|
УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ НА ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ
Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор
О. Е. Лихачев Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск Существует множество определений процесса управления, под которым понимается воздействие на какой либо объект, процесс с целью сохранения, поддержания структуры, сохранения качественной специфики, возможности эффективного функционирования, совершенствования и развития. Следует учитывать различия в семантике слова "управление": "control" в английском языке переводится как управление, руководство чем-то, кем-то [17] и "controle", которое имеет французское происхождение - проверка деятельности кого-либо, чего-либо [6]. В этом случае оно имеет более узкое значение как одна из функций управления. В русском языке термин "контроль" более соответствует французскому определению и означает действия с целью проверки и оценки эффективности управляемого процесса. Оздоровительно рекреационная тренировка может быть рассмотрена как частный случай управления. Особенность управления оздоровительным процессом заключается в том, что управление не может быть не посредственным, а может быть только опосредованным. Действия тренера в рекреационных занятиях приводят не к получению конкретного результата, а к возникновению срочного тренировочного эффекта, который может быть накоплен и превращен в кумулятивный эффект. Принципиальная схема управления процессом оздоровительно рекреационных занятий включает в себя следующие этапы: 1) сбор информации (определение исходного состояния здоровья занимающихся, углубленное врачебно-педагогическое обследование, анамнез, выяснение мотивов, интересов занимающихся к занятиям спортизированной физической активностью и т. п.); 2) программирование оздоровительного процесса (вы бор содержания, методов, средств, определение объема и интенсивности нагрузки, форм проведения занятий и т. д; 3) собственно процесс оздоровительно рекреационных занятий конкретным видом физической активности; 4) контроль и оценка эффективности процесса занятий. Эти этапы образуют законченный цикл, который многократно повторяется в основном периоде оздоровительно рекреационного процесса. Сложность управления в процессе как рекреационной, оздоровительной физической культуры, таки спортивной тренировки заключается в том, что воз действие физической нагрузки на самоуправляемую систему (организм занимающегося, спортсмена) из-за индивидуальных и временных вариаций состояния человека приводит к неодинаковым ответным реакциям на одну и ту же величину тренировочной нагрузки [8, 10]. Основой любой системы управления является использование принципа обратной связи, суть которого заключается в организации непрерывной системы получения информации о динамике состояния управляемой системы в результате выполнения управляющих воздействий на ее функционирование. Педагогический процесс спортивной и оздоровительной тренировки будет малоэффективным без использования принципа обратной связи - основного исходного положения теории управления. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешности рекреационного процесса. Контроль и оценка соответствия тренировочных нагрузок физическому состоянию занимающихся - одна из наиболее сложных проблем не только оздоровительной физической культуры, физического воспитания, но и спорта. Под педагогической составляющей контроля понимается процесс сбора информации о параметрах физической нагрузки и оценка воздействия на физическое состояние занимающихся при ее выполнении. Наиболее важным, но в то же время и наименее разработанным, препятствующим удовлетворительному решению проблемы контроля за состоянием занимающихся в процессе рекреационных занятий (особенно в процессе занятий спортивными играми), является оперативный педагогический контроль (экспресс контроль), осуществляемый непосредственно в ходе занятий. В процессе занятий спортивными играми оценка внешней стороны физической нагрузки, определяемая физическими величинами (метрами, минутами, килограммами и т. п.), практически невозможна, так как игры проходят с переменной интенсивностью, с перемещениями в различных направлениях и постоянным противоборством. Это сопровождается значительной вариативностью как мощности нагрузок, так и величины ответных реакций организма участников [2, 4, 10]. В игровых рекреационных занятиях наиболее информативными показателями величины физической нагрузки являются величины физиологических сдвигов, прежде всего в сердечно сосудистой системе. Частота сердечно сосудистых сокращений - интегральный показатель функционального состояния сердечно сосудистой системы и состояния организма в целом Особую ценность измерения ЧСС приобретают в связи с тем, что позволяют фиксировать срочную реакцию организма человека, возникающую в результате выполнения какого-либо упражнения, которая носит непродолжительный, нестабильный характер и быстро изменяется при прекращении выполнения упражнения. Показатель ЧСС имеет очень высокую информативность не только как показатель деятельности сердечнососудистой системы, но еще и потому, что в начале прошлого века была выявлена линейная зависимость между частотой пульса и потреблением кислорода организмом человека. В широком диапазоне 90-170 уд/мин ЧСС существует практически линейная положительная зависимость между учащением ЧСС и потреблением кислорода. Если в практике спортивных нагрузок ЧСС при больших нагрузках выходит за пределы 170 уд/мин, то в практике оздоровительных, рекреационных занятий весь диапазон нагрузок у взрослых людей находится внутри этого промежутка, что позволяет использовать ЧСС для непрямого определения и расчета величины потребления кислорода занимающимися с достаточной для практики точностью. В то же время довольно часто высказываются сомнения относительно высокой информативности показателя ЧСС, особенно при фиксации в игровых занятиях. Основным доводом таких высказываний является то, что данный показатель очень чувствителен к уровню нервно психического, эмоционального напряжения от физических нагрузок и, таким образом, недостаточно точно отражает степень напряжения функциональных систем в процессе их выполнения. Необходимо учитывать, что эмоциональное напряжение всегда сопровождает мышечную активность и может значительно усиливать ее. Общеизвестны многочисленные случаи, когда в состоянии эмоционального аффекта человек проявляет мышечные усилия, совершает мышечную работу, которую в обычных условиях, в спокойном состоянии выполнить не может. С биологической точки зрения, эмоции являются усилителями биологических реакций животных и человека. Необходимо отметить, что всякая деятельность может успешно осуществляться только на фоне оптимального нервно психического, эмоционального напряжения, адекватного этой деятельности и той ситуации, в которой протекает. И поэтому практически невозможно (во многих случаях и не нужно) отделять эмоциональную составляющую нагрузки от собственно физиологической ее части. Педагогический контроль тесно связан с проблемой количественной оценки физического состояния, которая является центральной в организации управления процессом рекреационных занятий. Для сбора оперативных данных срочного педагогического контроля в естественных условиях создавались различные радиотелеметрические установки и передвижные видеокомплексы, с помощью которых исследовался и контролировался широкий спектр медикобиологических, биомеханических и спортивно педагогических параметров, характеризовавших реальный уровень функционального состояния и технико-тактической подготовленности спортсменов, а позже и занимающихся рекреационнной физической культурой. В 1932 г. А. А. Ющенко и Л. А. Чернавкин одними из первых в СССР осуществили телеметрическую регистрацию некоторых биомеханических параметров движения человека при выполнении им психофизиологических тестов. Дальнейшее развитие полупроводниковой техники и других различных электронных технологий привело к широкому развитию биологической телеметрии, одним из основных стимулов развития которой стал запуск космических аппаратов, а затем и необходимость телеметрического получения широкого спектра физиологических показателей состояния здоровья космонавтов. Непосредственно в спортивной тренировке и соревнованиях телеметрические исследования динамики ЧСС были проведены в 1957-1962 гг. В. В. Розенблатом, Л. С. Домбровским, А. Т. Воробьевым, Р. В. Унжиным [20]. В 50-70-х гг. активно разрабатывались и использовались различные системы радиотелеметрии для исследования физиологических параметров в медицине и спортивной подготовке преимущественно в неигровых видах спорта. На возможности измерять реакцию сердечно-сосудистой системы в условиях непосредственной игровой деятельности основан метод программирования срочного тренировочного эффекта. Идея этого метода была выдвинута в 1967 г. В. М. Зациорским, который предложил для дозирования нагрузки использовать характеристики не ее внешней стороны, величину мышечной работы, а характеристики величин физиологических реакций, возникающих при вы полнении этой физической нагрузки. Метод программирования физической нагрузки по ЧСС стал широко использоваться для подготовки спортсменов в различных видах спорта и оздоровительной физической культуры (1, 3 - 7, 9, 12, 13, 15, 16 и др.). Затем появились различные модели сумматоров ЧСС, которые не только фиксировали величину ЧСС, но и позволяли суммировать ее количество за определенное время выполнения упражнения (11 - 15, 18, 19 и др). С появлением современных моделей спорттестеров (Polar, Cardiosport и др.) открылись широкие возможности программировать и контролировать воздействие физической нагрузки на занимающихся по ЧСС. Эти спорттестеры многофункциональны и позволяют не только непрерывно контролировать реакцию организма, но и выполнять функцию кардиолидера, рассчитать на основе данных ЧСС и многие другие результирующие физиологические показатели, характеризующие физическое состояние людей при занятиях различными видами физической активности. Необходимо отметить, что для современного периода развития методологии оперативного педагогического контроля характерно все более широкое внедрение спорттестеров в практику как спортивной подготовки, так и рекреационных занятий. Специалистами уже разработаны общие положения, которыми рекомендуется руководствоваться. К положительным моментам использования спорттестеров следует отнести: возможность получения величины ЧСС собственно в процессе занятий; доступность и простоту измерения, объективность и наглядность результатов испытаний для самих испытуемых, а также возможность на основе этих показателей оперативно изменять величину нагрузки в течение всего занятия. Разработка и детальное обоснование технологии экспресс-контроля индивидуальной ответной физиологической реакции занимающегося спортивными играми - одна из насущных и важнейших проблем, решение которой позволит повысить рекреационную эффективность подобных занятий. Использованная литература 1. Айрапетьянц Л. Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л. Р. Айрапетьянц. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 41с. 2. Алексеев, В. М. Пульсовая оценка спортивных нагрузок / В. М. Алексеев. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 22 с. 3. Бакирова, Ф.М. Данные радиопульсометрии при выполнении функциональных проб у лиц среднего и пожилого возраста / Ф.М.Бакирова, А.Г.Берсенева, В.В.Розенблат // Теория и практика физ. культуры. - 1964. - № 11. - С. - 32-35. 4. Беляев, А. В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Беляев. - М.: ГЦОЛИФК, 1974. - 28 с. 5. Булгакова, Н. Ж. Нормирование тренировочных нагрузок с использованием показателей энергетической стоимости упражнения / Н. Ж. Булгакова, Н. И. Волков, О. И. Попов, А. Г. Самборский // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 23-24. 6. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. А. Н. Булыко. - М.: "Мартин", 2004. - 848 с. 7. Васильева, В. В. Телеметрические исследования частоты сердечных сокращений при беге на различных дистанциях / В.В. Васильева, Р. П. Грачева, Л. Б. Епшина [и др.]: тез. докл. науч. конф. ЛНИИФК им.П.Ф. Лесгафта по итогам работы за 1960 г. - Ленинград, 1961. - С. 9-10. 8. Вилькин, Я. Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб. пособие для ин-тов физкультуры / Я. Р. Вилькин, Т. М. Каневец. - М., 1985. - 176 с. 9. Волков, Н. И. Физиологические характеристики непрерывной мышечной работы, выполняемой при разной частоте сердечных сокращений / Н. И. Волков, В. М. Зациорский, В. Д. Чепик, В. Н. Черемисинов // Теория и практика физ. культуры. - 1970. - № 4. - С. 30-34. 10. Годик, М. А. Педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом / М. А. Годик // Вопросы управления тренировочным процессом подготовки спортсменов высших разрядов: сб. науч. ст. - Л., 1972. - С. 23-27. 11. Грищенко, А. Н. Конструирование автономных кардиолидеров для программированного управления физической нагрузкой по частоте сердечных сокращений / А. Н. Грищенко, И. И. Мадзари, Р. Т. Раевский // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 8. - С. 58 12. Жбанков, О. В. Метод программирования "плавающей" нагрузки и кардиотемполидер как средство его реализации в оздоровительном беге / О. В. Жбанков, А. Н. Лебяжьев // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 3. - С. 30-31. 13. Завьялов, А. И. Радиотелеметрия как метод исследования в спортивной борьбе / А. И. Завьялов, Т. И. Шестакова, Э. М. Рувинская // Спортивная борьба: ежегодник. - М., 1973. - С. 33-36. 14. Занятия массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью / под общ. ред. В. А. Соколова, А. Г. Фурманова. - Минск, 1986. - 57с. 15. Зациорский, В. М. Опыт непрерывной многосуточной регистрации сердечного ритма у спортсменов / В. М. Зациорский, Н. Г. Кулик // Теория и практика физ. культуры. - 1967. - № 9. - С. 16-19. 16. Киселев, А. И. Сумматор пульса СП-87 и его применение для тестирования физической работоспособности студентов / А. И. Киселев, В. М. Колтун, А. Н. Лебяжьев // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 4. - С. 55-57. 17. Мюллер, В. К. Новый англо-русский словарь / под ред. М. М. Маковского. - 4-е изд., доп. - М.: Альта Пресс, 2003. - 895 с. 18. Панков, В. А. Использование монитора сердечного ритма для контроля за эффективностью подготовки борцов / В. А. Панков // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 2. - С. 2-3. 19. Пирогова Е. А. Оперативная оценка физического состояния при занятиях массовыми формами физической культуры / Е. А. Пирогова // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 9. - С. 6-8. 20. Розенблат В. В. Радиометрические исследования в спортивной медицине / В. В. Розенблат. - М.: Медицина. - 1967. - 208 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |