НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова
Доктор педагогических наук, профессор О.И. Попов

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Несоответствие между "скромными" результатами российских пловцов на прошедших Олимпийских играх в Афинах и ближайшими победами наших спортсменов на последних юношеских чемпионатах Европы заставляют задуматься о состоянии отечественного плавания и возможностях его дальнейшего роста.

Предпосылки. Опыт стран, имеющих многолетние традиции в развитии этого вида спорта и практику подготовки многочисленных чемпионов и рекордсменов мира и Олимпийских игр (США, Австралия, Германия, Голландия, Швеция, Венгрия, Россия и др.), показывает, что в основе этих успехов лежит организованное массовое обучение плаванию детей и подростков - резерва для отбора в спортивное плавание. Подготовка сильнейших пловцов мира проводится в системе возрастных групп. Ежегодно в каждой стране, культивирующей спортивное плавание, проходят соревнования в возрастных группах: младшей (11-12 лет), средней (13-14 лет) и старшей (15-16 лет). Результаты соревнований публикуются в спортивной печати: мы узнаем чемпионов и призеров возрастных групп и по их результатам оцениваем уровень и перспективы развития спортивного плавания в конкретной стране. Все чемпионы и рекордсмены мира и Олимпийских игр выросли в "инкубаторе" возрастных групп (по данным спортивной статистики, подготовка пловца международного класса требует 7-8 лет систематической тренировочной работы), вот почему плавание называют спортом юных. Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на занятиях, симметричным развитием всех мышечных групп (в отличие от тенниса, фехтования и др.), гигиенически -оздоровительным воздействием воды и направленным влиянием плавания на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Подчеркнем, что плавание - аэробный вид физических упражнений , наиболее адекватный возрастным особенностям детей и подростков, поскольку вызывает увеличение в крови гормона роста - соматотропина в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Сказанное объясняет, почему Международная (ФИНА), европейская (ЛЕНА) федерации плавания и Федерация плавания СССР и России уделяли и уделяют первостепенное внимание развитию массового и спортивного плавания среди детей и подростков.

Так, в конце 50-х - начале 60-х гг. отечественная федерация приняла перспективный план развития детско-юношеского плавания, который казался утопическим в стране, не имеющей закрытых плавательных бассейнов - в это время в Москве было два бассейна, в Ленинграде, Киеве и Минске по одному.

Совместно с Министерством образования и другими государственными структурами была развернута широкая организационно-методическая работа по массовому обучению плаванию в пионерских лагерях, общеобразовательных школах, ДЮСШ и СДЮШОР -обязательный массовый охват школьников на этапе начальной спортивной подготовки, позволяющий задействовать спортивные базы, инвентарь, кадры квалифицированных тренеров. Активную роль в привлечении к занятиям плаванием сыграл и клуб "Нептун", созданный при ЦК ВЛКСМ, а также издание массовым тиражом популярной литературы. Повышению интереса детей к спортивному плаванию способствовали разработка и введение массовых спортивных разрядов на основе комплексного плавания, а также ежегодные соревнования учащихся ДЮСШ и СДЮШОР на призы "Веселого дельфина".

Эффект от проведенных по всей стране широкомасштабных мероприятий не заставил себя долго ждать. На арене мирового плавания появились отечественные олимпийские чемпионы Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов и другие сильнейшие пловцы - победители чемпионатов мира и Европы. Победы наших юниоров на чемпионатах - свидетельство успешной работы в области детско-юношеского плавания. В связи с этим возникают вопросы: почему сегодня нас нет во "взрослом" плавании и каковы его возрастные границы? Как выглядит наш рейтинг, наше присутствие в детско-юношеском и взрослом плавании по сравнению с ведущими державами мира?

Возраст сильнейших пловцов мира. В последние десятилетия в спортивном плавании произошли кардинальные перемены, которые привели к изменению представлений о возрастном диапазоне этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. В результате профессионализации и коммерциализации спорта средний возраст 10 сильнейших пловцов мира значительно увеличился. Кроме того, темп роста рекордов заметно снизился по сравнению с 60-80-ми годами прошлого века, и для победы на следующей Олимпиаде все чаще бывает достаточно повторить предыдущее рекордное достижение.

До середины 80-х гг. этот возраст составлял 17-18 лет для женщин и 19-20 лет для мужчин. Затем он постепенно увеличивался и в 2004 г. составил 23,1±3,3 года у мужчин и 22,1±3,9 года у женщин. У женщин, кроме того, более выражено ускорение прироста среднего возраста в год проведения Олимпиады. Минимальный возраст вхождения в десятку сильнейших пловцов за последние 40 лет практически не изменился и составляет 15-16 лет у мужчин и 13-14 лет у женщин. Рост средних значений увеличивался за счет максимального возраста, который в середине 90-х гг. превысил 30 лет и в настоящее время приблизился к 35 годам. Как и в 70-е гг., самыми старшими были кролисты-спринтеры, выступающие на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, а также на дистанции 200 м комплексным плаванием, самыми молодыми - пловцы-стайеры, специализирующиеся на дистанциях 800 и 1500 м вольным стилем. Подчеркнем, что возрастные различия между сильнейшими мужчинами и женщинами постепенно уменьшались и в 2004 г. составили 0,9 года.

Организационные формы подготовки сильнейших пловцов. На протяжении всей истории развития спортивного плавания в ХХ в. имеется явный лидер - команда США. С 60-х гг. в США действует стабильная система многоступенчатых соревнований в возрастных группах, постепенно приводящая большое количество спортсменов к результатам международного уровня. Такая система опирается на сложившиеся традиции, огромное количество бассейнов и спортивных клубов, развитый студенческий спорт и не в последнюю очередь - на климатические условия и экстраординарные финансовые возможности. Иными словами, американский путь - это подготовка большого количества высококвалифицированных спортсменов и формирование национальной сборной из сильнейших пловцов на отборочных соревнованиях.

Огромная армия высокопрофессиональных тренеров и высочайшая конкуренция между американскими университетами привели к тому, что появилась возможность добиваться олимпийских успехов и другим путем. В настоящее время спортсменам - студентам вузов нашей страны вербовщики активно предлагают перевестись на учебу в США, где тренируются многие сильнейшие пловцы из развивающихся стран. В этом случае национальным федерациям можно не вкладывать больших средств в подготовку элитных спортсменов. Так, олимпийская чемпионка из Зимбабве К. Ковентри, давно тренирующаяся в США, является единственным представителем этой страны в списках 150 сильнейших за последние 5 лет.

Американская система — это далеко не единственный путь развития национального спорта высших достижений. Некоторые страны с неизмеримо меньшими ресурсами в отдельные годы опережали американцев на Олимпийских играх и чемпионатах мира. В послевоенной истории это пловцы Австралии и ГДР.

Австралийцы нанесли неожиданное поражение команде США на Играх 1956 г., завоевав 8 золотых медалей из 13 разыгрываемых. Перед Олимпиадой в Мельбурне в рамках государственной программы, ставящей целью успешное выступление команды хозяев на Олимпиаде, австралийцы привлекли к сотрудничеству медиков и физиологов, которые в тесном сотрудничестве с тренерами разработали ряд методологических новшеств.

История австралийского плавания показывает, что достигнутые успехи нужно закреплять и развивать. В последующие годы интерес государства к олимпийским достижениям несколько ослаб, и в 1976 г. в Монреале команда Австралии завоевала лишь одну бронзовую медаль.

Затем в Австралии был взят курс на проведение Олимпиады в Сиднее в 2000 г. Руководство страны обратилось к опыту восточноевропейских стран (конечно, имелись в виду ГДР и СССР). Был создан знаменитый Австралийский институт спорта, на 60% финансируемый из федерального бюджета, который одновременно выполняет функции тренировочного и учебного центра, научно-методического обеспечения сборных команд и проведения глубоких фундаментальных исследований в области спорта. Кроме того, гарантируются получение спортсменами образования и дальнейшая служебная карьера. Аналогичные центры подготовки элитных спортсменов успешно работают во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Китае и других странах.

Различие между двумя (американской и австралийской) формами подготовки наглядно демонстрирует соотношение мест, занимаемых пловцами этих стран в списках 150 сильнейших ("резерв национальных сборных" — те спортсмены, которые в ближайшие год-два могут бороться за место в финалах Олимпиад и чемпионатов мира) и 10 сильнейших - те пловцы, которые, как правило, разыгрывают медали на крупнейших соревнованиях.

В мировых списках как 150, так и 10 сильнейших доминируют спортсмены США, занимая от 21 до 34% мест. Концентрация усилий на подготовке сильнейших спортсменов страны приводит к иным соотношениям мест в списках 150, 10 сильнейших и завоеванных медалей. Так, у команды Австралии число мест в списках 150 варьируется от 5 до 8%, тогда как в 10 сильнейших - от 10 до 15%. У команды Японии за последнее десятилетие выявилась любопытная динамика: с 1993 по 1998 г. в списках 150 сильнейших находилось по 8-10% пловцов, в 10 их число заметно меньше - 3-6%. С 1998 г. условный "резерв национальной сборной" стал постепенно уменьшаться и в 2003-2004 гг. составил 5,1%, тогда как в 10 сильнейших японцев стало значительно больше в 2004 г. - 7,9%.

Анализ количества российских пловцов, попавших в число 150 сильнейших спортсменов мира в индивидуальных дисциплинах (бассейн 50 м), показывает, что в течение последнего десятилетия в нашей стране регулярно воспитывалось большое число высококвалифицированных спортсменов (от 2,8 до 4,6%). Что же касается мировых 10 сильнйших, то до 1996 г. мы стабильно находились выше 5%-ного уровня, однако затем наше представительство в мировой элите стало неуклонно снижаться и в 1999 г. составило всего 2,1%. Несмотря на то что на Олимпиаде 2000 г. в Сиднее наша команда выступила неудачно, с этого года наметился некоторый рост и в 2003 г. мы вновь вышли на достаточно высокий уровень, вселявший определенные надежды перед Олимпиадой в Афинах, - 6,2%. Однако в 2004 г. наше представительство в списке 10 сильнйших вновь снизилось до недопустимо низкого для нашей страны уровня - 2,9%.

Высокое представительство страны в списках 10 сильнейших во многом обеспечивает хорошие перспективы для завоевания медалей на чемпионатах мира и Олимпийских играх в рассматриваемом году. Однако, как справедливо указывают В.Н. Платонов и С. Масри, это вовсе не является гарантией олимпийских успехов, поскольку здесь вступают в действие иные факторы, и прежде всего, к каким именно соревнованиям подводят своих подопечных тренеры сборной команды, ведь на ряде коммерческих турниров имеется весьма значительный призовой фонд. К сожалению, усилия национальных и государственных структур, отвечающих за подготовку сборной, зачастую оказываются недостаточными для того, чтобы подготовка элитных спортсменов была сконцентрирована на подготовке к Олимпиаде либо чемпионату мира. Участие спортсменов сборной команды в коммерческих соревнованиях должно иметь второстепенный, подчиненный характер. Довольно часто серия побед в соревнованиях на Кубок мира оборачивается неудачей в летних стартах. Это нашло четкое подтверждение в различных видах спорта. В случае невозможности совместить планомерную подготовку к основному старту с выступлением на коммерческих соревнованиях целесообразно полностью отказываться от второстепенных турниров. С этой точки зрения должно рассматриваться и участие основного состава сборной страны в чемпионате Европы в год Олимпиады.

Спортивная статистика четко выявляет степень реализации потенциала национальной сборной на Олимпиадах. Наиболее полно его реализуют спортсмены команд США, которая регулярно завоевывает 35-44% золотых и 25-35% от общего количества медалей, и Австралии (15-32,5% золотых и 15-20% всех медалей).

С 1992 по 2002 г. пловцы Японии не завоевывали золотых медалей, а общее число медалей не превышало 5%. К Чемпионату мира в Фукуоке в 2003 г. японцы сконцентрировали усилия на подготовке национальной команды. И, несмотря на снижение представительства в списке 150 сильнейших, на Олимпиаде в Афинах японская команда завоевала 9,4% золотых медалей и вышла на 3-е место в общекомандном зачете.

Что же касается российских пловцов, то за последние 6 лет лишь в 2003 г. процент золотых медалей (7,5%) и их общее количеств о (5,8%) соответствовали уровню представительства в списке 10 сильнейших (6,2%). В остальные годы многие наши лидеры показывали лучшие результаты отнюдь не на Олимпиадах и чемпионатах мира.

Успехи юношеских команд России, неоднократно побеждавших в европейских чемпионатах, - потенциал российского плавания. Так, в 2002 г. они завоевали свыше 42% золотых медалей. Однако этот потенциал не может быть реализован в условиях слабого студенческого и армейского спорта. Необходима разработка специальной федеральной программы, ориентированной на современные реалии спорта высших достижений и предполагающей создание новых организационных форм подготовки элитных пловцов в постюниорском возрасте - 17-25 лет.

Перспективные направления работы в олимпийском цикле 2004-2008 гг. Оценка состояния российского плавания и сравнение его с таковым у ведущих держав мира показали стабильно высокий потенциал детско-юношеских результатов и отсутствие продуманной "доводки" юниоров до лидеров мирового плавания. Сложившееся положение вещей диктует два направления действий:

1) не отказываться от апробированных организационно -методических решений, проверенных практикой, чтобы не упускать побед, уже достигнутых в детско-юношеском спорте;

2) разработать и внедрить новые формы подготовки элитных пловцов 17-25 лет с перспективой на Олимпийские игры в Пекине.

1. Детско-юношеское плавание и подготовка спортивного резерва:

• Уделять первостепенное внимание привлечению детей и подростков к занятиям плаванием (этому способствует ввод в эксплуатацию новых крытых бассейнов по всей стране) и проведению агитационно-пропагандистской работы и организационно-методического обеспечения массового обучения. "Чем больше молока, тем больше сливок".

• Не снижать качества подготовки спортивных резервов, количества работающих ДЮСШ, СДЮШОР и УОР. Развивать их материальную и научно-методическую базу, создавая необходимые условия для тренировки на современном уровне (проживание, учеба, специализированное питание, восстановительные комплексы, КНГ).

• Усовершенствовать календарь соревнований таким образом, чтобы обеспечить квалифицированным юным пловцам четкое двухцикловое планирование и круглогодичную подготовку. Система соревнований должна быть массовой, стабильной и охватывать все возрастные группы. Без этого невозможен мониторинг юных талантов.

• Совершенствовать ЕВСК. Восстановить в ней массовые юношеские разряды, ликвидированные в последнем олимпийском цикле 2000 -2004 гг., что, по данным спортивной статистики, увеличило отсев из ДЮСШ за эти годы в 2 раза.

• Восстановить ликвидированный в новых программах для ДЮСШ и СДЮШОР раздел "Методика определения спортивной перспективности" (тесты, нормативные таблицы и др.).

• Наладить систему поиска талантов в процессе многолетней тренировки, где каждому этапу соответствует свой комплекс критериев, поскольку олимпийских высот может достичь только высокоодаренный спортсмен, выявленный через нее.

• Необходимо разработать комплекс мер, направленных на закрепление молодых специалистов-тренеров в ДЮСШ, и систему регулярного повышения их квалификации (повышение заработной платы, обязательное поощрение первого тренера спортсмена, достигшего международного уровня, региональные и всероссийские конференции, семинары, курсы повышения квалификации, выпуск литературы, видеоматериалов и т.д.).

2. Подготовка элитных пловцов:

• Достойное выступление наших спортсменов на Олимпиаде 2008 г. в Пекине возможно только при условии организации и функционирования центров подготовки пловцов 17-25 лет, оснащенных современным материально -техническим оборудованием для тренировки на суше и в воде, при участии сотрудников КНГ, ведущих мониторинг подготовки в олимпийском цикле. Может быть, стоит использовать опыт работы советских плавательных центров в 1970 -1980 гг., имевших передовое для того времени оснащение (гидроканал, подводную видеосъемку, КНГ и др.) и распавшихся в годы перестройки. Или посылать талантливых юниоров на учебу в американские университеты?!

• Квалификация тренера, работающего в национальной сборной команде, напрямую связана с информационным обеспечением системы спортивной тренировки, доступом к практическому опыту ведущих спортсменов мира. Не случайно по видам спорта, по которым спортсмены успешно выступили в Афинах (теннису, легкой атлетике), существует периодика.

• И еще раз о социальных гарантиях тренеров и спортсменов, работающих на уровне высшего спортивного мастерства. Несмотря на то что первые шаги в этом направлении после Афин были сделаны, необходимо совершенствовать пенсионную, страховую и контрактные системы, защищающие интересы участников подготовки к Олимпийским играм. В противном случае неизбежен отъезд перспективных тренеров и спортсменов в экономически развитые страны и переход тренеров в коммерческие оздоровительные клубы.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!