|
КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТРЕНЕРА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Кандидат
педагогических наук, доцент К.Г.
Томилин Креативность означает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), создавать новые отношения (Роджерс), новые сочинения (Меррей), предрасположенность к совершению и распознаванию новшеств (Лассуэль); деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар); трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин). Процесс творчества - не прямолинейная дорога, а трудный путь эволюционного саморазвития. "Творец формирует цель, а цель формирует творца" и осуществляет развитие личности на семи уровнях: ресурсном, физическом, личностном, межличностном, профессиональном, креативном и духовном. Первый уровень - ресурсный , включает потенциал, данный от природы. Второй - физический и физиологический - связан со здоровьем, физической энергией, физическим развитием и психическим здоровьем, обеспечивающим творчество как выражение здоровья личности. Третий - личностный - определяет возможность саморазвития и самосовершенствования. Четвертый - межличностный - открывает перспективы коммуникабельности, взаимоуважения, доверительности при контактах с другими людьми и сотрудничестве. На пятом - профессиональном - уровне прослежива ются профессиональная зрелость, мотивация роста и стремление к высшим ценностям бытия. Шестой - креативный - уровень реализуется через новаторство и самокреативность. Важным показателем здесь выступает умение прогнозировать будущее, которое прямо пропорционально проницательности и созидательной спонтанности. Высший - седьмой -духовный уровень проявляется в оригинальных мироощущениях, духовных ценностях, открытости новому опыту, "чувствах общности человечества", определенных моральных стандартах и т. д. По мнению П.К. Энгельмейера, гениальность в творчестве проявляется в виде гипертрофии у человека интуитивного фактора, хотя интуиция - это не только озарение, но и заработанный долгими годами труда опыт. Именно поэтому Б.М. Кедров писал: "Без предшествующей, иногда весьма длительной и мучительной работы мысли ученого или изобретателя никакая интуиция не могла бы дать плодотворного результата". Исследователи выделяют следующие виды интуиции: чувственную и логическую, эвристическую, образную и интеллектуальную. Дополнительно существует следующая классификация: научная интуиция (действует как научное предвидение логики исследования и гипотезы); стратегическая (предвидение цели и конечного результата); тактическая (образная и содержательная); эмпирическая (базируется на основе опыта, чувственного восприятия, жизненных отношений); концептуальная ("образ-понятие"); эйдетическая ("понятие-образ"); профессионально-технологическая. Торможение интуитивного процесса, как замечено исследователями, происходит за счет логики оправданных действий; "механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента, когда будет превзойден некоторый порог, но и со скачком - передачей подготовленного в этом полушарии полуфабриката решения для реализации, завершения или осознания в другое полушарие". Творческие способности, как изначально заложенные самой природой, способствуют положительной динамике развития творческой индивидуальности мастера. В исследованиях Дж. Гилфорда выделены факторы, характеризующие креативность: подвижность ума, беглость и оригинальность мышления, чувствительность к проблеме и т.п. По мнению Л.Б. Ермолаевой-Толиной, существует некоторая совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению и проявлению творчества: широта категоризации, широта ассоциативного ряда, "отдаленность ассоциаций"; беглость и гибкость мышления; оригинальность мышления; динамизм как механизм творческого развития и т.д. Исследователь Р.Г. Эфендиева выделяет жажду созидания, сильную волю, веру в призвание, эмоциональность, надличную жизнь, единство чувств, интеллекта и воли. По Н.Ф. Вишняковой, существуют следующие показатели креативности: творческое (дивергентное) мышление; оригинальность; любознательность; воображение; интуиция; эмоциональность и эмпатия; чувство юмора; творческое отношение к профессии. Найдены обстоятельства, подавляющие креативность : стремление личности к успеху и возникновение естественной боязни риска; стремление быть похожим на своих сверстников, боязнь отклонения от принятых норм; "установка" руководителей (преподавателей, родителей), что надо заниматься серьезным делом, а не игрой, в том числе включая и игру мыслей. Для спортивного тренера важнейшей характеристикой творчества является его разносторонность. Именно поэтому большой интерес представляет исследование Р.П. Повилейко, в котором систематизированы тысячи оригинальных изобретений в области машиностроения, выявлено свыше двухсот используемых технических решений и девяносто приемов. С помощью теории графов и ЭВМ все приемы удалось свести к десяти основным принципам творчества: аналогия, мультипликация, адаптация, неология, дифференциация, нтеграция, динамизация, импульсация, идеализация, инверсия. Проверка сотен сверхоригинальных патентов показала, что ни один из них не выходил за рамки десяти принципов творчества; причем их удавалось использовать в различных областях человеческой деятельности: "природа творчества оказалась едина, различен лишь используемый материал". Импульсация (от лат. "возбуждение") связана с прерывностью протекающих процессов. Примером могут служить музыкальные автоматы, включающиеся только после опускания монеты; управление космической станцией на орбите Земли путем точных, рассчитанных импульсов двигателя. В спорте ярким примером использования творческого приема "импульсация" может служить опыт всемирно известного тренера по легкой атлетике В.И. Алексеева, когда, удостоверившись в бесполезности всех других методов воздействия по отношению к сильнейшей в стране толкательнице ядра (имевшей серьезный недостаток: после финального усилия по инерции она выскакивала из сектора), он во время тренировки в парке подвел ее к упавшему дереву и заставил выполнять толкание. Спортсменка, несколько раз сильно ударившись об этот ограничитель, отучилась от своей порочной привычки и за всю свою спортивную карьеру практически не "выпадала" из сектора для толкания ядра. Аналогия (от греч. "соответствие") связана с отысканием и использованием подобия систем, в целом различных. Известны: "техноаналогия": детский волчок-гироскоп Э. Сперри; "биоаналогия": отводы современных скоростных самолетов подсмотрены у акул и дельфинов; "аналогия образная": строение бензольного кольца химику Кекун подсказали обезьяны в зоопарке, сцепившиеся хвостами. Очень широко используется аналогия в спорте, к примеру когда среднегорная подготовка существенно улучшает результаты в беге, лыжах, плавании, сейчас она начинает применяться в спортивной гимнастике, в тяжелоатлетическом и парусном спорте. Динамизация. Здесь предполагается, что характеристики системы или ее элементов должны быть непрерывно изменяющимися, оптимальными на каждом этапе. В качестве примера можно привести "Луноход", который передвигался по освещенной солнцем поверхности Луны и бездействовал, экономя энергию, во время лунной ночи; яхту, управляемую компьютерным автопилотом, когда автоматически, без участия человека, при смене направления ветра меняется установка парусов, и т. д. В спорте этот прием применяется в основном на вершине спортивной карьеры, когда у атлета появляется личный тренер, занимающийся с ним персонально. Дифференциация (от лат. "различие") заключается в разделении функций и элементов системы: ослабляются функциональные связи между элементами, повышается свобода их взаимоперемещения, элементы производства, конструкции и рабочие процессы разносятся в пространстве и времени. Примерами могут служить: выделение единственно нужного качества при отпугивании птиц от аэропортов - воспроизведение на магнитофоне криков перепуганных птиц; разделение системы на части - поезд из многих вагонов; локализация воздействия в строго определенном месте - при рентгеновском облучении опухоли, когда все остальное тело экранировано, и т.д. В спорте разделение целостного упражнения на части и совершенствование каждой из составляющих до идеала применяется максимально широко. Неология. Этот термин (от лат. "новизна") используется при характеристике процессов, конструкций, технологий, форм материалов и т.д., новых для данной области или новых вообще (использование передового отечественного или зарубежного опыта). Предполагается, что уже где-то кем-то это новое создано и надо только его отыскать. В спорте этот метод находит отражение в применении новых покрытий, материалов: новые формы планирующего легкоатлетического копья, новая конструкция мачты или паруса для яхты из волокон, применяемых в космических технологиях. Адаптация (от лат. "прилаживание") заключается в приспособлении для своих нужд уже известных процессов, материалов, конструкций или форм. Гусиное перо - это ручка, шкура убитого зверя - накидка, пальмовый лист - зонтик, все это - примеры адаптации. Оставаясь в принципе неизменной, всем известная система просто переносится в новую сферу деятельности, в том числе и спортивную. Идеализация. Этот прием предусматривает представление идеального решения, от которого следует отталкиваться. В технике примером идеализации служит бесконечно большое увеличение или уменьшение длины, ширины, веса. Система, "потерявшая вес", компенсирует эту утрату за счет других систем: протягивание троса через залив воздушными шарами и т. п. Идеализация "удобства и комфорта" - предусматривает изготовление мебели по индивидуальным размерам и тотальный дизайн в высших формах проявления. В спорте идеализация предусматривает создание психологического комфорта для лидера, освобождение его от рутинной работы, которая так часто сопровождает жизнь, например яхтсмена; деятельность наставников-менеджеров, судостроителей, мерителей и т.д. - адресно, для обеспечения высокого спортивного результата именно этому спортсмену. Мультипликация (от лат. "умножение") заключается в увеличении размеров или числа деталей, функций, действий, причем все они остаются однотипными, подобными друг другу. Путем простого увеличения размера ножа была изобретена сабля; металлическая пластинка, подкладываемая под колесо движущегося по плохой дороге автомобиля, после многократного повторения превратилась в гусеницы трактора и танка. В педагогике известна "зубрежка", когда одно и то же сложное стихотворение повторяют большое число раз и оно невольно запоминается. Аналогичная ситуация используется и в спорте: Людмила Турищева на протяжении многих часов повторяла одну и ту же сложную комбинацию; Валентин Манкин при подготовке своих шкотовых многократно заставлял их ставить и убирать спинакер, выполнять бесконечные повороты. Инверсия (от лат. "перевертывание") заключается в перевертывании наизнанку форм, функций, расположения элементов и системы в целом. Этот прием часто называют принципом "наоборот", "в обход", "удар с тыла". Удачными примерами инверсии могут служить аэродинамическая труба, в которой самолет стоит неподвижно и обдувается струями воздуха, а не как это обычно происходит на аэродроме, неудобные твердые стулья, сокращающие время заседаний на 30-40%, замена дорогой долговечности дешевой недолговечностью - одноразовые бумажные платки, одноразовая посуда и т.п. Принцип инверсии используется в парусном спорте, когда рулевой и шкотовый меняются местами и каждый осваивает смежную профессию, достигая большего понимания в экипаже и слаженности в работе. Интеграция (от лат. "цельный") заключается в объединении, совмещении и упрощении функций и элементов системы в целом; сближаются элементы производства, конструкции и рабочие процессы в пространстве и времени. Простейшие примеры - смешивание жидкого нитроглицерина с пористым пироксилином при изготовлении динамита, комбинации старого со старым, старого с новым, нового с новым. Например: насос + лампа = примус = паяльная лампа; насос + сушильный шкаф = вакуум-сушилка; двигатель внутреннего сгорания + пропеллер = планер = аэроплан и т. д. В спорте под интеграцией понимается соревновательный метод подготовки, когда все виды подготовки спортсмена: физическая, техническая, психологическая, тактическая и даже теоретическая совершенствуются одновременно. Успешность профессиональной деятельности тренера в наибольшей степени коррелирует с разносторонностью специалиста (r=0,342-0,814; р<0,05-0,001). В свою очередь, в таблице приведены результаты корреляционного анализа между разносторонностью деятельности тренеров Юга России, способностями и десятью творческими приемами (по Р.П. Повилейко), выявленными в процессе анкетирования. Структура достоверных корреляционных связей между разносторонностью, способностями и творческими приемами специалистов по ФК и спорту
Исследуя приемы тренеров, можно констатировать, что в парусном спорте, спортивных играх, гимнастике практически все они способствуют усилению разносторонности специалиста. Установлено, что рядовой тренер с разной периодичностью применяет в своей профессиональной деятельности не более 7-8 творческих приемов; ведущие тренеры страны (В.Г. Манкин, С.А. Машовец - парусный спорт; Ш.А. Мамхалов - спортивные игры; Н.К. Михайлиди, В.И. Аракчеев, В.Ф. Дубко - гимнастика, акробатика, прыжки на батуте и т.д.) - 9-10. Ни один прием, описанный в спортивной литературе, не вышел за рамки десятичной матрицы Р.П. Повилейко. Природа творчества оказалась единой как для технических устройств, так и для спортивной педагогики. И тенденции к расширению возможностей профессионала (увеличение разносторонности) по мере достижения вершин тренерской деятельности достоверно (р<0,05-0,001) продемонстрированы данными таблицы. При ориентации на опорные профессионально значимые качества личности (креативность, нестандартность решений или авторитарность; экспрессия или дидактические, научно-педагогические способности и т. д.) использование различных творческих приемов привязывалось к типологии тренера. Исследования убедительно показывают, что для повышения эффективности тренировочного процесса необходим "бригадный метод" подготовки команды двумя специалистами, один из которых, подобно А.В. Тарасову в хоккее, - администратор и лидер; а другой, как А.Н. Чернышев, выполняет роль "аналитического центра" и генератора новых эффективных тактических комбинаций. Один специалист не в состоянии на высоком уровне охватить все творческие приемы В парусном спорте подобный метод с успехом использовался при взаимовыгодном содружестве С.А. Машовца и В.Г. Манкина (трехкратного олимпийского чемпиона); В.В. Коваленко и Л. Москаленко (чемпионки мира), где недостатки тренера компенсировались достоинствами спортсмена. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |