|
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В БОКСЕ Президент
Городской федерации бокса И. С.
Колесник Эстетическая сущность бокса опирается на главные принципы новой стратегии спортивной подготовки, выдвинутой В. К. Бальсевичем (1990) и основанной на преодолении противоречий между законами реализации физического потенциала, уровнем знаний и современной практикой физического воспитания: адекватностью содержания спортивной подготовки и ее условий индивидуальному состоянию организма; гармонизацией и оптимизацией тренировочного процесса; свободой выбора формирования физической активности в соответствии со склонностями и способностями. Считая бокс одним из самых красивых видов спорта, Бенджамин Лоу [2] пишет: "Бокс - это диалог двух тел, спор двух интеллектов в высоком темпе. Боксер... самовыражается в движениях, таких же независимых, изощренных и чутких, как многие упражнения ума. Боксер проявляет остроумие, стиль и эстетический вкус к неожиданному". Процесс принятия оптимального решения в условиях быстроменяющейся ситуации включает умение предвидеть момент наименьшей защищенности соперника, моделирования возможных видов его поведения на ринге, прогнозирования применяемой тактики, оптимальное программирование действий, что составляет особый склад мышления боксера. Эстетическое содержание бокса диктует необходимость формирования высокой культуры движений, умения оптимально распределять свои силы и действия в пространстве и времени. Исследования Л.Д. Назаренко [5] показали, что чем точнее временные параметры движений, тем выше их культура. Эстетика двигательной подготовки боксера базируется на системе движений, составляющих основу тактико-технического мастерства. Содержание тактико-технической подготовки включает основы атаки: прямые удары, все приемы защиты и способы перехода к ответным контратакам. Затем идет освоение базовых атакующих ударов в соответствии с приемами защиты, обманных и страхующих действий и др. Последовательное освоение начинающим боксером элементов боя создает необходимые предпосылки овладения высоким спортивным мастерством. Глубокое понимание алгоритма каждого сложного двигательного действия позволяет проникнуть во взаимосвязь различных компонентов, обеспечивающих целостность двигательного акта и его эффективность в зависимости от условий проведения боксерского поединка. Знание закономерностей построения спортивного боя раскрывает возможности управления ситуацией и, следовательно, более полной реализации кинезиологического потенциала, культуры движений и элементов красоты двигательных действий [3, 8, 9]. Цель данной работы - изучение условий организации учебно-тренировочного процесса, обусловливающего реализацию эстетической направленности бокса и формирование у спортсменов эстетических представлений, эстетических вкусов и эстетического восприятия. Данная цель находит свое выражение в решении следующих задач: 1) нахождение условий, обеспечивающих проявление эстетической сущности бокса; 2) конструирование рациональной структуры тактико-технической подготовки боксера; 3) выбор средств формирования эстетических вкусов, эстетических представлений и эстетического восприятия. Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 52 боксера массовых разрядов15-17 лет. В ходе исследования были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 26 человек в каждой. КГ занималась по программе, утвержденной Российской федерацией бокса, в ЭГ использовались дополнительные средства общей физической и специальной подготовки; создавались условия, обеспечивающие реализацию эстетического потенциала бокса, формировалась система специальных знаний, направленных на понимание значимости красоты в становлении личности. Перед началом эксперимента определялся уровень общей физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ по следующим тестам: бег на 30 и 500 м, прыжок вверх с места, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, толкание ядра. Анализ результатов показал отсутствие существенных различий в уровне общей физической подготовленности участников педагогического эксперимента КГ и ЭГ (р>0,05). Изучение степени эстетического восприятия бокса проводилось по специально разработанной нами методике, предусматривающей выявление отношения к эстетическим элементам, составляющим красоту бокса (см. таблицу). На учебно-тренировочных занятиях юным боксерам ЭГ разъяснялись рациональная последовательность физических упражнений, составляющих содержание такт.ехнической подготовки; значение элементов, необходимых для усвоения основ атаки, роль страхующих действий, необходимость развития ведущих двигательных координаций, в значительной степени определяющих индивидуальный стиль боксера. Отношение занимающихся к эстетическим составляющим бокса, %
Для формирования эстетических представлений, эстетических вкусов содержанием учебно-тренировочных занятий в ЭГ предусматривалось знакомство с различными видами искусства и другими средствами приобщения к красоте [4, 6, 7]. В процессе тренировки эпизодически использовалась высокодуховная музыка как фон для выполнения физической нагрузки; при этом указывался автор музыкального произведения и оценивалась реакция занимающихся на характер музыки. Занятия в спортивном зале чередовались с тренировками на открытом воздухе (в сквере или парке) с использованием различных боксерских снарядов, применение которых предусматривало включение разнообразных средств тактико-технической подготовки, что позволяло более целенаправленно индивидуализировать тренировочные нагрузки, выработать собственный стиль ведения боя. Перед началом и после окончания занятий внимание спортсменов обращалось на красоту природы: световую и цветовую гамму, окружающую флору; наблюдалось их воздействие на психоэмоциональную сферу. Один раз в неделю группа выезжала за город, где проводилась кроссовая подготовка; выполнялись серии атакующих ударов при работе с разными партнерами по росто-весовым показателям, подготовленности и опыту соревновательной деятельности, с последующим анализом результатов учебно-тренировочных занятий. В процессе беседы внимание спортсменов обращалось на закономерности природных явлений, их влияние на физическое и психоэмоциональное состояние; формировалось убеждение в серьезном , основательном подходе к любому виду деятельности, выяснялось отношение занимающихся к занятиям на открытом воздухе. Один раз в месяц команда вместе с тренером посещала либо музей, либо выставку живописи, скульптуры, графики и др. Юные спортсмены знакомились с историей различных видов спорта, в том числе источниками и предпосылками возникновения бокса, постепенным изменением его техники, правил соревновани й, обусловленных потребностями, запросами и эстетическими вкусами общества. Через 10 месяцев систематических занятий в КГ и ЭГ были проведены повторные исследования для выявления динамики общефизической и специальной подготовки, эстетического отношения к боксу. Результаты тестирования показали, что прирост показателей общефизической и специальной подготовленности произошел в обеих группах при более высоких темпах прироста в ЭГ по всем тестам, кроме бега на 500 м, где результаты в КГ и ЭГ не имели достоверных различий (р > 0,05). Выявление эстетического отношения к боксу осуществлялось путем анализа ответов на соответствующие вопросы. Так, красота бокса, по мнению 27,8 % респондентов, заключается в неожиданности острых моментов и количестве результативных атак, в то время как в начале педагогического эксперимента на такую составляющую указали 24,6 %. Такой элемент эстетики спортивного поединка, как высокий темп и разнообразие приемов, отметили 23,1 % занимающихся, тогда как начальные данные составили 18,3 %. Среди наиболее эстетически привлекательных приемов боя 30,8 % опрошенных назвали нокаут, в начале педагогического эксперимента таких ответов было 32,6 %. Более приемлемой манерой ведения боя с точки зрения красоты бокса 39,5 % респондентов отметили спортивный поединок с разнообразными подготовительными, страхующими действиями, финтами, высокоточными атаками, в то время как перед началом исследования количество таких ответов составляло 35,8 %. Наиболее предпочтительным с точки зрения взаимоотношений спортивных соперников является ведение боя с тактическим преимуществом , на что указали 46,7 % респондентов. Первоначальный результат составил 35,9 %. Наибольшее изменение в оценке эстетического поведения боксера на ринге отмечено в выборе варианта поведения, включающего прогнозирование двигательных действий с последующим точным ударом, - 20,2 % по сравнению с первоначальными данными - 7,6 %. 39,8 % опрошенных отдали предпочтение высокой технике двигательных действий как одному из показателей красоты боя. Это оказалось несколько выше исходных данных, составляющих 37,2 % в начале педагогического эксперимента. Исследование эстетической составляющей учебно-тренировочного процесса показало, что занимающиеся ЭГ лучше ориентировались в вопросах эстетического восприятия и эстетического отношения к окружающему миру: быстрее узнавали музыкальные произведения различных авторов, характерные особенности их содержания; лучше ориентировались в использовании средств при создании художественных произведений; давали более объективную эстетическую оценку двигательным действиям спортсмен ов различной квалификации; точнее характеризовали индивидуальную манеру спортивного боя известных мастеров бокса; выделяли наиболее эстетически значимые элементы боксерского поединка; находили недостатки в технических действиях боксеров, а также их тактические просчеты. Анализ результатов исследования позволил выделить основные компоненты эстетического в боксе (см. схему). Использование информации, представленной на данной схеме, дает возможность тренерам и спортсменам ориентироваться в вопросах разработки программы учебно-тренировочных занятий; целенаправленно воздействовать на формирование личностных морально-волевых качеств, а также задач эстетического воспитания. Расширение кругозора занимающихся, развитие интеллектуальных способностей, углубление специальных знаний позволяет влиять на мотивационную сферу деятельности юных спортсменов, что обусловливает их становление как социально активной личности и приводит в итоге к повышению тактико-технического мастерства. Следовательно, выявление эстетической сущности бокса, целенаправленное формирование эстетических взглядов, эстетических представлений и чувств является одним из направлений повышения эффективности спортивной подготовки начинающих боксеров. Литература 1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. 2. Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с англ. - М.: Радуга, 1984. - 241 с. 3. Колесник И.С. Управление развитием ведущих двигательных координаций в боксе. - М.: Теория и практика физической культуры. 2005. - 173 с., ил. 4. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с. 5. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с., ил. 6. Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития). 1997, № 7, с. 5-12 7. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 7, с. 2-5. 8. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: Монография / В. И. Филимонов. - М.: "ИСАН", 2000. - 432 с. 9. Ширяев А.Г. Бокс. Учителю и ученику (изд. 2-е, перераб. и доп.) / А.Г. Ширяев. - СПб.: изд-во "ШАТОН", 2002. - 192 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |