|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЕХТОВАНИЯ) Кандидат
педагогических наук, профессор,
заслуженный тренер России Ю. М. Бычков Специализированная деятельность тренера (на примере видов спортивного фехтования) помимо ее методических составляющих отличается большим разнообразием двигательных действий, целенаправленно моделируемых с учетом персональных потребностей подготовки обучаемых (см. схему). Среди общетехнологических компонентов педагогической деятельности тренера на занятии фехтованием основная их часть относится к обучению и технико-тактическому совершенствованию, функциональной подготовке обучаемых, построению урока и проведению упражнений. Обучение и технико-тактическое совершенствование, оцениваемые применительно к занятию фехтованием, - это прежде всего его содержание, программируемое по возрастным этапам тренировки, уровню квалификации, продолжительности подготовки и соревновательному опыту, индивидуальным психофизиологическим характеристикам и тактическим особенностям ведения поединков обучаемыми. В содержание обучения и технико-тактического совершенствования фехтовальщиков включены: - специализированные положения, приемы передвижений; - специализированные движения оружием; - базовые действия наступления, обороны, подготовки, конкретизированные в разновидностях атак, защит с ответом, контрзащит с контрответом, контратак, комбинаций действий оружием и приемов передвижений; - тактические умения, специальные знания и тактические качества. Функциональная подготовка фехтовальщика направлена главным образом на специализирование проявлений психических и двигательных качеств, создание резервных возможностей для обеспечения надежности выступлений в главных календарных соревнованиях планируемых циклов тренировки. Построение занятия, и прежде всего выделение его направленности, предусматривает обучение новым приемам манипулирования оружием и выполнения передвижений, совершенствование базовых действий и тактических умений, повышение уровня овладения отдельными разделами техники и тактики, надежности применения действий наступления и обороны в тренировочных поединках и др. Цель выполнения упражнений (их форма и используемые методические приемы) - овладение маневрированием и сохранение заданной дистанции, произвольное и последовательное чередование избранных действий нападения, защиты, подготовки, предупреждение неадекватных реакций на финты, ложные батманы, подготавливающие сближения и нападения, и др. Реализация каждого из выделенных общетехнологических компонентов специализированной деятельности потребует от тренера на занятии фехтованием прежде всего моделирования двигательных параметров действий оружием и передвижений обучаемых, а затем и собственных избранных действий или предлагаемых партнеру. . К персонифицированным составляющим специализированной деятельности тренера и спортсмена на занятии фехтованием прежде всего относятся: - применение типового состава двигательных действий и их многократное повторение в избранных ситуациях поединков; - выделение объектов моделирования учебных схваток; - моделирование пространственных и временных параметров движений оружием, выполнение приемов передвижений и их соотношение с дистанционными и моментными особенностями противоборства с противником в поединке; - произвольное и последовательное чередование альтернативных действий в типовых ситуациях; - моделирование ситуационных компонентов подготовки и применения действий; - специализирование проявлений анализаторных систем у обучаемых; - создание устойчивости к рефлекторным помехам от движений оружием и передвижений. Среди компонентов деятельности тренера обязательны и технологические составляющие, направленные на оценки педагогических эффектов от используемых упражнений, их технико-тактической пригодности, возможностей и подготовленности обучаемых к их восприятию, среди которых, например: - выбор способов оперативного регулирования специальной подготовленности; - коррекция двигательных действий на основе срочных оценок; - учет индивидуальных свойств и особенностей специальной тренированности.
Основное содержание профессионально-педагогической деятельности тренера на занятии фехтованием Построение занятия по фехтованию определяется педагогическими установками тренера на овладение обучаемым программируемыми разделами техники и тактики, повышение уровня специальных умений и проявлений психических и двигательных качеств. Важно также достижение соответствия между содержанием технико-тактического совершенствования, уровнем квалификации и этапами тренировки обучаемых, включающее, в частности: - постоянное совершенствование основных специализированных положений и движений, типового состава действий оружием и приемов передвижений; - достижение пространственной и моментной вариативности в движениях оружием и выполнении передвижений; - овладение комбинациями действий; - выделение и постоянное совершенствование базовых действий; - обучение новым действиям, их отдельным двигательным или тактическим компонентам; - обоснованная последовательность в освоении разновидностей действий и тактических компонентов их подготовки, формировании качеств и умений; - повышение уровня устойчивости к рефлекторным помехам от движений противника оружием, туловищем, ногами; - овладение инициативой начала схваток и применение противодействий инициативам противников; - индивидуализация состава действий, применяемых в соревнованиях; - учет двигательной общности боевых действий и тактических взаимосвязей между их разновидностями при построении комбинаций и их реализации в поединках; - построение упражнений с объединением требований к двигательной и психической сферам тренируемых; - постановка и решение ведущей педагогической задачи при выборе и выполнении упражнений; - моделирование условий двигательной и тактической деятельности в отдельных схватках, поединках и соревнованиях; - регулирование соотношений между альтернативными средствами наступления, обороны и подготовки; - постоянное совершенствование типового состава умений, основанных на проявлениях двигательных и тактильных реакций, точности уколов (ударов). Реализация избранной
методики технико-тактического
совершенствования на занятии
фехтованием потребует от тренера и
спортсмена применения типового
состава - серийное выполнение отдельных приемов, обусловленных действий; - моделирование комбинаций обусловленных атак и контратак, приемов передвижений при нормировании количества выполняемых серий; - применение действий на основе реагирований с выбором и переключением, устойчивости к помехам; - последовательное чередование заданных действий в типовых ситуациях; - произвольное чередование взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях; - выполнение взаимодействий оружием или их компонентов на основе тактильных реагирований; - выбор сектора нанесения укола (удара) в атаках (ответах) на основе идеомоторных представлений; - применение действий на основе самостоятельного выбора и вербальной установки спортсмена; - моделирование комбинаций с вероятностным составом и последовательностью действий в схватке; - моделирование тактических сюжетов с предполагаемой последовательностью действий в поединке; - применение действий в ситуациях с различной напряженностью. Для совершенствования специальных умений, основанных на проявлениях двигательных реакций, предусмотрено определенное построение упражнений, в которых тренер, моделируя условия применения действий обучаемыми, вынудит их, например: - различать секторы для нападения и наносить уколы (удары); - различать направления нападений и парировать их; - различать однотемповые и многотемповые (продолжительные) нападения и противодействовать им; - различать подготавливающие действия и нападения и противодействовать им; - переключаться от нападения к защите; - переключаться от одного вида нападения к другому; - переключаться к повторной защите при неудачной первоначальной защите; - переключаться от защиты к нападению; - переключаться от нападения в один сектор к нападению в другой сектор; - предвосхищать пространственные параметры действий; - предвосхищать моментные параметры действий; - предвосхищать пространственно-временные характеристики противодействий клинками; - сохранять устойчивость к рефлекторным помехам при выполнении атак (ответов); - не реагировать на стартовые движения в атаках (финт, батман) противника, действовать лишь при реальной угрозе получения удара (укола). Для создания у обучаемых устойчивости к рефлекторным помехам от действий оружием и передвижений тренера (партнера) существуют определенные способы их моделирования на занятии фехтованием: - ложная однотемповая атака уколом (ударом) на подготовку; - ложное сближение, движение туловищем вперед (впередистоящей ногой); - преждевременная защита; - преждевременная контратака; - полуповорот, движение туловищем в сторону в ответ на атаку (ответ); - приседание, приподнимание в боевой стойке на начало атаки; - ложный батман (захват) со сближением; - ложная атака с серией финтов; - серия ложных защит; - серия ложных контратак; - запаздывающая контратака (повторный укол или удар); - комбинация из ложной контратаки и ложной защиты; - комбинация из ложной защиты и ложной контратаки; - комбинация из контратаки и полуповорота туловищем; - комбинация из контратаки и приседания; - комбинация из контрзащиты и полуповорота туловищем (приседания). Моделирование условий возникновения неожиданных действий в поединке фехтовальщиков потребует от тренера произвольного чередования на занятии альтернативных разновидностей действий в типовых ситуациях: - встречное нападение на атаку (ответ) и отступление с бездействующим оружием; - атаки (контратаки, ответы) в различные секторы; - отступление и сближение различной длины на начало атак; - контратака преждевременная и контратака запаздывающая; - контратака преждевременная и длинное отступление; - защита запаздывающая и защита преждевременная прямые; - защита своевременная с ответом и защита запаздывающая; - защита запаздывающая и защита своевременная с отступлением без ответа; - атака (ответ) однотемповая и атака (ответ) многотемповая; - атака (ответ) однотемповая и длинное сближение с бездействующим оружием; - ответ однотемповый и ответ с серией финтов; - атака действительная и атака ложная с отступлением; - контрзащита своевременная с контрответом и контрзащита запаздывающая; - атака действительная и атака ложная; - атака однотемповая и атака с действительным или ложным батманом, атака с финтом (серией финтов). Индивидуализируя выбор действий и ситуаций для их совершенствования, а также построение упражнений на занятиях фехтованием, тренеру необходимо учитывать присущие обучаемым психические и двигательные свойства, а также особенности их специальной подготовленности, в том числе: 1) рост; 2) длину конечностей; 3) стартовую быстроту; 4) скоростно-силовые качества; 5) ловкость; 6) выносливость; 7) гибкость; 8) инициативность; 9) обучаемость; 10) устойчивость к стрессу (надежность); 11) выдержку; 12) реакцию простую; 13) реакцию выбора; 14) реакцию переключения; 15) дистанционное и моментное предвосхищение; 16) целевую точность; 17) помехоустойчивость; 18) эффективно применяемые на соревнованиях действия наступления, обороны, подготовки. Выделение объектов моделирования учебных схваток основывается на оценках компонентов их построения и особенностей содержания, в состав которых входят: 1) структура упражнений (одноступенчатая, двухступенчатая, трехступенчатая, многоступенчатая); 2) инициатива начала схваток (спортсмен или тренер); 3) применение подготавливающих действий оружием (спортсмен или тренер); 4) применение подготавливающего маневра (спортсмен или тренер, последовательно - спортсмен и тренер); 5) направленность перемещений обучаемого (вперед, назад, в сторону); 6) изменения дистанции в схватке (со сближением, с отступлением, с остановкой на месте); 7) продолжительность выполнения схваток (однотемповая, двухтемповая, трехтемповая, многотемповая); 8) длина перемещений спортсмена и тренера (малая, средняя, большая); 9) исходная дистанция между спортсменом и тренером (средняя, дальняя, ближняя); 10) исходные положения оружия (спортсмен или тренер); 11) быстрота выполнения действий (замедленная, возрастающая, максимальная); 12) ритм движений оружием (ускорение, замедление); 13) помехи от движений оружием, туловищем, передвижений (зрительные, звуковые, ложные действия). Коррекция двигательных действий обучаемых на занятии фехтованем, проводимая на основе срочных оценок компонентов специальной подготовленности, возможна при установках на повышение специализированности отдельных свойств и уровней их проявлений, среди которых выделены: 1) стандартизированность выполнения основных приемов управления оружием и выполнения передвижений; 2) координированность движений при выполнении комбинаций приемов; 3) повышение общей быстроты движений оружием и передвижений при выполнении упражнений; 4) воспроизведение заданного темпа и ритма движений оружием и передвижений в схватках; 5) ускорение финальных движений оружием и сближений в атаках; 6) снижение уровня брака при противодействиях оружием в схватках; 7) отсутствие или снижение перенапряжений мышц вооруженной руки в схватках; 8) адекватность реакций выбора, переключения и предвосхищения при выполнении действий наступления и обороны; 9) устойчивость к зрительным помехам в атаках (ответах) от движений тренера оружием и выполнения передвижений; 10) интенсивность внимания перед началом атак; 11) концентрация внимания при выполнении защит. Сохранение уровня техники владения оружием и выполнения передвижений у обучаемых осуществляется на основе: а) объединения действий в комбинации; б) выполнения многоступенчатых схваток; в) повышения психической напряженности при выполнении упражнений; г) усложнения идеомоторных представлений при выборе действий; д) реализации установок на вероятностный выбор действий в процессе схваток. При выборе способов оперативного регулирования требований к специальной подготовленности обучаемых эффективны разновидности воздействий, достигаемые изменениями в структурах и параметрах схваток и предусматривающие, в частности: 1) увеличение или уменьшение дистанции перед началом схватки; 2) удлинение или сокращение дистанции по ходу схватки; 3) сохранение стандартизированной (заданной) длины и быстроты передвижений тренера в схватке; 4) ускорение или замедление движений тренера оружием и передвижений; 5) увеличение или уменьшение амплитуды движений тренера оружием; 6) сохранение или изменение темпа и ритма движений тренера оружием; 7) применение или исключение неожиданных для обучаемых остановок, замахов, пауз (задержек) в движениях тренера оружием; 8) дозирование серий непрерывно выполняемых действий (комбинаций); 9) варьирование установок на скоростные или скоростно-силовые проявления обучаемыми при выполнении действий; 10) варьирование быстроты, продолжительности и амплитуды движений тренера оружием; 11) применение зрительных помех, неожиданных для обучаемого действий и ситуаций; 12) варьирование уровня психической напряженности упражнений; 13) нормирование длины и стартовых усилий в атаках; 14) дозирование продолжительности занятий, количества упражнений и выполняемых серий, длительности перерывов между ними. Между отдельными составляющими педагогической деятельности тренера, как и отражающими участие спортсмена в этом процессе, имеются многосторонние и разноуровневые связи, определенная взаимозависимость, для конкретизации которых необходимы объективные данные об эффективности установок на их реализацию в уроке фехтования. В свою очередь, определение сравнительной значимости выдвинутых положений, относящихся к моделированию двигательных действий спортсмена и тренера на этапах многолетней тренировки, ускорит динамику их внедрения в практику тренировки фехтовальщиков различной квалификации. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|