|
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Алёшин Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Рыбаков Изучение научно методической литературы и передового опыта подготовки в командных игровых видах спорта свидетельствует о недостаточном обосновании годичной подготовки в условиях длительной и многотуровой системы соревнований. Значительная многофакторность структуры соревновательной деятельности и подготовленности игроков высокой квалификации, существенная роль каждого фактора в достижении конечного результата, выраженная вариативность параметров спортивного мастерства в зависимости от конкретных условий соревновательной деятельности определяют исключительную сложность построения подготовки в рамках годичного цикла. Возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании концепции периодизации годичной подготовки: пересмотре отдельных теоретических положений, разработке перспективных технологических решений, опирающихся на достоверные научные знания [1 - 3, 6, 7]. Предварительные теоретические [2 - 4, 6 - 9] и экспериментальные исследования позволили разработать модель годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации (см. рисунок). Модель включает основания к моделированию, программу и методику годичного цикла подготовки, оценку эффективности предложенной модели. Основания для моделирования годичной подготовки имеют в виду накопление количественной и качественной информации, выступающей объективной предпосылкой разработки программы и методики годичного цикла и содержат блоки модельных характеристик соревновательной деятельности, учитывающие основные тенденции развития гандбола [8] и на правления совершенствования системы спортивной подготовки [1 - 4, 6, 7], фактическую результативность соревновательной деятельности. Данные блоки составляют первый уровень модели. Второй уровень модели включает программу годичного цикла с выделением основных видов и структур подготовки, форм специфической активности игроков различного амплуа. При этом реализуется композиционное планирование, предполагающее интеграцию видов, форм и структурных образований годичного цикла подготовки в единую, устойчивую, но достаточно подвижную функциональную систему, в которой все компоненты направлены на достижение индивидуальных, групповых и командных модельных характеристик соревновательной деятельности и подготовленности. Все звенья данной системы путем сложного сочетания, отражающего взаимодействие и взаимокомпенсацию, обеспечивают формирование модельного уровня спортивного мастерства и выход на запланированные спортивные результаты. Программа также предусматривает: определение функций игроков различного амплуа при игре в нападении и защите; установку на моделирование игровой активности в нападении и защите, целостное моделирование соревновательной деятельности. Структура годичной подготовки предполагает одноцикловое построение с 4 не дельным переходным периодом, не продолжительным (8-9 недель) подготовительным и длительным соревновательным (около 9 месяцев) периодами. В третий уровень модели входит методика подготовки с блоками: средства и методы основных видов подготовки, восстановления и стимуляции работоспособности, их соотношения и размещения в структурах годичного цикла; контроль и коррекция тренировочных и соревновательных нагрузок. Наличие эффективной системы комплексного контроля позволяет оптимизировать различные по направленности (концентрированные, стимулирующие, восстанавливающие, реабилитационные, корригирующие), персонально адресованные и коллективно (групповые и командные) реализуемые гибкие управляющие воздействия в течение годичной подготовки. В отличие от общепринятой периодизации в нашем случае исходным структурным звеном являлся восстановительный мезоцикл (или переходный период), без эффективной реализации которого вряд ли возможно полноценное выполнение последующих структурных образований годичного макроцикла с достижением модельных характеристик соревновательной деятельности. В подготовительном периоде закладывались ос новы физической, функциональной, технико-тактической и психологической подготовленности. Решение данных задач в течение относительно короткого промежутка времени (8-9 недель) осуществлялось на основе эффективной реализации получившего теоретическое и экспериментальное обоснование положения об оптимальной последовательности и продолжительности включения нагрузок различной преимуществен ной направленности в структурах тренировочного процесса [5].
Модель годичной подготовки гандболистов высокой квалификации При этом с изменением структуры менялись принципы и технология комплексирования нагрузок. В малых структурах (отдельные сеансы, занятия, тренировочные дни, фрагменты, микроциклы, модули) использовался подход, связанный с "разведением" ближайших тренировочных сеансов и нагрузок на основе их величины, направленности и последовательности включения. В более продолжительных структурах (блоках, мезоциклах, этапах), наоборот, эффект повышается в случае применения преимущественно однонаправленных воздействий. При реализации данного положения ведущее место занимает критерий оптимизации преемственности нагрузок различной направленности, предусматривающий создание положительных следов от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих тренирующих воздействий. Определенная последовательность выполнения преимущественно однонаправленных нагрузок влияет на продолжительность их включения [2, 3, 5 - 7]. Основными задачами соревновательного периода были сохранение и повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и более полное его использование в многотуровой системе соревнований. Организация подготовки в данном периоде осуществляется в соответствии с календарем соревнований. В условиях достаточно продолжительного соревновательного периода (8 и более месяцев), при проведении 7-8 игровых туров (по 5-6 игр в туре) подготовка осуществлялась преимущественно в рамках соревновательно-подготовительных мезоциклов по схеме: 3-4 недели межтуровая подготовка и 5-6 - официальных игр. Межтуровая подготовка предполагала реабилитационную фазу (от 2-3 до 5-6 дней), фазу целенаправленной подготовки (от 10-12 до 15-18 дней с задачами поддержания высокого уровня специальной физической подготовленности, совершенствования индивидуальных и групповых технико-тактических действий в нападении и защите с формированием модельных параметров стабильности, устойчивости и надежности в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности) и фазу индивидуальной подводки к состоянию оптимальной соревновательной готовности (от 2-3 до 4-5 дней) с проведением восстановительных и стимулирующих работоспособность мероприятий. Четвертый уровень предполагает оценку эффективности разработанной модели и ее внедрение в практику подготовки спортсменов высокой квалификации (игроки команд высшей и суперлиги чемпионата Российской Федерации). Результативность предложенной модели оценивалась сравнением показателей соревновательной деятельности команд суперлиги Российской федерации по гандболу ("Локомотив Полет" и "Сунгуль ВНИ ИТФ"), зафиксированных при выполнении общепринятого и модельного циклов подготовки (табл.1). Полученные материалы продемонстрировали значительное преимущество модельного годичного цикла подготовки по показателям общей активности (броски, выполненные по воротам соперников) и эффективности (заброшенные мячи, реализация бросков, коэффициент полезности атаки) атакующих действий. При этом высокая активность и эффективность атакующих действий были реализованы преимущественно с 7-9 м и далее, в результате быстрых прорывов (контратак) и благодаря меньшему количеству потерь мяча. Таблица 1. Эффективность различных вариантов построения годичной подготовки гандболистов высокой квалификации, M±m
Примечание. Представлены только статистически значимые различия. Таблица 2. Показатели физической подготовленности и морфофункциональные характеристики гандболистов высокой квалификации при различных вариантах построения годичной подготовки, M±m
Более высокие параметры соревновательной деятельности и результаты, достигнутые в первенстве суперлиги Российской федерации по гандболу при по строении годичного цикла на основе разработанной модели, обеспечивались соответствующими параметрами физической подготовленности и морфофункциональными возможностями организма игроков команд "Локомотив-Полет" (Челябинск) и "Сунгуль-ВНИИТФ" (г. Снежинск). В течение двух соревновательных периодов (обобщенные результаты четырех обследований) гандболисты, тренировавшиеся по программе модельного годичного цикла подготовки, демонстрировали более высокие результаты в беге на 30 м (4,20±0,02 с против 4,26±0,1 с при р<0,05) и при ведении мяча по дистанции 30 м (4,15±0,02 с по сравнению с 4,23+0,02 с при р<0,01). Данные показатели отражали соответственно уровень скоростных возможностей и ловкости ведения мяча на высокой скорости (табл. 2). Отмечена тенденция к повышению результатов в тройном прыжке с места (скоростно-силовые возможности, прыгучесть) и в комплексном упражнении (скоростная выносливость), хотя данные сдвиги и не носили достоверного характера. Высокий уровень соревновательной деятельности и тренированности в модельных циклах годичной подготовки базировался на значительных резервах морфофункциональных возможностей. Последнее наглядно проявилось в достоверно более высоких характеристиках весо-ростового индекса (Кетле): 468,2±3,1 г/см против 456,5±2,9 г/см при р<0,05), динамометрии (сильнейшая кисть) (69,4±1,2 кг против 64,3±1,3 кг при р<0,05) и силового индекса (77,8±1,1 кг по сравнению с 74,3±1,3 кг при р<0,05). Данные показатели свидетельствовали о лучшем развитии мышечной системы в целом и от дельных локальных (специфических) групп мышц. Спортсмены, проходившие подготовку в рамках модельных годичных циклов, демонстрировали более высокую общую физическую работоспособность (тест PWC170, p<0,05) и функциональное состояние системы кровообращения (ЧСС в покое, р<0,05 и индекс Робинсона, р<0,05). Проведенные исследования показали, что поиск путей оптимизации годичной подготовки в командных спортивных играх остается актуальным. Перспективным представляется повышение эффективности построения программ годичного цикла с учетом современных тенденций развития конкретного вида спорта, основных направлений совершенствования системы спортивной подготовки, изменения системы соревнований, закономерностей и индивидуальных особенностей формирования различных компонентов спортивного мастерства с использованием наиболее эффективных видов планирования Литература 1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. -1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40. 2. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 2. - С. 21-26, 39-42. 3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 7. - С. 41-54. 4. Игнатьева В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И.Токарев, И.В. Петрачева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. 5. Куликов Л.М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 7. - С. 20-22. 6. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с. 7. Платонов В.Н. О "Концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов / В.Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 9. - С. 23-26, 39-46. 8. Шестаков М.П. Гандбол. Тактическая подготовка / М.П. Шестаков, И.Г. Шестаков. - М. : СпортАкадемПресс, 2006. - 132 с. 9. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки / Б.Н. Шустин - М. : СААМ, 1995. - 343 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |