НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент К.Г. Томилин
Институт физической культуры Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, Сочи

Креативность означает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), создавать новые отношения (Роджерс), новые сочинения (Меррей), предрасположенность к совершению и распознаванию новшеств (Лассуэль); деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар); трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин).

Процесс творчества - не прямолинейная дорога, а трудный путь эволюционного саморазвития. "Творец формирует цель, а цель формирует творца" и осуществляет развитие личности на семи уровнях: ресурсном, физическом, личностном, межличностном, профессиональном, креативном и духовном.

Первый уровень - ресурсный , включает потенциал, данный от природы. Второй - физический и физиологический - связан со здоровьем, физической энергией, физическим развитием и психическим здоровьем, обеспечивающим творчество как выражение здоровья личности. Третий - личностный - определяет возможность саморазвития и самосовершенствования. Четвертый - межличностный - открывает перспективы коммуникабельности, взаимоуважения, доверительности при контактах с другими людьми и сотрудничестве.

На пятом - профессиональном - уровне прослежива ются профессиональная зрелость, мотивация роста и стремление к высшим ценностям бытия. Шестой - креативный - уровень реализуется через новаторство и самокреативность. Важным показателем здесь выступает умение прогнозировать будущее, которое прямо пропорционально проницательности и созидательной спонтанности. Высший - седьмой -духовный уровень проявляется в оригинальных мироощущениях, духовных ценностях, открытости новому опыту, "чувствах общности человечества", определенных моральных стандартах и т. д.

По мнению П.К. Энгельмейера, гениальность в творчестве проявляется в виде гипертрофии у человека интуитивного фактора, хотя интуиция - это не только озарение, но и заработанный долгими годами труда опыт. Именно поэтому Б.М. Кедров писал: "Без предшествующей, иногда весьма длительной и мучительной работы мысли ученого или изобретателя никакая интуиция не могла бы дать плодотворного результата".

Исследователи выделяют следующие виды интуиции: чувственную и логическую, эвристическую, образную и интеллектуальную. Дополнительно существует следующая классификация: научная интуиция (действует как научное предвидение логики исследования и гипотезы); стратегическая (предвидение цели и конечного результата); тактическая (образная и содержательная); эмпирическая (базируется на основе опыта, чувственного восприятия, жизненных отношений); концептуальная ("образ-понятие"); эйдетическая ("понятие-образ"); профессионально-технологическая.

Торможение интуитивного процесса, как замечено исследователями, происходит за счет логики оправданных действий; "механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента, когда будет превзойден некоторый порог, но и со скачком - передачей подготовленного в этом полушарии полуфабриката решения для реализации, завершения или осознания в другое полушарие". Творческие способности, как изначально заложенные самой природой, способствуют положительной динамике развития творческой индивидуальности мастера.

В исследованиях Дж. Гилфорда выделены факторы, характеризующие креативность: подвижность ума, беглость и оригинальность мышления, чувствительность к проблеме и т.п. По мнению Л.Б. Ермолаевой-Толиной, существует некоторая совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению и проявлению творчества: широта категоризации, широта ассоциативного ряда, "отдаленность ассоциаций"; беглость и гибкость мышления; оригинальность мышления; динамизм как механизм творческого развития и т.д. Исследователь Р.Г. Эфендиева выделяет жажду созидания, сильную волю, веру в призвание, эмоциональность, надличную жизнь, единство чувств, интеллекта и воли.

По Н.Ф. Вишняковой, существуют следующие показатели креативности: творческое (дивергентное) мышление; оригинальность; любознательность; воображение; интуиция; эмоциональность и эмпатия; чувство юмора; творческое отношение к профессии.

Найдены обстоятельства, подавляющие креативность : стремление личности к успеху и возникновение естественной боязни риска; стремление быть похожим на своих сверстников, боязнь отклонения от принятых норм; "установка" руководителей (преподавателей, родителей), что надо заниматься серьезным делом, а не игрой, в том числе включая и игру мыслей.

Для спортивного тренера важнейшей характеристикой творчества является его разносторонность. Именно поэтому большой интерес представляет исследование Р.П. Повилейко, в котором систематизированы тысячи оригинальных изобретений в области машиностроения, выявлено свыше двухсот используемых технических решений и девяносто приемов. С помощью теории графов и ЭВМ все приемы удалось свести к десяти основным принципам творчества: аналогия, мультипликация, адаптация, неология, дифференциация, нтеграция, динамизация, импульсация, идеализация, инверсия. Проверка сотен сверхоригинальных патентов показала, что ни один из них не выходил за рамки десяти принципов творчества; причем их удавалось использовать в различных областях человеческой деятельности: "природа творчества оказалась едина, различен лишь используемый материал".

Импульсация (от лат. "возбуждение") связана с прерывностью протекающих процессов. Примером могут служить музыкальные автоматы, включающиеся только после опускания монеты; управление космической станцией на орбите Земли путем точных, рассчитанных импульсов двигателя.

В спорте ярким примером использования творческого приема "импульсация" может служить опыт всемирно известного тренера по легкой атлетике В.И. Алексеева, когда, удостоверившись в бесполезности всех других методов воздействия по отношению к сильнейшей в стране толкательнице ядра (имевшей серьезный недостаток: после финального усилия по инерции она выскакивала из сектора), он во время тренировки в парке подвел ее к упавшему дереву и заставил выполнять толкание. Спортсменка, несколько раз сильно ударившись об этот ограничитель, отучилась от своей порочной привычки и за всю свою спортивную карьеру практически не "выпадала" из сектора для толкания ядра.

Аналогия (от греч. "соответствие") связана с отысканием и использованием подобия систем, в целом различных. Известны: "техноаналогия": детский волчок-гироскоп Э. Сперри; "биоаналогия": отводы современных скоростных самолетов подсмотрены у акул и дельфинов; "аналогия образная": строение бензольного кольца химику Кекун подсказали обезьяны в зоопарке, сцепившиеся хвостами.

Очень широко используется аналогия в спорте, к примеру когда среднегорная подготовка существенно улучшает результаты в беге, лыжах, плавании, сейчас она начинает применяться в спортивной гимнастике, в тяжелоатлетическом и парусном спорте.

Динамизация. Здесь предполагается, что характеристики системы или ее элементов должны быть непрерывно изменяющимися, оптимальными на каждом этапе. В качестве примера можно привести "Луноход", который передвигался по освещенной солнцем поверхности Луны и бездействовал, экономя энергию, во время лунной ночи; яхту, управляемую компьютерным автопилотом, когда автоматически, без участия человека, при смене направления ветра меняется установка парусов, и т. д.

В спорте этот прием применяется в основном на вершине спортивной карьеры, когда у атлета появляется личный тренер, занимающийся с ним персонально.

Дифференциация (от лат. "различие") заключается в разделении функций и элементов системы: ослабляются функциональные связи между элементами, повышается свобода их взаимоперемещения, элементы производства, конструкции и рабочие процессы разносятся в пространстве и времени. Примерами могут служить: выделение единственно нужного качества при отпугивании птиц от аэропортов - воспроизведение на магнитофоне криков перепуганных птиц; разделение системы на части - поезд из многих вагонов; локализация воздействия в строго определенном месте - при рентгеновском облучении опухоли, когда все остальное тело экранировано, и т.д.

В спорте разделение целостного упражнения на части и совершенствование каждой из составляющих до идеала применяется максимально широко.

Неология. Этот термин (от лат. "новизна") используется при характеристике процессов, конструкций, технологий, форм материалов и т.д., новых для данной области или новых вообще (использование передового отечественного или зарубежного опыта). Предполагается, что уже где-то кем-то это новое создано и надо только его отыскать.

В спорте этот метод находит отражение в применении новых покрытий, материалов: новые формы планирующего легкоатлетического копья, новая конструкция мачты или паруса для яхты из волокон, применяемых в космических технологиях.

Адаптация (от лат. "прилаживание") заключается в приспособлении для своих нужд уже известных процессов, материалов, конструкций или форм. Гусиное перо - это ручка, шкура убитого зверя - накидка, пальмовый лист - зонтик, все это - примеры адаптации. Оставаясь в принципе неизменной, всем известная система просто переносится в новую сферу деятельности, в том числе и спортивную.

Идеализация. Этот прием предусматривает представление идеального решения, от которого следует отталкиваться. В технике примером идеализации служит бесконечно большое увеличение или уменьшение длины, ширины, веса. Система, "потерявшая вес", компенсирует эту утрату за счет других систем: протягивание троса через залив воздушными шарами и т. п. Идеализация "удобства и комфорта" - предусматривает изготовление мебели по индивидуальным размерам и тотальный дизайн в высших формах проявления.

В спорте идеализация предусматривает создание психологического комфорта для лидера, освобождение его от рутинной работы, которая так часто сопровождает жизнь, например яхтсмена; деятельность наставников-менеджеров, судостроителей, мерителей и т.д. - адресно, для обеспечения высокого спортивного результата именно этому спортсмену.

Мультипликация (от лат. "умножение") заключается в увеличении размеров или числа деталей, функций, действий, причем все они остаются однотипными, подобными друг другу. Путем простого увеличения размера ножа была изобретена сабля; металлическая пластинка, подкладываемая под колесо движущегося по плохой дороге автомобиля, после многократного повторения превратилась в гусеницы трактора и танка.

В педагогике известна "зубрежка", когда одно и то же сложное стихотворение повторяют большое число раз и оно невольно запоминается. Аналогичная ситуация используется и в спорте: Людмила Турищева на протяжении многих часов повторяла одну и ту же сложную комбинацию; Валентин Манкин при подготовке своих шкотовых многократно заставлял их ставить и убирать спинакер, выполнять бесконечные повороты.

Инверсия (от лат. "перевертывание") заключается в перевертывании наизнанку форм, функций, расположения элементов и системы в целом. Этот прием часто называют принципом "наоборот", "в обход", "удар с тыла".

Удачными примерами инверсии могут служить аэродинамическая труба, в которой самолет стоит неподвижно и обдувается струями воздуха, а не как это обычно происходит на аэродроме, неудобные твердые стулья, сокращающие время заседаний на 30-40%, замена дорогой долговечности дешевой недолговечностью - одноразовые бумажные платки, одноразовая посуда и т.п.

Принцип инверсии используется в парусном спорте, когда рулевой и шкотовый меняются местами и каждый осваивает смежную профессию, достигая большего понимания в экипаже и слаженности в работе.

Интеграция (от лат. "цельный") заключается в объединении, совмещении и упрощении функций и элементов системы в целом; сближаются элементы производства, конструкции и рабочие процессы в пространстве и времени.

Простейшие примеры - смешивание жидкого нитроглицерина с пористым пироксилином при изготовлении динамита, комбинации старого со старым, старого с новым, нового с новым. Например: насос + лампа = примус = паяльная лампа; насос + сушильный шкаф = вакуум-сушилка; двигатель внутреннего сгорания + пропеллер = планер = аэроплан и т. д.

В спорте под интеграцией понимается соревновательный метод подготовки, когда все виды подготовки спортсмена: физическая, техническая, психологическая, тактическая и даже теоретическая совершенствуются одновременно.

Успешность профессиональной деятельности тренера в наибольшей степени коррелирует с разносторонностью специалиста (r=0,342-0,814; р<0,05-0,001). В свою очередь, в таблице приведены результаты корреляционного анализа между разносторонностью деятельности тренеров Юга России, способностями и десятью творческими приемами (по Р.П. Повилейко), выявленными в процессе анкетирования.

Структура достоверных корреляционных связей между разносторонностью, способностями и творческими приемами специалистов по ФК и спорту

Виды спорта:

Показатели

Спортивные игры,
n
= 50

Гимнастика, 
n
= 39

Единоборства, 
n
= 30

Парусный спорт,
n
= 15

1. Наблюдательность

0,664

0,609

 

0,843

2. Дидактические способности

0,652

0,404

 

0,582

3. Гностические способности

0,619

0,699

 

 

4. Научно-педагогические способности

0,61.6

0,591

0,539

0,856

5. Научно-методическая подготовка

0,544

0,371

0,361

0,730

6. Нестандартные решения

0,526

0,779

0,466

0,810

7. Требовательность

0,525

 

 

0,807

8. Способность к распределению внимания

0,518

0,407

 

0,671

9. Экспрессивные способности

0,509

0,558

0,360

0,670

10. Авторитарные способности

0,504

0,661

0,536

0,829

11. Личностные способности

0,346

0,326

 

 

12. Конструктивные способности

0,346

0,496

 

 

13. Уважение к коллективу

0,339

 

 

 

14. Организаторские способности

0,338

0,518

0,495

0,657

15. Коммуникативные способности

0,323

0,378

 

0,557

16. Идейность

0,290

0,511

 

 

17. Метод поощрения

 

0,390

 

0,698

18. Опора на коллектив

 

0,452

 

0,694

19. Мажорные способности

 

0,619

 

0,676

20. Постоянное усложнение задач

 

0,576

 

0,655

Творческие приемы:

21. Неология

0,701

0,589

 

0,835

22. Динамизация

0,642

0,511

 

0,796

23. Интеграция

0,634

0,491

 

 

24. Мультипликация

0,602

0,493

 

0,661

25. Аналогия

0,486

0,387

 

0,681

26. Импульсация

0,473

0,379

 

0,567

27. Дифференциация

0,460

0,729

 

0,849

28. Идеализация

0,457

0,347

 

0,805

29. Инверсия

0,410

0,431

 

0,593

30. Адаптация

0,357

 

0,384

0,808

 

r > 0,279 
p < 0,05

r > 0,310 
p < 0,05

r > 0,361
 p < 0,05

r > 0,514 
p < 0,05

Исследуя приемы тренеров, можно констатировать, что в парусном спорте, спортивных играх, гимнастике практически все они способствуют усилению разносторонности специалиста. Установлено, что рядовой тренер с разной периодичностью применяет в своей профессиональной деятельности не более 7-8 творческих приемов; ведущие тренеры страны (В.Г. Манкин, С.А. Машовец - парусный спорт; Ш.А. Мамхалов - спортивные игры; Н.К. Михайлиди, В.И. Аракчеев, В.Ф. Дубко - гимнастика, акробатика, прыжки на батуте и т.д.) - 9-10. Ни один прием, описанный в спортивной литературе, не вышел за рамки десятичной матрицы Р.П. Повилейко. Природа творчества оказалась единой как для технических устройств, так и для спортивной педагогики. И тенденции к расширению возможностей профессионала (увеличение разносторонности) по мере достижения вершин тренерской деятельности достоверно (р<0,05-0,001) продемонстрированы данными таблицы.

При ориентации на опорные профессионально значимые качества личности (креативность, нестандартность решений или авторитарность; экспрессия или дидактические, научно-педагогические способности и т. д.) использование различных творческих приемов привязывалось к типологии тренера.

Исследования убедительно показывают, что для повышения эффективности тренировочного процесса необходим "бригадный метод" подготовки команды двумя специалистами, один из которых, подобно А.В. Тарасову в хоккее, - администратор и лидер; а другой, как А.Н. Чернышев, выполняет роль "аналитического центра" и генератора новых эффективных тактических комбинаций. Один специалист не в состоянии на высоком уровне охватить все творческие приемы

В парусном спорте подобный метод с успехом использовался при взаимовыгодном содружестве С.А. Машовца и В.Г. Манкина (трехкратного олимпийского чемпиона); В.В. Коваленко и Л. Москаленко (чемпионки мира), где недостатки тренера компенсировались достоинствами спортсмена.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!