|
ТЕХНИКА И ТАКТИКА ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА: РАССМОТРЕНИЕ ПОНЯТИЙ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Доктор
педагогических наук, профессор А.Ф.
Лисовский Горнолыжный спорт хорошо известен и популярен во всем мире. В нашей стране он также имеет свою историю как соревновательный вид и как средство активного отдыха. Известно, что это "технический" вид спорта и требует специальной подготовки для овладения специфическими приемами в виде спусков и поворотов на горных лыжах. Однако понятия "техника" и "тактика" горнолыжного спорта до сих пор не имеют единого толкования. Мы считаем, что эти понятия следует рассматривать посредством изучения целенаправленного движения самоуправляемой системы "человек-лыжи", находящейся на наклонной плоскости с переменным углом наклона. Причиной, или системообразующим фактором, формирования двигательных действий горнолыжника при спуске следует считать возникновение в таких условиях составляющей силы тяжести в виде скатывающей силы, где G - вес горнолыжника со всем снаряжением. Таким образом, горнолыжник имеет своеобразный "двигатель", увлекающий его вниз по склону. На этой основе горнолыжный спорт, как и фристайл, сноубординг, санный спорт, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и другие? можно отнести к группе "гравитационных" видов спорта, что соответствует классификации, представленной Ю.В. Верхошанским [2]. Что же остается делать горнолыжнику? Очевидно, выполнять "управляющие действия" (по М.М. Синайскому, А.Л. Попову [44]), заключающиеся в управлении движением системы "человек-лыжи" по заранее размеченной горнолыжной трассе с целью затраты минимального времени в конкретных условиях спуска. При катании на горных лыжах (выполнение произвольных спусков) управление направлением и кривизной траектории поворотов горнолыжник может осуществлять произвольно . Как управлять спуском на горных лыжах? Для этого горнолыжнику необходимо воздействовать на специальный спортивный снаряд - горные лыжи посредством активных перемещений своего тела, что позволяет изменять направление и скорость системы "человек-лыжи" на основе силового взаимодействия лыж со снежным покровом склона. Комбинации таких двигательных действий представляют варианты технических приемов горнолыжного спорта. Однако перед их выполнением горнолыжник должен мысленно составить план своих будущих действий, что особенно необходимо при спусках с большой скоростью или при движении по сложным горнолыжным трассам. Комбинации таких планов с учетом скорости спуска, расстановки ворот, особенностей рельефа, состояния снежного покрова на трассе, поведения соперников, собственных возможностей спортсмена с последующей их реализацией обычно называются тактическими приемами горнолыжного спорта. В чем же особенная притягательность горнолыжного спорта для людей разного возраста, пола, разных профессий? Да, он сопровождается оздоровительным эффектом благодаря чистому зимнему воздуху и яркому солнечному свету, радостным ощущениям скорости скольжения по снегу, красивым зимним горным пейзажам, азарту спортивной борьбы и радости побед. Но каждый горнолыжник при спусках на лыжах должен постоянно решать тактические задачи по построению и перестроению своих двигательных действий в зависимости от меняющихся условий спуска (крутизны склона, радиуса поворотов, скорости входа и выхода из поворота, обхода шестов разметки трассы, состояния снега, неровности рельефа и т.д.). Таким образом, при систематических тренировках не только совершенствуется специальная двигательная подготовленность горнолыжника. Горнолыжный спорт развивает способность спортсмена к быстрой переработке информации как основы для принятия адекватных решений по выбору правильного варианта действия в условиях дефицита времени на размышление. Дефицит увеличивается при повышении скорости спуска, что проявляется у горнолыжников в "умении думать вперед" [20] - "реакции антиципации" по Е.Н. Суркову [45]. Не по этой ли причине многие люди творческих профессий и политики любят кататься на горных лыжах? В Российской Федерации таких примеров много, отметим только один, наиболее известный, связанный с конструкторской, научной и спортивной деятельностью известного советского горнолыжника, многократного чемпиона страны по горнолыжному спорту Гая Северина. Так что же это такое - горнолыжный спорт как вид деятельности человека? Характеристики горнолыжного спорта можно найти в работах Н.А. Бернштейна [1], В.В. Васильевой [48], Д.Д. Донского [9], В.С. Фарфеля [47], Л.П. Матвеева [27], Г. Мезера [28], Дж. Местера с соавт. [29], Г.Г. Наталова [30], С.Ф. Николенко [31], С.И. Ялакаса [49], G. Kaminski [50], J. Jirsa [51], P. Martin [52] (представлены в хронологическом порядке). Сформулированные в разные годы, они определяют горнолыжный спорт с разных исходных позиций их авторов. Необходима характеристика, основанная на общих определяющих понятиях, которые детерминируются особенностями психической деятельности человека. По данным работ известных российских психологов Л.С Выготского [5], В.В. Давыдова [6], С.А. Рубинштейна [41], А.Н. Леонтьева [24], В.А. Демина [8] известно, что деятельность в психологическом понимании означает психическое свойство личности, характеризующее направленность активности человека. В нашем случае эта активность двигательная и проявляется в виде систематических занятий горнолыжным спортом. Деятельность всегда совпадает с мотивом, который служит основой для постановки и реализации конкретной цели. Цели таких занятий могут быть различными: от приятного времяпровождения и отдыха до достижения высших спортивных результатов мирового уровня. Эти положения позволяют нам представить определение горнолыжного спорта следующим образом. Горнолыжный спорт - это разновидность мотивированной и целенаправленной двигательной деятельности человека в виде управления движением системы "человек-лыжи" в нестандартных условиях спуска при действии скатывающей силы в качестве причины движения. Перейдем теперь к понятию "техника горнолыжного спорта". В учебных пособиях по горнолыжному спорту под техникой подразумевается набор технических приемов, который и описывается авторами. Такой эмпирический подход фиксирует внимание читателя не на основных биомеханических закономерностях спусков человека на лыжах, а на некоторых их реализациях в виде конкретных приемов, часть которых к моменту выхода издания уже оказывается устаревшей. В ряде случаев пособия и соответствующие этой теме статьи в спортивных изданиях содержат сведения о кинематических и динамических характеристиках движения горнолыжника [3, 7, 13 -16, 22, 36, 48]. На основании сравнительного анализа перемещений частей тела спортсменов при спуске на трассе по материалам киносъемки и при рассмотрении умозрительных вариантов внешних действующих сил авторы делают заключение о правильности и неправильности выполняемых технических приемов. В ряде случаев производится оценка сравнительной эффективности техники спусков на основе рассмотрения действий горнолыжников в примерно одинаковых условиях на одной и той же трассе [38, 46]. В литературе по горнолыжному спорту можно также найти результаты применения математического аппарата для изучения поворотов на горных лыжах [18, 19, 23]. Необходимо пояснить, что такой подход на основе методов механики твердых тел нельзя считать плодотворным, т.к. приводимые формулы описывают движение горнолыжника как материальной точки или абсолютно твердого тела. Ни о каких внутренних силах как результатах целенаправленных и согласованных воздействий мышечных тяг тела человека в этом случае речи нет. В результате тренерам и спортсменам очень трудно совместить собственные педагогические представления о выполнении технических приемов горнолыжником с математическими описаниями. Мы считаем, что обязательным в этом случае должно быть рассмотрение понятия "технический прием горнолыжного спорта" на основе современных представлений биомеханики о двигательном действии человека как самоуправляемой системы. Необходимость в рассмотрении связана с отсутствием такого понятия или с искаженным представлением о нем у многих российских тренеров, что не позволяет согласованно и на разных уровнях оценивать качество технической подготовленност и горнолыжников. С позиций биомеханики любой прием горнолыжника (старт, поворот, торможение и проч.) представляет собой двигательное действие как систему, состоящую из взаимосвязанных частей, которые обычно рассматриваются во времени как фазы. Однако главным является то, что горнолыжник при построении такой системы в виде выполнения технического приема уже имеет цель всего действия, сформированную на основе мотива, и конкретную двигательную задачу [10]. Каждая же часть двигательного действия имеет свою подцель, которая достигается за счет выполнения частной биомеханической задачи посредством перемещений частей тела человека благодаря согласованному действию многих мышечных тяг (мышечных ансамблей). В чем же состоит основная задача, например, поворота на горных лыжах? В среде горнолыжников распространено мнение, что такой задачей является нахождение вариантов поворотов, способствующих увеличению скорости спуска. Однако при сколько-нибудь значительной скорости спуска (10 -12 м/с и более) никаких возможностей для ее увеличения у спортсмена нет, так как любые попытки отталкивания от снежной поверхности лыжами или лыжными палками в этих условиях не дают положительного эффекта. Об этом говорил и писал Д.Е. Ростовцев, предостерегая тренеров и спортсменов -горнолыжников от увлечения такими "ускоряющими" приемами, как "раскачивание в поворотах", "сгибания -разгибания", "коньковый жим", "ускорения во всех фазах поворота" и т.п. Действительно, в таких случаях приобретают ускорение отдельные части системы, например лыжи и нижние части ног, но вследствие известного закона механики о количестве движения скорость общего центра масс системы "лыжник-лыжи" не изменяется. Он же неоднократно отмечал искаженные и неверные представления многих специалистов горнолыжного спорта о механизмах взаимодействия лыж со снегом при выполнении поворотов [3 - 40]. По нашему мнению, основная задача горнолыжника при спуске на лыжах состоит в создании таких двигательных действий, которые позволят реализовать систему сил взаимодействия лыж со снежным покровом, обеспечивающую управление движением общего центра масс системы "человек-лыжи" по намеченной траектории. Одновременным и очень важным условием служит необходимое качество скольжения на лыжах, которое заключается в обеспечении минимума работы тормозящих сил при спуске. Это позволяет системе "человек-лыжи" приобрести наибольшую возможную в конкретных условиях кинетическую энергию и, следовательно, наибольшую скорость движения. Здесь уместно привести использованное Д.Е. Ростовцевым высказывание знаменитого горнолыжника Тони Зайлера: "Наиболее техничным слаломистом является тот, кто меньше всех оказывает сопротивление силе тяжести" (добавим "при спуске на лыжах"). Решение задачи управления спуском определяется также необходимым уровнем владения комплексом двигательных способностей горнолыжника в виде проявления быстроты, силы, координации движений, выносливости и гибкости в специализированных для горнолыжного спорта вариантах. На основании сказанного формулируем следующее понятие. Техника горнолыжного спорта - это система двигательных действий спортсмена, ориентированная на управление спуском по намеченной траектории, на создание минимальной работы тормозящих сил при движении и позволяющая наиболее эффективно использовать его двигательные возможности. Понятие тактики горнолыжного спорта разработано гораздо слабее. Обычно вопросы тактики спуска рассматриваются специалистами в учебных пособиях и статьях в виде вариантов прохождения ворот на горнолыжной трассе. В работах [26, 40] отмечается большая значимость для результатов соревнований предварительного изучения особенностей склона, снежного покрова и, самое главное, расстановки ворот на трассе спуска. В работах [32, 34] под тактикой горнолыжника понимается решение задач по выбору траектории спуска, технических приемов, скорости в их оптимальном сочетании. Большое значение придается умению горнолыжника запоминать трассу [12, 17, 26]. В чем же состоит тактика горнолыжника с системных позиций? В научной литературе по вопросам тактики горнолыжного спорта можно отметить работы Л.П. Ремизова [35, 36] по изучению оптимального управления прямым спуском горнолыжника на основе принципа максимума Л.С. Портнягина. Л.П. Ремизов разработал алгоритм решения задачи на ЭВМ, позволивший теоретически решить задачу спуска горнолыжника с минимальным временем по трассам с заданным профилем склона. На кафедре теоретической механики Пермского политехнического университета (заведующий кафедрой заслуженный деятель науки РФ, профессор Ю.И. Няшин) коллективом сотрудников во главе с Р.Н. Рудаковым и при участии автора статьи проведен ряд работ по расчету оптимальной траектории движения горнолыжника по трассе на криволинейном склоне [42, 43]. На основании разработанных алгоритмов решены задачи оптимизации траектории спуска горнолыжника по трассам слалома, слалома-гиганта и супергиганта при заданных параметрах склона, расстановки ворот и варьируемых параметрах: угол входа в поворот, кривизна траектории движения. Основные зависимости между параметрами трасс и характеристиками движения горнолыжника проверены экспериментально. Разработана методика определения оптимального угла входа в поворот горнолыжника и радиуса кривизны траектории при обходе им шестов разметки трассы при известных величинах аэродинамического параметра, массы и коэффициента трения лыж о снег. По нашему мнению, для спортсменов-горнолыжников практической реализацией тактических приемов как главной тактической задачи при движении по размеченной трассе является выбор оптимальной траектории движения центра масс системы "человек-лыжи". Критерием оптимальности для спортсменов является минимальная сумма времени движения системы на каждом участке трассы с учетом особенностей условий спуска и возможностей горнолыжников. Для любителей катания на горных лыжах главная тактическая задача состоит в формировании траектории движения центра масс системы "человек-лыжи" таким образом, чтобы в каждом случае индивидуально ощущаемая скорость не нарушала уверенного (надежного) управление спуском. Однако тактические действия горнолыжника реализуются не только в процессе спусков. Тактический план прохождения трассы формируется спортсменами -горнолыжниками предварительно, при просмотре трассы, на основе ее изучения, определения особенностей склона, состояния снега и анализа своих технических возможностей. Большое значение имеет также тактика поведения перед стартом с целью воздействия на соперников. Особенно важны составление тактических задач при подготовке ко второй попытке и их реализация [21]. С позиций психологической теории деятельности [4, 6, 8, 24, 41] основой для создания будущих двигательных действий человека является мотив деятельности. Поэтому мотив рассматривается в данном случае как системообразующий фактор. Для горнолыжника мотивы можгут быть различными и проявляться в виде стремления хорошо отдохнуть, или обучиться владению приемами горнолыжного спорта, или завоевать первое место на соревнованиях самого высокого ранга. На основе мотива еще до спусков формируется цель деятельности, а затем на основе цели как критерия строятся отдельные действия, состоящие из операций - мельчайших психологических элементов ("смысловое проектирование" [11]). Используем также понятие "Поведенческий комплекс" [33] в виде совокупности психологических действий горнолыжника, причем не только во время спусков на лыжах, а в течение всего времени соревнования, в виде одной или двух попыток. В целом наше понимание тактики горнолыжного спорта представим следующим образом. Тактика горнолыжного спорта - это способы формирования и реализации на основе имеющегося мотива будущих действий горнолыжника по созданию оптимальной траектории спуска на лыжах (с учетом особенностей склона и подготовленности спортсмена) в виде определенной последовательности элементов в структуре приема, приемов в структуре действия для достижения поставленной цели. Из всего сказанного следует, что при рассмотрении понятий техники и тактики горнолыжного спорта, скорее, следует говорить о тактико-технических действиях горнолыжников, формируемых в виде единой системы. Хорошо известно, что в горнолыжном спорте уровень тактико-технической подготовленности спортсменов имеет большое значение для достижения результатов в спортивных соревнованиях. Тогда возникает вопрос: а как же определить такой уровень у горнолыжников и оценить его? Ответом на этот вопрос является разработанная автором статьи система комплексного контроля тактико-технической подготовленности спортсменов -горнолыжников непосредственно в условиях соревнований. Трехэтапная система контроля включает экспертизу подготовленности только сильнейших на данном соревновании спортсменов, что значительно уменьшает трудоемкость исследований. Для всех участников соревнований проводится хронометраж наиболее технически сложных участков трассы. На основе оригинальной методики выполняется расчет интегративных оценок тактической и технической подготовленности спортсменов. Система контроля прошла апробацию на многих соревнованиях высококвалифицированных горнолыжников России, детей и молодежи всех основных возрастов и показала высокую эффективность [25]. Литература 1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 288 с. 2. Верхошанский Ю.В. Некоторые предпосылки к оптимальному управлению процессом становления спортивного мастерства // Теория и практика физ. культуры. 1966, с. 21-23. 3. Веселы З., Пахолику В. Биомеханика прямого спуска на лыжах // Спорт за рубежом. - М.: ФиС, 1959, с. 79-85. 4. Волков Н.И., Ремизов Л.П., Ширковец Е.А. Критерии оптимальной тактики спуска горнолыжника // Теория и практика физ. культуры. 1971, №12, с. 8-14. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. 6. Давыдов В.В. Современная общая психология и психология спорта // Теория и практика физ. культуры. 1975, № 2, с. 9-13. 7. Дадукевич В.В. О силе, движущей горнолыжника вниз по склону // Лыжный спорт, 1983, вып. 2, с. 50-52. 8. Демин В.А. Методологические вопросы исследования в спорте в аспекте теории деятельности : Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1975. - 24 с. 9. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений. - М.: ФиС, 1960.- 287 с. 10. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Двигательная задача в спортивных действиях // Теория и практика физ. культуры, 1994, № 11, с. 40-43. 11. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Смысловое проектирование спортивных действий (от "модели объекта" к "модели проекта") // Теория и практика физ. культуры. 1996, №1, с. 51-57. 12. Егупов Л.Ф. Запоминание слаломной трассы: Автореф. канд. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1952. - 17с. 13. Жубер Ж., Вюарне Ж. Современный горнолыжный спорт. - М.: ФиС, 1959, с. 28-29. 14. Жубер Жорж. Горные лыжи: техника и мастерство. - М.: ФиС, 1983, - 397 с. 15. Жубер Ж. Горнолыжная техника: концептуальная революция 90-х // Горные лыжи. Ski. 2001, № 2, с. 36-39. 16. Жубер Ж. Горнолыжная техника: концептуальная революция 90-х // Горные лыжи. Ski. 2001, № 3, с. 48-51. 17. Зайлер А. Мой путь к трем золотым медалям. - М.: ФиС, 1957. - 119 с. 18. Залежак М. Биомеханическая характеристика фазовой структуры поворота в слаломе // Лыжный спорт, 1978, вып. 2, с. 56-61. 19. Залешек И. Анализ техники поворотов на параллельных лыжах с точки зрения механики // Физическое воспитание. Словацкое пед. издат., Братислава, 1958, ч. 2, с. 38-45. 20. Килли Ж.-К. На лыжах вместе с Килли. - М.: ФиС, 1972. - 217 с. 21. Коркоран Т. Стратегия второй попытки // Лыжный спорт, 1974, вып.1, с. 37. 22. Котелли Ф., Котелли М. Лыжи будущего. - М.: ФиС, 1978. - 104 с. .23. Лама С. Поворот в современном слаломе // Лыжный спорт, 1976, вып.1, с. 57-62. 24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. 25. Лисовский А.Ф. Интегративный контроль техники и тактики в горнолыжном спорте: Монография. - Чайковский: ЧГИФК, 2003. - 133 с. 26. Лыжный спорт: Учебник для ИФК /Под ред. М.А. Аграновского. - М.: ФиС, 1980. - 315 с. 27. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 280 с. 28. Мезер Г. Биомеханика поворотов на параллельных лыжах // Лыжный спорт. - М.: ФиС, 1962, с. 222-226. 29. Местер Дж., Бруггман П. и др. Кинематографический и динамический анализ горнолыжного спорта // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 7, с. 11-15. 30. Наталов Г.Г. Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения // Олимпийский бюллетень, № 1. - М.: ОКР, 1994, с. 26-35. 31. Николенко С.Ф. Систематизация двигательной деятельности в горнолыжном спорте // Теория и практика физ. культуры. 1980, № 2, с.10-13. 32. Орехов Л.И., Дельвер П.А. Тренировка горнолыжников: Учеб. пос. - Алма-Ата: КазГИФК, 1983. - 91 с. 33. Пилоян Р.А., Шахмурадов Ю.А. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997, №3, с. 58. 34. Радыгина К.И., Третилова Т.А. Подготовка спортсменов-горнолыжников. - Киев: Здоровье, 1983. - 104 с. 35. Ремизов Л.П. Анализ и классификация техники поворотов в горнолыжном спорте // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 3, с. 10-12. 36. Ремизов Л.П. Оптимальная тактика горнолыжника в скоростном спуске // Теория и практика физ. культуры. 1974, № 2, с.16-19. 37. Ростовцев Д.Е. В разных ракурсах // Лыжный спорт. 1982, вып.1, с. 56-58. 38. Ростовцев Д.Е. Примеры "лыжной механики" // Лыжный спорт. 1983, вып.1, с. 61-64. 39. Ростовцев Д.Е. Об ускорениях в поворотах // Лыжный спорт. 1985, вып. 2, с. 52-54. 40. Ростовцев Д.Е. Подготовка горнолыжника. -- М.: ФиС, 1987. - 175 с. 41. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. - В кн.: Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976, с. 219-234. 42. Рудаков Р.Н., Лисовский А.Ф., Хитрюк В.В. Оптимизация слаломной траектории на криволинейном склоне // Российский журнал биомеханики. 2003, т. 7, № 2, с. 53-61. 43. Рудаков Р.Н., Гайсина А.Р., Лисовский А.Ф. и др. Оптимизация траектории центра масс горнолыжника в специальном слаломе, слаломе-гиганте и супер-гиганте // Российский журнал биомеханики. 2004, т. 8, № 2, с. 12-18. 44. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 2, с. 51-55. 45. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. - М.: ФиС, 1982. - 144 с. 46. Техника в основе соперничества // Лыжный спорт. 1983, вып. 1, с. 56-61. 47. Фарфель В.С. Пути совершенствования спортивной техники (методический принцип срочной информации) // Теория и практика физ. культуры. 1962, № 5, с. 23-25. 48. Физиология человека / Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 1970, с. 473-474. 49. Ялакас С.И. Школа горнолыжника. - М.: ФиС, 1973. - 119 с. 50. Jirsa J. Pohibove schopnosti zjazdara a charakteristika lyzaskych dissiplin. -Trener. 1978, № 4, s.156-157. 51. Kaminski G. Bewegunuschanlunden als Beweltgung vol Mehrfachaufgaten. Sportwissenschaft, 1973, № 3, p. 23-24. 52. Martin P. Essai de rechеrche sur les forces de brakage. - L'education phуsique et sport, 1990, № 106, p. 56-68. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |