НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ БЕГУНОВ НА 400 МЕТРОВ С УЧЕТОМ ИХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Кандидат педагогических наук В. Н. Медведев
Аспирант И. Н. Ворошин

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Введение. Генетическое влияние на развитие человека очень велико. Практически все морфофизиологические, физиологические и психологические признаки в большей или меньшей степени контролируются генетическими факторами. Физические качества также подвержены генетическому контролю [2 - 5,7]. Знания тренеров о потенциальных возможностях подопечных в отношении развития генетически обусловленных физических качеств позволяют находить более короткую дорогу для выведения спортсмена на принципиально новый уровень результатов путем внедрения наиболее рациональной и наименее проблемной для здоровья методики.

Целью исследования было разработать методику тренировки квалифицированных легкоатлетовспринтеров, специализирующихся на дистанции 400 м, в предсоревновательном мезоцикле на основе вариантов подготовки с использованием данных о генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств.

Методика. Бег на дистанцию 400 м отличается тем, что требует от спортсменов проявления скоростно-силовых качеств в условиях быстро возрастающего утомления, поэтому ведущими физическими качествами в данном виде спорта являются скоростно-силовые и специальная выносливость (гликолитическая ёмкость). Одним из генов, влияющих на развитие физических качеств, в частности скоростно-силовых и выносливости, является ген ангиотензин-превращающего фермента (АСЕ). По полиморфизму в АСЕ были выделены три группы: омозиготы с пониженной активностью АСЕ (II), гетерозиготы (ID) и гомозиготы с повышенной активностью АСЕ (DD). Обладатели генотипа DD имеют предрасположенность к развитию качества быстроты, а обладатели генотипа II - выносливости [1,5,6,8 -10].

Было осуществлено анкетирование ведущих тренеров Санкт-Петербурга, занимающихся подготовкой спортсменов в длинном спринте, позволившее выявить мнение подавляющего большинства опрошенных о необходимости в тренировочном процессе вообще и на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки - в частности акцентировать внимание на более успешно развиваемых специальных физических качествах.

Результаты и их обсуждение. Для определения полиморфизма гена ангиотензин-превращающего фермента были взяты пробы смыва ротовой полости 32 квалифицированных бегунов на 400 м 17 27 лет следующей квалификации: I разряд - 4 чел., КМС - 14 чел., МС - 12 чел., МСМК - 2 чел. Анализ показал, что 58 % имеют генотип ID,24 % - генотип DD и 18 % - генотип II.

Проанализированы личные спортивные дневники и тренировочные планы бегунов. Сравнение методических подходов к построению непосредственного предсоревновательного этапа тренировки позволило условно разделить ее на три группы: СС (скоростно-силовую, ОВ (на общую выносливость), СВ (на специальную выносливость). К группе СС отнесены бегуны на 400 м, тренировочный процесс которых на непосредственном предсоревновательном этапе включает методический подход с акцентом на использовании средств скоростно-силовой направленности. Данная методика характеризуется большими по сравнению с другими группами объемами средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. В группу ОВ вошли спортсмены, предпочитающие длинный спринт, в тренировочный процесс которых в предсоревновательном мезоцикле включали большие по сравнению с другими группами объемы средств, развивающих общую выносливость. К группе СВ были отнесены спортсмены, особенности методического подхода к построению тренировки которых на непосредственном предсоревновательном этапе заключаются в применении средств развития специальной выносливости. Проведено сравнение акцентов в развитии специальных физических качеств 32 спортсменов на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки с генетической обусловленностью развития данных качеств. Выявлено два бегуна на 400 м, обладающих генотипом DD гена АСЕ и придерживающихся на непосредственном предсоревновательном этапе методического подхода с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости; два бегуна, обладающих генотипом II гена АСЕ и придерживающихся на этом этапе методического подхода с акцентом на развитии ОВ; 11 спортсменов с генотипом ID гена АСЕ, придерживающихся на рассматриваемом этапе методического подхода с преимущественным развитием специальной и СВ. Данное соответствие составляет 45 % случаев.

На различных этапах макроцикла было проведено педагогическое тестирование бегунов, отражающее уровень тренированности специальных физических качеств. При использовании на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки методического подхода с акцентом на развитии СВ выявлено, что спортсмены, обладающие генотипом DD гена АСЕ, показали более высокие результаты в скоростно-силовых тестах (бег на 30 м с ходу, бег на 60 м с низкого старта, прыжок в длину с места); спортсмены, обладающие генотипом ID гена АСЕ, продемонстрировали более высокий результат в тестах, отражающих уровень тренированности по качеству специальной выносливости (бег на 350 м, десятерной прыжок с места).

На основании полученных данных сделан вывод о необходимости построения тренировочного процесса на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с генотипом DD гена АСЕ с акцентированным использованием средств развития скоростно-силовых качеств, у бегунов, принадлежащих к генотипу II, с использованием средств развития общей выносливости, для имеющих генотип ID использовать средства специальной выносливости. Однако в каждой методике необходимо наличие комплексного подхода к развитию специальных физических качеств.

Была разработана и внедрена экспериментальная методика подготовки квалифицированных бегунов на 400 м на рассматриваемом этапе тренировки. В ее основе лежал принцип акцентированного развития генетически обусловленного специального физического качества. Методика включала 3 методических подхода (для групп спортсменов с различными вариантами гена АСЕ). Каждый методический подход характеризовался определенным значением объемов основных тренировочных средств, их сочетанием и построением на этапе НПП. В эксперименте приняли участие спортсмены, в тренировочной методике которых на этом этапе наблюдалось несоответствие акцентированного развития специального физического качества и генетической обусловленности его развития. Эксперимент продолжался 6 недель.

Спортсменам с генотипом DD гена АСЕ было предложено выполнить большие по сравнению со спортсменами других генотипов объемы следующих групп средств: до 10 отталкиваний, бег на 80-300 м (95-100 % от максимальной интенсивности), бег до 80 м (95-100 % от максимальной интенсивности), упражнения с отягощением.

Спортсменам, обладающим генотипом II гена АСЕ, предлагалось выполнить большие объемы следующих групп средств: кросс, фартлек, беговые отрезки более 600 м, отрезки 80-300 м до 80 % от средней соревновательной скорости пробегания 400-метровой дистанции.

Спортсменам с генотипом ID гена АСЕ предлагалось выполнить большие объемы следующих групп средств: бег на 80-300 м (90-100 % от средней соревновательной скорости пробегания 400-метровой дистанции), бег на 80-300 м (81-90 % от средней соревновательной скорости), бег на 300-600 м (свыше 90 % от средней соревновательной скорости), бег на 300-600 м (81-90 % от средней соревновательной скорости), бег в измененных условиях, прыжки (более 10 отталкиваний).

После проведения эксперимента была оценена успешность соревновательной деятельности по двум показателям: первый - лучший результат сезона в самых ответственных соревнованиях; второй - способность спортсмена демонстрировать в течение всего соревновательного сезона результаты, находящиеся в пределах зоны 2 % от лучшего результата сезона (см. таблицу).

Показатели успешности соревновательной деятельности спортсменов, тренирующихся по экспериментальной методике

Группы спортсменов Количество участников Показатели
первый второй
Всего участников эксперимента 14 11 (79 %) 10 (71,5%)
В том числе:
с генотипом II гена АСЕ 3 3 2
с генотипом DD гена АСЕ 5 4 4
с генотипом ID гена АСЕ 6 4 4

При сравнении результатов выступления спортсменов по показателям успешности соревновательной деятельности в беге на 400 м в летнем сезоне до эксперимента и после использования экспериментальной методики было выявлено, что после проведения эксперимента первый показатель улучшился на 40 %, второй - на 13,5 %.

При сравнении результатов выступления спортсменов в беге на 400 м на ответственных стартах в летнем сезоне до эксперимента и после использования экспериментальной методики установлено, что все участники педагогического эксперимента улучшили свои результаты. До эксперимента средний результат спортсменов составлял 49,62±0, 19 с, σ=0,67 с, после использования экспериментальной методики - 48,89±0, 19 с, σ=0,69 с. Различия достоверны (р<0,05).

Помимо участия в соревнованиях на дистанцию 400 м спортсмены, принявшие участие в педагогическом эксперименте, выступали и в других дисциплинах легкой атлетики.

При сравнении личных рекордов спортсменов на смежных дистанциях (200,800,400 м с барьерами) с результатами предыдущего летнего сезона и результатами их выступлений на соревнованиях после завершения педагогического эксперимента установлено, что зарегистрировано 13 личных рекордов: спортсменами с генотипом DD гена АСЕ - 5 (все на дистанции 200 м); спортсменами с генотипом II - 3 (все на дистанции 800 м); спортсменами, имеющими генотип ID, - 5 (3 на дистанции 200 м и 2 - на 800 м).

Литература

1. Ворошин И. Н. Предсоревновательная подготовка квалифицированных бегунов на 400 метров с учетом их генетической предрасположенности к сочетанию качеств быстроты и выносливости / И.Н. Ворошин // Сб. научных трудов аспирантов и соискателей/ Под ред. Е. В. Антиповой, С. П. Евсеева. - СПб.: СПбНИИФК, 2004, с. 31 - 36.

2. Рогозкин В. А. Гены - маркеры предрасположенности к скоростно-силовым видам спорта. / В. А. Рогозкин, И. В. Астратенкова, А. М. Дружевская, О. Н. Федотовская // Теория и практика физ. культуры. 2005, № 1, с. 2-5.

3. Рогозкин В. А. Расшифровка генома человека и спорт / В. А. Рогозкин // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 6, с. 60-63.

4. Сологуб Е. Б. Спортивная генетика / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов - М.: Терра-спорт, 2000. - 126 с.

5. Montgomery, H. Angiotensin-converting enzyme gene insertion. / H. Montgomery, P. Clarkson, M. Bornard // Deletion polymorphism and response to physical training. - Lancet. - 1999. - № 53. - Р. 541-545.

6. Nazarov I. The angiotensin converting enzyme I/D polymorphismin Russia athletics. / I. Nazarov, D. Woods, H. Montgomery, O. Schnider, V. Kazakov, N. Tomilin, V. Rogozkin // European Journal of Human Genetics. - 2001 - 9. - Р. 797-801.

7. Rigat B. PCR detection of the insertion/deletion polymorphism of the human angiotensin converting enzyme gene (DCP1) (dipeptidy l carboxypeptidase 1) / B. Rigat, C. Hubert, P. Corvol, F. Soubrier // J. Nucleic Acids Res. - 1992. - Vol. 20. - P. 1433.

8. Rogozkin V. АСЕ 1/D polymorphism in goung runners. / V. Rogozkin, I. Astratenkova, A. Komkova, I. Voroshin // Book of Abstracts 9-th Annual Congress 2004. - Clermont-Ferrand. France, 2004. - Р. 83-84.

9. Rogozkin V. Humanan giotens in converting enzyme gene and response tophysical training. / V. Rogozkin, V. Medvedev, O. Shelkov // Pe la medicine, des sciences et des techniaves des acti’vites corporelles. - 2000. - Vol.15, № 6. - P. 340.

10. Rogozkin, V. Relationships between AGE genotypes and response to physical training. / V. Rogozkin, V. Medvedev, O. Shelkov, I. Nazarov // 4th International Conference on Nutrition and Fitness: Plan of Action for the 21st Century. - Olympia, 2000. - P. 91-92.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: