|
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ЖЕНЩИН В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ Кандидат
педагогических наук, профессор П.С.
Горулев Уфимский филиал Уральской государственной академии физической культуры, Уфа Использование данных об особенностях физиологического развития организма женщин и феномена ежемесячной смены фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ) открывает пока еще недостаточно исследованные с этих позиций возможности углубления природосообразной компоненты педагогического управления процессом спортивной подготовки девочек, девушек и женщин, занимающихся тяжелой атлетикой. Это даст возможность достижения женщинами высоких результатов и сохранения на протяжении длительного времени спортивного мастерства. Наличие физиологических особенностей женского организма ставит вопрос о необходимости выделения в самостоятельный раздел содержания и структуры тренировочного процесса тяжелоатлеток, целенаправленных комплексов педагогических воздействий, обеспечивающих системные увязки различных тренировочных и обучающих эффектов. Это позволит в максимальной степени использовать заметные координационные преимущества женщин перед мужчинами и занять более выгодную позицию вместо "соревнования" с "сильным" полом в силе. Быстрый рост спортивных результатов, биологические особенности женского организма, отсутствие научно обоснованной программы подготовки женщин в современном спорте высших достижений доказывают актуальность проблемы управления специальной физической подготовкой женщин. Это один из важнейших факторов, обеспечивающих высокий уровень адаптации к тренировочным нагрузкам на протяжении всей спортивной деятельности. В целях гуманизации учебно-тренировочного процесса необходим постоянный контроль за здоровьем спортсменок, в частности за характером протекания адаптационных реакций женского организма в условиях интенсивной спортивной деятельности. Поэтому необходимо учитывать физические и психические особенности женщин, систематизировать сведения о специфической биологической цикличности - изменениях гормонального состояния организма, проявляющихся в менструальных циклах; о возрастных нейроэндокринных изменениях у тяжелоатлеток в процессе спортивной тренировки. Они имеют свою принципиальную функциональную характеристику, которая обязательно должна учитываться в подготовке тяжелоатлеток. Особенно важным, по нашему мнению, является построение тренировочного процесса, позволяющего сочетать спортивные победы со счастьем материнства. Представленная модель системы управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью спортсменок, итогом которой является спортивный результат, включает в себя как составную часть медико-биологические особенности организма женщин. На протяжении менструального цикла у женщин происходят изменения гормонального статуса, осуществляется сложная перестройка нейрогуморальной регуляции дыхания и кровообращения. Как следствие на протяжении менструального цикла существенно изменяется физическая и умственная работоспособность. В менструальной фазе увеличиваются легочная вентиляция и потребление кислорода, уменьшаются содержание гемоглобина и кислородная емкость крови, а скорость потребления кислорода увеличивается. В этот период снижается лабильность нервных процессов, ухудшается проприоцептивная чувствительность. Часто наблюдается увеличение возбудимости, что выражается в появлении неадекватных реакций, обидчивости, конфликтности. Все это объясняет снижение возможности проявлять силовые и скоростно-силовые физические качества даже при хорошей спортивной подготовленно-сти. В результате всех этих изменений общая и специальная работоспособность снижается, увеличивается ее функциональная стоимость. Скорость восстановления после физических нагрузок низкая. В связи с тем что фаза менструации является одной из фаз физиологического напряжения (наряду с предменструальной и овуляторной), включая и физическое, и психическое состояние, необходимо соблюдать щадящий режим в планировании объема, интенсивности и направленности тренировочных нагрузок, а также создавать благоприятный психологический климат для спортсменок в этой фазе. В этот период следует уменьшить объем упражнени й, связанных с нагрузкой на мышцы тазового дна, глубокие приседания с отягощениями. Нагрузки на данные группы мышц дополняют нагрузку на связочный аппарат тазовых органов, находящихся в состоянии отечности. Все это может привести к изменению положения органов малого таза (их опущению) с последующим нарушением их функций. Постменструальную и постовуляторную фазы относят к оптимальным фазам менструального цикла. Для них характерна высокая экономичность функций системы дыхания. Наибольшие величины содержания гемоглобина характеризуют наибольшую кислородную емкость крови. Лабильность нервных процессов и проприоцептивная чувствительность наибольшие в этих фазах цикла. При условии раннего начала женщинами занятий скоростно-силовыми и собственно-силовыми видами спорта, к которым относится женская тяжелая атлетика, правильного построения учебно-тренировочного процесса, использования необходимых средств и методов для достижения высоких спортивно-технических результатов, а также учета индивидуальных особенностей организма женщин различия в объеме и интенсивности у мужчин и женщин могут становиться все более незначительными, не нанося особого вреда их здоровью. Наибольшие силовые и скоростно-силовые, координационные возможности, оптимальное психофизиологическое состояние, экономичность функций системы дыхания объясняют самый высокий уровень общей и специальной работоспособности спортсменок в постменструальн ой и постовуляторн ой фазах цикла с наименьшими при этом энергозатратами. В этих же фазах цикла скорость восстановления функций после нагрузок является самой высокой. Поэтому именно на этот период можно планировать нагрузку силовой, скоростно-силовой направленности, специальной выносливости с наиболее высокими объемом и интенсивностью. В овуляторной фазе состояние функций организма, направленное на обеспечение оптимальных условий для процесса овуляции, вызывает по принципу доминанты торможение других функций организма, не имеющих отношения к ней. В этой фазе допускается больше, чем обычно, нарушений точности и координации движений. Поэтому часто хорошая подготовленность спортсменки, ее достаточно высокие физические возможности могут быть реализованы не полностью . Таблица 1
Предменструальная фаза - одна из наиболее труднопереносимых женщинами. Для этого периода характерно выраженное увеличение массы тела. Это следствие гормональной перестройки, увеличивающей реабсорбцию ионов натрия почечной канальцевой системой, что приводит к повышению осмотического давления во внутренней среде организма и удержанию воды. Для этого периода характерна низкая экономичность дыхания. Наибольшая ЧСС сопровождается низким ударным объемом. Кислородная емкость крови и содержание гемоглобина наименьшие. Силовые возможности также меньше, чем в других фазах цикла, за исключением менструальной. Отмечен высокий уровень подвижности в суставах. Это фаза физиологического напряжения, характеризуется низкой скоростью восстановления после нагрузки и высокой энергетической стоимостью выполненной работы. Анкетирование тяжелоатлеток сборной России и ближайшего резерва в ходе наших исследований показало, что ухудшение самочувствия, раздражительность и боли в области поясницы и живота в этой фазе имеют место у 75% опрошенных девушек. В связи с этим в данной фазе рекомендуется развивать гибкость и силовую подготовку плечевого пояса. Выступление спортсменок на соревнованиях не ограничивается, но результаты, по-нашему мнению, будут зависеть от их самочувствия. Таким образом, знание особенностей строения женского организма, этапов биологического созревания, периодов ОМЦ, функциональных возможностей основных систем организма, восстанавливаемости функций необходимо при планировании тренировочных нагрузок, выборе обучающих и тренирующих воздействий для развития двигательных качеств как при долгосрочном планировании, так и на отдельных этапах подготовки. С учетом описанных особенностей организма женщин считаем необходимым строить тренировочный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями организма тяжелоатлеток. Один из возможных вариантов распределения парциальных учебно-тренировочных нагрузок представлен в табл. 1 (по данным заслуженного тренера России П.Г. Блинова). Поскольку данные таблицы являются примерными, считаем необходимым давать цифры с известной долей погрешности, не превышающей 0,05, т.е. +1-2%, с учетом индивидуальных особенностей построения учебно-тренировочного процесса. Однако календарь соревнований не может предусмотреть разнообразие специфического биологического цикла спортсменок - как его общей длительности, так и отдельных фаз. Поэтому в табл. 2 представлено примерное распределение данной нагрузки по фазам ОМЦ. Поскольку в тяжелой атлетике при планировании нагрузки за основу берется недельный микроцикл, а подготовительный и соревновательный периоды включают четыре и более таких микроциклов, то на сегодняшний день имеет место противоречие между 5 фазами ОМЦ и указанным количеством микроциклов в периоде подготовки спортсменок. Однако по продолжительности 1-2-я и 3-5-я фазы составляют в среднем по 14 дней, то есть по два недельных микроцикла. Исходя из этого нами и распределялась учебно-тренировочная нагрузка, представленная в табл. 2. Как видно из табл. 2, в подготовительном периоде тренировка женщин-тяжелоатлеток должна строиться с учетом приведенных особенностей женского организма в различных фазах ОМЦ. Так как данные таблицы примерные, в них могут быть внесены изменения с учетом целей и задач, решаемых на данном этапе подготовки. В соревновательном периоде по сравнению с предсоревновательным происходит снижение объема нагрузки с одновременным увеличением интенсивности соревновательных упражнений. Таким образом, при построении учебно-тренировочного процесса женщин необходимо определять такую рациональную форму его структурных объединений, где каждая из характеристик, определяющих меру воздействия тренировочной нагрузки на организм тяжелоатлетки, была бы согласована с циклическими изменениями в их организме. И поэтому возможно изменение или переход на 5-дневный микроцикл, что будет более соответствовать данным фазам. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что перспективы развития женского спорта, вне всякого сомнения (и в большей мере), зависят от разработки дифференцированной методики построения спортивной подготовки женщин. Таблица 2
Примечание. КПШ - количество подъемов штанги; УО -условный объем; УОИ -условная относительная интенсивность. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |