НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


ПОВЫШЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК С УЧЁТОМ РЕШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аспирантка А.В. Гончарова
Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж

Введение. Волейбол - один из сложнейших видов спорта в плане подготовки квалифицированных спортсменок. В ходе волейбольного матча возникает множество ситуаций, требующих ежесекундного и вместе с тем оптимального решения [2, 3, 7, 9]. Ситуации (как мысленные модели реальности) в волейболе динамичны. Осуществлять их изменение адекватно реальности волейболисткам особенно трудно, так как реальность меняется быстро и мало поддается контролю со стороны спортсменки. Поэтому они вынуждены действовать интуитивно, на основе неполной информации, опираясь на аналогии, отработанные на тренировках. Всё это предъявляет высокие требования к надёжности действий игроков в аспекте соревновательной подготовки [5].

Как указывают многие специалисты, эффективность применения технических приёмов в соревновательной обстановке посредством тактических действий определяется рациональной организацией деятельности волейболисток в игре [2, 4, 8, 10, 12]. Командные действия игроков, применяемые в борьбе с соперником, зависят от функциональных возможностей спортсменок и их расположения на площадке. Кроме этого, в основе результативности действий волейболисток в игре лежат их специальные качества, та кие как наблюдательность, быстрота реакции и умение гибко использовать технические приёмы. Тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов в условиях единоборства с соперником, позволяют наиболее полно реализовать двигательные способности, навыки, умения, приобретенные в процессе тренировки [1, 4, 8 - 12].

Постоянно усложняющаяся тактика волейбола выдвигает всё более сложные проблемы перед спортивной педагогикой. Одна из важнейших - повышение уровня надежности решения командами волейболистов типовых коллективных спортивных двигательных задач (СДЗ) [5, 6]. Между тем данная проблема до настоящего времени не получила достаточного научного обоснования.

Методы и организация исследования. В качестве методов исследования нами были избраны: анализ и обобщение специальной литературы, опрос в виде анкетирования, автоанализ должных и реальных действий, анализ соревновательной активности волейболисток, контрольно педагогическое тестирование, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 144 квалифицированные волейболистки (І разряд и КМС) различного возраста (15 - 24 года), выступающие в первенстве России среди команд 1-й и 2-й лиги.

В педагогическом эксперименте приняли участие 24 волейболистки. Были созданы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) - команда Воронежского ГИФКа и контрольная (КГ) - команда ВГУ (Воронежского государственного университета). Исходные показатели подготовленности КГ и ЭГ на начало исследований различались статистически незначимо. Конт рольные испытания регистрировали в стандартных условиях.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показывают неоднородность характеристик волейболисток, выступающих в различных командах, разрыв между уровнями подготовленности волейболисток, выступающих в 1-й и 2-й лигах, что выражается прежде всего в надёжности игровых действий.

Максимальный уровень надежности зафиксирован в пределах 91,7% у игрока "либеро" при защитных действиях в поле. Уровень надёжности при приёме мяча с подачи в командах 2-й лиги составил 64,7%, а в командах 1-й лиги - 72,6%. Надёжность второй передачи в командах 2-й лиги составила 60,8%, а в командах 1-й лиги - 73,2%. В нападении команды 2-й лиги действуют с надёжностью 67,6%, а команды 1-й лиги - 78,8%. Надёжность блокирования у команд 2-й лиги - 39,6%, у команд 1-й лиги - 58,5%. Надёжность защитных действий в поле команды 2-й лиги демонстрируют на уровне 57,3%, команды 1-й лиги - на уровне 67,95%. Это невзирая на то, что противники в 1-й лиге сильнее.

Таким образом, можно заключить, что надёжность двигательных действий волейболисток разной квалификации и разных игровых амплуа ещё далека от границ их возможностей. Видимо, это следствие несовершенства методики тренировки, не обеспечивающей готовности волейболисток проявлять более высокую надёжность в условиях соревнований. Низкая надёжность двигательной активности ограничивает возможности квалифицированных волейболисток в выполнении игровых приёмов и, следователь но, в достижении высоких результатов.

По характеристикам прыжковых действий можно в какой-то мере судить о надёжности выполнения соответствующих действий. Приходится констатировать, что количество прыжков незначительно. Лучше других их выполняют нападающие второго темпа, выступающие в первенстве России среди команд 1-й лиги. Но высота прыжка не превышает 41 см. Наибольшая нагрузка приходится на долю нападающих второго темпа. Так как нападающих первого темпа в основном на задней линии меняет игрок "либеро", они действуют как бы в "экономичном" режиме. А па сующие выпрыгивают при постановке блока, реже - при выполнении второй передачи.

Анализ специальной литературы показал, что надёжные действия волейболисток на блоке зависят от того, насколько успешно они смогут предугадать на падающие действия соперника и возможные планы партнёров по осуществлению взаимодействия. Современный волейбол предъявляет исключительно высокие требования к уровню надёжности взаимодействия спортсменок. В то же время практика показывает, что в настоящее время в методике повышения надёжности индивидуальной и командной игры волейболисток нет четких рекомендаций о путях решения этой проблемы. Традиционная методика, направленная на повышение эффективности тактических действий, не затрагивает ряда вопросов существенного прироста надежности взаимодействий.

Имеются существенные недостатки в арсенале тактических взаимодействий игроков, нет умения изменять системы организации игры в ходе матча. В основном игроки не умеют предугадывать развитие событий на площадке. Это наносит существенный урон обеспечению своевременных эффективных противодействий и отражается прежде всего на надёжности защитных действий в поле и на блоке у сетки.

При некачественном приёме мяча с подачи возникают проблемы в организации быстрого нападения, что препятствует реализации его тактического плана и темпа атакующих действий.

Далеко не все могут учитывать игровую ситуацию, в условиях соревнований формировать свои СДЗ. Спортсменки не успевают также осмыслить цели простых СДЗ при формировании сложных. Следовательно, далеко не каждая волейболистка в игре может одновременно решать несколько СДЗ. Это получается лучше у спортсменок, которые имеют высокую квалификацию и стаж игровой деятельности более 5 лет. Но и в этом контингенте показатель надёжности невысок, что часто лежит в основе допускаемых в ходе игры ошибок.

Анкетирование выявило неумение игроков быстро ориентироваться в сложных игровых ситуациях и принимать правильные решения в условиях жесткого лимита времени, предугадывать развитие событий на площадке, что не обеспечивает своевременности эффективных противодействий. В первую очередь это касается защитных действий на блоке. Формирование многоплановой установки, исходной ситуации и определение её изменений и тенденций этих изменений, двигательной задачи, метапрограммы требуют хорошего распределения внимания и способности в условиях жёсткого дефицита времени одновременно формировать и решать несколько ин формационных и двигательных задач.

Специфика игровой деятельности волейболисток связана с решением неожиданно возникающих двигательных задач, а надежность решения этих за дач в значительной мере обусловлена их подготовленностью.

Корреляционный анализ позволил выявить зависимости между показателями различных сторон подготовленности волейболисток и надежностью решения СДЗ при блокировании и приеме мяча с подачи. Обнаружена высокая степень связи надежности решения СДЗ при блокировании с надежностью блокирования (r = 0,60), предельной частотой движения руками (r = 0,60), зрительно поисковой реакцией (r = 0,62). Обнаружена высокая степень связи надежности решения СДЗ при блокировании с психической надежностью (r = 0,72), показателем устойчивости внимания (r = 0,54). Отмечается обратная зависимость надежности решения СДЗ при постановке блока и временем простой зрительно моторной ре акции (r = 0,95), сложной зрительно моторной ре акции (r = 0,86), реакции на движущийся объект (r = 0,89).

При рассмотрении корреляционной связи между надёжностью решения спортивных двигательных задач при приёме мяча с подачи с показателем надёжности приёма (в ходе соревнований) обнаружена высокая степень связи (r = 0,56). Этот же показатель имеет тесные связи обратной зависимости с временем простой зрительно моторной реакции (r = 0,69), сложной зрительно моторной реакции (r = 0,53), реакции на движущийся объект (r = 0,70), показателем устойчивости внимания (r = 0,43). Выявлена зависимость способности решать СДЗ при приеме мяча от психической надежности (r = 0,56) и времени зрительно поисковой реакции (r = 0,52).

Для проверки предположения о том, что повышение уровня надежности приема мяча с подачи и блокирования будет способствовать повышению надежности взаимодействий волейболисток в игре, был проведен педагогический эксперимент. В ходе его у волейболисток ЭГ систематически проводилось тестирование параметров, формирующих надежность приема мяча с подачи и блокирования. Это позволило проследить за динамикой вышеназванных показателей в ходе эксперимента. У волейболисток ЭГ и КГ перед началом эксперимента была произведена оценка надежности действий в защите, определено, что между группами она различалась статистически незначимо, и потому они могут быть в качестве таковых задействованы в эксперименте.

Общие изменения в ходе тренировочного процесса характеризовались отбором упражнений, совершенствующих быстроту игровых действий и умения переключаться с одних действий на другие, развивающих способность предугадывать ход событий в условиях соревновательной активности, совершенствовать экстраполяции, углублять и расширять знания и представления о роли и месте индивидуальных технико-тактических действий в составе разыгрываемых комбинаций. Применялись комбинированные игровые упражнения, направленные на развитие и совершенствование качества защитных действий.

В результате проведения тренировочных занятий по экспериментальной методике с использованием разработанной программы у волейболисток ЭГ отмечены положительные сдвиги показателей по сравнению с результатами исходного тестирования.

Зрительно моторные реакции являются интегральными показателями скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги, а основной вклад в продолжительность реакции вносит скорость проведения возбуждения по центральным образованиям, латентное время реакции можно рассматривать в качестве критерия возбудимости центральной нервной системы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в показателях быстроты простых зрительно моторных реакций среднее значение латентного времени реакции уменьшилось: средний показатель - с 251,42 до 228,08 мс (р < 0,05), что составляет 9,15% прироста. В то же время в КГ этот показатель недостоверно уменьшился (с 247,33 до 245,33 мс).

В показателях быстроты сложных зрительно мо торных реакций латентное время достоверно улучшилось у спортсменок ЭГ. Среднее значение уменьшилось с 300,33 до 279,00 мс, т. е. на 7,1%.

У спортсменок КГ в данных показателях отмечается недостоверное улучшение. Латентное время ре акции уменьшилось лишь с 303,43 до 300,00 мс, что составило 1,1%.

В показателях реакции на движущийся объект изменения незначительны и не имеют достоверных групповых различий. Среднее время ошибочного реагирования с учетом знака в ЭГ в начале эксперимента - 15,33 мс, в конце - 13,25 мс. В КГ в начале эксперимента - 15,42 мс, в конце - 15,08 мс. Однако полученные результаты свидетельствуют о несколько больших сдвигах у волейболисток, занимающихся в ЭГ. Процентная разность между конечными результатами в исследуемых группах составила 11,37%. Зрительное пространственно временное восприятие движущихся объектов обеспечивается сложным навыком, который образуется на основе оценки скорости и направления движения. Отсутствие достоверных изменений в этом тесте, по всей видимости, объясняется тем, что их прирост происходит недостаточно быстро.

Показатель устойчивости концентрации внимания (ПУКВ), особенно при его использовании в заданиях на идентификацию информационно значимых сочетаний с определённой ориентацией на разрыв, определяет сообразительность, внимание и способность на протяжении длительного времени сохранять определенную направленность ассоциаций. Его увеличение указывает на большее развитие этих свойств. В данном показателе в ЭГ можно отметить достоверное улучшение (с 0,90 до 0,96; р < 0,05), прирост показателя - 6,67%. В КГ по тому же показателю отмечена стабилизация результатов.

У спортсменок ЭГ показатели зрительно поисковой реакции в лимите времени достоверно улучшились: с 13,2 до 15,7 знака, прирост - 15,92%. В КГ этот показатель увеличился недостоверно (с 13,2 до 13,6 знака, прирост - 2,94%). Это свидетельствует о том, что в ходе применяемой программы у волейболисток ЭГ повысился уровень сосредоточенности, переключения и распределения внимания, изменился темп сенсорных реакций.

Под воздействием используемой методики в показателе "предельная частота движений руками заданного размаха" у волейболисток ЭГ произошли статистически достоверные изменения. Результаты показателя повысились с 19,6 до 22,04 раза (за 10 с). Прирост показателя в данной группе - 12,45%. В то же время у волейболисток КГ прирост этого показателя составил 1,49%. Его результат увеличился статистически недостоверно - с 19,13 до 19,42 раза. Можно предположить, что применение разработанного методического подхода оказало положительное влияние, выразившееся в улучшении показателей, характеризующих проявление быстроты движения руками.

Экстраполяции мы рассматривали как возможность центральной нервной системы на основе уже имеющегося опыта и индивидуально приобретенных программ управления движениями сразу же создавать новые программы моторных актов для эффективного решения спортивных двигательных задач. Преимущественное использование упражнений, направленных на совершенствование экстраполяции траектории мяча при приёме с подачи, оказало положительное влияние на повышение ее уровня. После проведения эксперимента результаты изменились в обеих группах. В ЭГ эти различия оказались достоверными: с 10,75 до 16,42 положительного приема мяча, прирост - 34,53%. В КГ - 5,99%.

Уровень психической надёжности на момент окончания эксперимента повысился в обеих группах. Под воздействием используемой методики в ЭГ показатель возрос с 4,2 до 7,34 у.е. (р < 0,05), в КГ - с 4,1 до 4,69 у.е. (р > 0,05). Прирост составил соответственно 42,78 и 12,58%.

Постоянное стимулирование интроспекции должных и реальных действий в ходе педагогического эксперимента позволило повысить целесообразные согласованные действия игроков, быстро переключаться с одних действий на другие, улучшить умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи, сохранять постоянную соревновательную активность, лучше ориентироваться на площадке и взаимодействовать с партнерами, эффективно использовать технические приемы. Волейболист, который в ходе матча рефлексирует квазидвигательные (решаются мысленно, а не двигательно) задачи других позиционеров, выглядит надежнее, поскольку в ходе игры он имеет модельное представление о том, как партнеры и противники предугадывают намерения всех активно задействованных позиционеров активности, а это существенно направляет поведение этих позиционеров. Сравнение исходных и конечных результатов автоанализа позволило констатировать улучшения его уровня в ЭГ с 63,35 до 80,12%. Прирост статистически достоверен и составил 20,93%. В КГ данный результат повысился с 62,05 до 65,85%, прирост составил 1,26%, различия статистически не достоверны. Это дало возможность игрокам ЭГ повысить способность принимать точные решения в очень короткий промежуток времени и поднять уровень интеллектуального понимания хода развития игры, "чувствовать партнеров".

В конце эксперимента надежность выполнения приемов игры в ЭГ повысилась в большей степени, чем за аналогичный этап времени подготовки в КГ. Надежность приема мяча с подачи в конце педагогического эксперимента статистически достоверно (р < 0,05) увеличилась в ЭГ с 62,76 до 78,68% (прирост показателя составил 20,23%). У волейболисток КГ вышеназванный показатель возрос с 63,86 до 66,77% (р > 0,05), прирост составил 4,33%.

В ЭГ достигнуто статистически достоверное увеличение надёжности блокирования (с 44,98 до 50,05%; р < 0,05), прирост - 10,13%. В КГ значение показателя изменилось статистически недостоверно (р > 0,05) - с 41,68 до 41,94%, соответственно прирост показателя составил 0,62%.

Произошедшие сдвиги в повышении надёжности игровых действий волейболисток ЭГ носят положительный характер и дают весомое основание с до статочной степенью вероятности утверждать, что они получены не вследствие влияния случайных причин, а в ходе тренировочных занятий по составленной нами нетрадиционной экспериментальной программе подготовки.

Использование предложенной программы спортивной тренировки оказало положительное влияние на игровую деятельность волейболисток. В контрольных играх волейболистки ЭГ допускали меньше ошибок не только в защитных действиях, но и в игре вообще. Увеличилось число результативных атак, сократилось время нападающих действий.

Проведенное исследование показателей нервной деятельности, функции зрительного анализа тора, характеристик технико-тактических действий, психической надежности, экстраполяций и использования интроспекции должных и реальных действий подтвердило наше предположение.

Выводы

1. В ходе волейбольного матча игроки отслеживают динамику наблюдаемой реальности. Спортсмены, ориентируясь на СДЗ, синхронно формируют её мысленные модели. Эти модели называются игровыми ситуациями. Они изменяются в соответствии с изменениями наблюдаемой реальности. Игроки стараются отражать в ситуациях тенденции и динамику наблюдаемой реальности, это помогает адекватно формировать следующие ситуации. В ходе игры волейболистки могут одновременно решать несколько СДЗ, причем они всегда взаимосвязаны. Это заставляет координировать их решения: взаимосвязанные задачи решаются совсем не так, как если бы они решались отдельно друг от друга, а иногда и в значительной мере по другому.

2. Волейболистки все время экстраполируют изменения в ходе игровой реальности, поскольку игрок в каждый момент времени находится в конкретной истинной реальности, наблюдает ее и на основе этого формирует текущую ситуацию в предвидении своей игровой активности. Это влияет на формирование СДЗ: реальность постоянно меняется, развивается, меняется и текущая ситуация. Игрок, экстраполируя, выявляет тенденции этих изменений, определяет их, опираясь на игровой опыт. Это необходимо для формирования исходной ситуации и цели решения СДЗ. Текущая ситуация дает информационную возможность уточнения исходной ситуации и цели. Раз цель СДЗ еще не сформирована, текущая ситуация включает в себя больше исходных компонентов, чем исходная.

В волейболе игроки решают сложные групповые СДЗ: спортсмены связаны общими системами движений. Успех во многом зависит от способности волейболисток взаимно рефлексировать СДЗ и их решения.

3. В результате использования экспериментальной программы в процессе подготовки волейболисток групп спортивного совершенствования выявлены существенные изменения характеристик разносторонней подготовленности. Так, прирост в показателях зрительно моторных реакций составил 9,15% в простой и 7,1% в сложной, в реакции на движущийся объект и в показателе устойчивости концентрации внимания - 13,57 и 6,67% соответственно. Прирост в показателях зрительно поисковой реакции составил 15,92%, в предельной частоте движений руками заданной амплитуды - 12,45%, в экстраполяции траектории мяча - 34,53%, в психической надёжности - 42,78%, в автоанализе - 20,93%. Прирост в результатах вышеназванных характеристик способствовал улучшению надёжности приёма мяча с подачи на 20,23% и надёжности блокирования на 10,13%.

Литература

1. Бриль М.С. Индивидуализация в спортивных играх: трудности, опыт, перспективы / М.С. Бриль // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 5. - С. 32-36.

2. Волейбол: Техника игры. Советы опытных спортсменов. Пляжный волейбол / авт. сост. А.Б. Донченко. - М.: Вече, 2002. - 384 с..

3. Ким М.Я. Индивидуализация игровой подготовки волейболисток с учётом решения оперативных задач: На примере групп спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Я. Ким; РГАФК. - М., 1994. - 22 с.

4. Клещёв Ю.Н. Волейбол (школа тренера) / Ю.Н. Клещёв. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 400 с.

5. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 103-135.

6. Коренберг В.Б. Надёжность решения двигательных задач / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 10. - С.18-23.

7. Коренберг В.Б. Спортивная двигательная ситуация / В.Б. Коренберг // На рубеже XXI века. Год 2000-й. Научный альманах. Том II. МГАФК. - Малаховка, 2000. - С. 348-349.

8. Крапчина М.В. Правила игры в волейбол в вопросах и ответах: учеб. метод. пособие / М. В. Крапчина, Е. И. Арчибасова. - Пенза: ООО Пензоблкомстата , 2004. - 23 с.

9. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. - М.: Производственно издательский комбинат ВИНИТИ, 2005. - 384 с.

10. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт. состав. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2002. - 520 с.

11. Таймазов А.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы, оценки и коррекции) / А.В. Таймазов, Я.В. Яковлев. - СПб.: "Олимп СПб.", 2004. - С. 62-134.

12. Training. Technik. Taktik. Volleyball. / Gunter Blume. - Hamburg, 2002. - 190 S.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!