценивать расстояния между различными ориентирами на местности и на карте. Глазомерный контроль расстояний - основополагающий в любом виде ориентирования на местности [5], а в лыжном ориентировании он служит единственно возможным способом оценки расстояния, так как здесь невозможно использовать счет шагов или линейку. Он основан на зрительном восприятии окружающего пространства, позволяет оценить взаимное расположение и размеры объектов. В лыжном ориентировании количественно оценивать расстояния спортсмен может лишь в нескольких ситуациях: в случае отсутствия или пропуска нужной лыжни, некорректного взаиморасположения лыжней. Задача усложняется тем, что спортсмены варьируют скорость движения в зависимости от качества и градации лыжней, что, безусловно, сбивает их, а высокая скорость на спуске искажает представление о его протяженности. Во всех подобных ситуациях более эффективно определение направления лыжной трассы, на которой в данный момент находится спортсмен. Количественная оценка расстояний в традиционную практику работы на дистанции не входит. Зимой в этом нет необходимости, так как пересечения и отвилки лыжней - хорошие точки контроля местонахождения. Куда более важна сравнительная оценка расстояний (короче-длиннее), на которой основан выбор вариантов движения в лыжном ориентировании. Эта оценка очень важна и производится постоянно, на протяжении всей дистанции. Неверная оценка сравнения двух или более разных вариантов движения к очередному пункту приводит к выбору заведомо проигрышного (в расстоянии) варианта. Для повышения точности сравнительной оценки разных путей движения необходимо работать над выбором вариантов между контрольными пунктами по кратчайшему возможному пути в лыжной сети. Ситуации, когда необходимо контролировать направление движения , возникают из-за пропуска каких-либо ориентиров по невнимательности спортсмена, а также при некорректности карты или плохой видимости лыжней. Первая причина чисто субъективная и зависит от степени сосредоточенности спортсмена на дистанции. Другие могут возникнуть, если недостаточно хорошо подготовлена карта либо дистанция или погодные условия мешают нормальному проведению соревнований. Некорректность подготовки заключается в несоответствии лыжной сети на местности и на карте. К сожалению, такие негативные моменты встречаются на соревнованиях. Кроме того, появляются лишние лыжни на местности, когда впереди стартовавшие спортсмены прокладывают "подрезки". Удачно проложенная "подрезка" используется, как правило, большинством спортсменов. В результате для участников, стартующих в конце стартового протокола, она становится практически равноценной с быстрой лыжной трассой. Сложность заключается в опознании ее на местности именно как "подрезки", а не участка лыжной сети, подготовленной организаторами и нанесенной на карте. Для этого обязательна процедура ориентирования карты относительно местности, чтобы точно определить направление проложенной "подрезки". В кроссовом ориентировании для контроля направления часто применяют бег по азимуту. Слово "азимут" в переводе с арабского языка означает направление, поэтому бег по азимуту предполагает бег в строго выбранном направлении, которое определяется с помощью компаса с плато и выдерживается при движении. В лыжном ориентировании точный азимут спортсмены почти не используют, а "грубый" (примерный) определяют довольно часто, например прокладывая "подрезку". Кроме того, операция ориентирования карты относительно местности выполняется множество раз на дистанции, так как спортсмен, двигаясь по густой сети лыжней, часто меняет направление движения. Вовремя сориентировав карту, он убеждается в правильности своего движения и избегает ошибочного ухода по другой лыжне, причем часто эта процедура производится поворотом столика планшета без помощи компаса. В случае образования наста на местности проведения соревнований лыжники-ориентировщики могут почти беспрепятственно двигаться в направлении следующего контрольного пункта, совершенно не проваливаясь. Особенно провоцирует спортсменов на этот стиль работы некачественная подготовка сети лыжней из-за недостаточного снежного покрова, а местами и полного его отсутствия. Скорость движения по таким лыжням нисколько не выше скорости прямого продвижения к контрольному пункту, тем более что они малозаметны и необходимы усилия для их обнаружения на местности. В любых подобных ситуациях обязателен контроль направления движения, так как отклонение в любую сторону может вывести спортсмена в незапланированную точку, дезинформировать о месте выхода на трассу лыжной сети и привести к совершению ошибки. Мысленно он двигается по намеченной линии, а реально - нет. Заключение. Итак, основная задача спортсмена в лыжной гонке с ориентированием состоит в поддержании такой скорости, на которой он способен справляться с задачами ориентирования, включающими выбор вариантов движения на этапах дистанции, постоянное сопоставление фрагментов карты с участками местности, контроль точки своего движения по карте. При превышении оптимальной скорости гонки по дистанции ориентирования увеличивается вероятность некорректного выполнения технических приемов и ошибочного ухода от выбранного пути движения, поэтому регулирование скорости гонки в зависимости от индивидуального уровня технического мастерства - одно из ведущих качеств лыжников-ориентировщиков высокого уровня. Подводя итог исследованию анализа мыслительной деятельности на дистанциях заданного направления в лыжном ориентировании, можно считать основным следующий перечень необходимых спортсмену технических навыков: 1. Выбор варианта движения на этапах дистанции в процессе гонки. 2. Чтение карты на разной скорости движения. 3. Запоминание отрезков варианта движения с фрагментом карты. 4. Сопоставление информации карты с местностью, и наоборот. 5. Контроль и оценка расстояний. 6. Контроль направления движения - ориентирование карты относительно местности. 7. Контроль направления при движении вне лыжной сети. На этих составляющих мыслительной деятельности спортсмена на дистанции, на качественном выполнении каждой из них строится успешное (рациональное и безошибочное) прохождение дистанции. Техническое мастерство лыжников-ориентировщиков характеризуется уровнем владения рассмотренными техническими навыками ориентирования и эффективностью тактики применения различных технических приемов ориентирования в соревновательной обстановке. Использованная литература 1. Клацки Р. Память человека. - М.: Мир, 1978. - 319 с. 2. Корсаков И.А., Корсакова И.К. Наедине с памятью. - М.: Эйдос, 1993. - 80 с. 3. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М.: Мир, 1993. - 240 с. 4. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. - М.: Эйдос, 1993. - 78 с. 5. Огородников Б.И., Мосеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М.: ФиС, 1980. - 72 с. 6. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физ. культуры. 1975, № 6, с. 17-19. 7. Приймак Е.С., Приймак О.К., Мулахметов Б.И. Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов -ориентировщиков // Теория и практика физ. культуры. 1976, № 2, с. 45-47. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |