|
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Аспирантка О.С. Колесникова Введение. Несмотря на целесообразность централизованных вариантов подготовки ведущих спортсменов основа успехов легкоатлетов России на международной арене закладывается в ее регионах. Вместе с тем далеко не все субъекты РФ обеспечивают качественное пополнение сборных команд. Во многом поэтому, имея превосходство перед основными зарубежными конкурентами в количестве занимающихся с установкой на достижение высоких результатов, общем уровне квалификации тренерских кадров, продуктивности выработанных отечественной спортивной наукой и практикой передовых методических концепций, нам так и не удается достичь решающего преимущества на всемирных легкоатлетических форумах. В большинстве российских регионов эффективность систем подготовки легкоатлетов до сих пор низка. Знания и энтузиазм отдельных специалистов не способны компенсировать отсутствие действенного организационного начала, что свидетельствует об актуальности изучения и последующего переноса передового регионального опыта. Методика и организация исследования. Поскольку эффективность функционирования региональных систем подготовки легкоатлетов (РСПЛ) лучше всего характеризуется делегированием в сборные команды страны и уровнем результативности ведущих спортсменов, мы сравнили представительство в списках сборных команд 2007 г. (абсолютный показатель - количество человек, относительный - количество человек, приведенное к численности городского населения субъекта Федерации), а затем проанализировали рейтинг членов сборных команд в текущих списках сильнейших легкоатлетов мира по отдельным соревновательным дисциплинам. Это помогло ранжировать РСПЛ с выделением более и менее эффективных, а также разделить их на "типичные" и "атипичные". На основе изучения волгоградской РСПЛ, современного лидера среди себе подобных, в динамике ее формирования на протяжении 30-40 лет, а также ставропольской и краснодарской РСПЛ как менее эффективных аналогов (из-за объемности итоговые материалы многоаспектного контент- анализа и анкетирования специалистов в данной статье не приводятся), вырабатывались рекомендации по совершенствованию организации подготовки спортсменов в традиционно "легкоатлетических" российских регионах. Результаты и их обсуждение. Общее количество членов сборных команд России по легкой атлетике составляет 870 человек (мужского пола - 442, женского - 428). В основной сборной (включая резерв) - 377 человек (мужчин - 186, женщин - 191); в молодежной (не старше 23 лет) - 216 (мужчин - 112, женщин - 104); в юниорской (18-19 лет) - 172 (юношей - 92, девушек - 80); в юношеской (17 лет и моложе) - 105 (юношей - 52, девушек - 53). В сборных командах представлены легкоатлеты 61 из 89 регионов страны. Относительные показатели эффективности РСПЛ распределены в широком диапазоне - от 74,5 до 0,77. Еще больший разброс демонстрируют абсолютные показатели (от 197 до 1). В пятерку наиболее эффективных по относительному показателю регионального представительства в сборных командах - ключевому в данном случае попали РСПЛ Республики Мордовия, Чувашской республики, Москвы, Волгоградской и Брянской областей. Самыми неэффективными (помимо тех, которые остались без представительства в сборных командах) являются РСПЛ Тюменской области, Пермского края, Саратовской, Читинской и Кировской областей. Несмотря на третью позицию РСПЛ Москвы по относительному показателю (18,93) и выраженное лидерство по абсолютному (197 человек в сборных командах), с учетом преобладания в числе последних иногородних воспитанников (свыше половины контингента) признать приоритет интегральной эффективности московской РСПЛ трудно. Об этом свидетельствует и уровень результативности членов сборных команд - москвичей. Хотя 43,7% из них входят в текущие списки 100 сильнейших легкоатлетов мира (3 е место среди РСПЛ), усредненное значение рейтинга этих атлетов составило 40,3 (15 е место). Явные лидеры по интегральной эффективности - РСПЛ Республики Мордовия и Чувашской республики. Однако их, как и РСПЛ Москвы, Санкт Петербурга, Московской и Свердловской областей, а также ряда других регионов, отнести к "типичным" нельзя. В Республике Мордовия и Чувашской республике традиционно и очень успешно делается крен в направлении узкой видовой специализации в спортивной ходьбе и беге на выносливость (из 61 члена сборных команд, в совокупности делегированного этими субъектами Федерации, 59 специализируются в указанных группах видов, в том числе 42 - в спортивной ходьбе). Столичные города, Московская и Свердловская области несопоставимы с прочими субъектами Федерации по специфическим материально техническим и особенно финансовым возможностям, а также по ряду иных существенных в данном случае характеристик. Кроме того, РСПЛ Москвы и Московской области в решающей мере ориентированы на "импорт" талантливых спортсменов из других регионов. В целом граница в списке, отделяющая "типичные" РСПЛ от "атипичных", достаточно условна. Вместе с тем, ориентируясь на совокупность признаков, мы взяли на себя смелость провести эту черту (табл. 1, 2). Имеется в виду, что рекомендации по совершенствованию работы на основе передового опыта лидирующей в данной категории Волгоградской РСПЛ, который нами углубленно изучен, можно уверенно отнести только к 26 аналогам, отличающимся меньшим уровнем эффективности, но не структурной организацией. Таблица 1. Делегирование в сборные команды РФ по легкой атлетике (2007 г.) спортсменов из «атипичных» РСПЛ
Практические рекомендации. К основным на правлениям и путям совершенствования "типичной" российской РСПЛ в современных условиях следует отнести: - оптимизацию взаимодействия государственных органов управления физической культурой и спортом, а также основных структурных подразделений на региональном уровне (усиление межведомственной координации деятельности СК, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ; выстраивание целостной системы спортивных организаций, способной обеспечить реальную преемственность многолетней нефорсированной подготовки одаренных спортсменов; повышение доступности должным образом оборудованных мест занятий, современных типов инвентаря и экипировки; оказание помощи ФСО и содействие выполнению ими уставных задач); - повышение эффективности руководства со стороны региональной федерации легкой атлетики (укрепление руководящих органов за счет приоритетного привлечения специалистов в области спортивного менеджмента, организации и методики многолетней подготовки высококвалифицированных легкоатлетов с одновременным сокращением доли энтузиастов непрофессионалов; организация региональных семинаров по управлению легкой атлетикой с приглашением ведущих специалистов и освещением работы в СМИ); Таблица 2. Делегирование в сборные команды РФ по легкой атлетике (2007 г.) спортсменов из «типичных» РСПЛ
- совершенствование материально-технической базы (выделение дополнительных средств из региональных бюджетов на строительство соответствующих общероссийским стандартам специализированных легкоатлетических манежей; привлечение средств из спонсорских и иных источников для реконструкции имеющихся летних и загородных тренировочных баз). - поиск возможностей для обеспечения достойного материального стимулирования труда тренеров (увеличение заработной платы за счет средств местных бюджетов, средств учредителей спортивных школ и СК, собственных средств от внебюджетной деятельности спортивных организаций; привлечение спонсорской помощи местных коммерческих структур; регулярное проведение конкурсов среди тренеров с присуждением почетных званий "Тренер года", подкрепляемых разовыми материальными поощрениями); - оказание финансовой помощи ведущим представителям легкоатлетического резерва (введение дополнительных стипендий перспективным легкоатлетам; привлечение спонсорских средств местных коммерческих структур для формирования призовых фондов на местных соревнованиях; своевременное привлечение к работе с одаренными молодыми спортсменами специалистов менеджеров, в том числе с возможным введением их в штат работников спортивных организаций; проведение ежегодных региональных конкурсов с присуждением почетных званий "Спорт смен года", подкрепляемых разовыми материальны ми поощрениями); - совершенствование организации отбора и селекции талантливых спортсменов (повышение роли наиболее опытных и квалифицированных тренеров в первичном наборе занимающихся, оптимизация его сроков, обеспечение реальной многоэтапности и использование научно обоснованных технологий в отборе); - рационализацию календаря детских и юношеских соревнований местного уровня (его уплотнение, обеспечение должной преемственности соревнований разного ранга и их выраженной направленности на популяризацию занятий легкой атлетикой среди школьников); - повышение эффективности функционирования системы подготовки тренерских кадров (модернизация рабочих программ по учебным дисциплинам профильных кафедр физкультурных вузов, привлечение к работе со студентами ведущих тренеров, усиление практической направленности учебного процесса); - повышение эффективности функционирования системы повышения квалификации тренерских кадров (целенаправленный поиск, анализ, обобщение и адресное распространение информации об инновационных технологиях в методике подготовки, средствах и методах восстановления, недопинговых фармакологических средствах; реставрация прежней системы повышения квалификации на базе профильных кафедр физкультурных вузов; включение в международные программы ИААФ по обучению и сертификации тренеров; совместное проведение учебно-тренировочных сборов с участием ведущих тренеров методистов); - совершенствование медицинского обеспечения подготовки спортсменов (обновление оборудования врачебно физкультурных диспансеров для эффективной реабилитации и профилактики заболеваний у занимающихся; привлечение ведущих врачей региона для проведения консультаций с тренерами и спортсменами; практическая реализация методик применения недопинговых фармакологических средств для повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов; создание на базе врачебно физкультурных диспансеров филиалов антидопинговой службы; формирование специализированных структур, ответственных за физиолого-биохимический контроль и фармакологическое обеспечение тренировочного процесса); - поощрение рациональной видовой ориентации тренеров и спортивных школ в целом на объективно наиболее "конкурентоспособные" для российских спортсменов на международной арене легкоатлетические дисциплины (к таковым относятся все виды прыжков, метаний, спортивная ходьба и многоборья, а также - на ближайшее десятилетие - женский бег на короткие, средние и барьерные дистанции). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|