|
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В КОНДИЦИОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Магистр Ежи Новик Введение. В программе физического воспитания студентов волей бол занимает важное место. Практически на всех этапах обучения - в начальной, средней и высшей школе - в физическом воспитании используются спортивные игры. В большинстве вузов организуются секции волейбола, а команды участвуют в студенческих и территориальных соревнованиях. В связи с этим возникает потребность в повышении эффективности проводимых занятий, что связано с поиском новых решений в организации учебно-тренировочного процесса. Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса волейболистов и повышение качества физического воспитания студентов на основе методик применения тренажеров и специальных упражнений. Организация исследования. Сравнительный эксперимент, касающийся применения комплекса упражнений на тренажерах и устройствах для развития технических умений и навыков, проведен на двух группах студентов вузов г. Белостока. В исследовании участвовали 24 волейболиста в возрасте 21-26 лет. Экспериментальную группу (ЭГ) из 12 человек составила команда Института финансов и управления (тренер - Е. Новик), контрольную группу (КГ) тоже из 12 человек - команда Института общественной администрации (тренер - Ю. Федорович). Эксперимент длился на протяжении двух семестров (с октября 2001 г. по июль 2002 г.) Второй эксперимент проводился в следующем учебном году и предусматривал разработку и экспериментальное обоснование методики использования упражнений на тренажерах для развития силовых и скоростно-силовых способностей волейболистов. Были применены 18 типов силовых тренажеров: рычажные, блочные фрикционные - для локального, регионального и общего воздействия на мышечные группы верхних и нижних конечностей и туловища в уступающем и преодолевающем режимах. В исследовании участвовали 24 волейболиста тех же ЭГ и КГ. Тренировки в ЭГ проводились один раз в неделю и продолжались 90 мин. Всего тренировочный цикл включал 28 тренировок. В первые три месяца 40% времени на этих тренировках было отведено общеразвивающим упражнениям, выносливости, гибкости, а 60% - силовым и скоростно-силовым упражнениям на тренажерах. В отличие от ЭГ в КГ выполнялись упражнения силового и скоростно-силового характера со штангой, гимнастические, прыжки многоскоки. Методы исследования включали анализ научной и методической литературы; педагогические наблюдения; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент; математико-статистические методы; инструментальные методы исследования; пульсометрию; метод мониторинга ЧСС; хронометрию; полидинамометрию; видеокомпьютерную хронометрию. Результаты исследования и их обсуждение. На рис. 1 и 2 показаны сравнительные данные ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента. На основании статистического метода сравнения средних значений определены различия между испытуемыми группами на основании критерия Уэлча. В начале эксперимента существенных различий между данными в группах не было. По окончании эксперимента выявлено, что показатели в ряде тестов в ЭГ выше, чем в КГ по разнице средних значений (р < 0,05). Существенно различаются показатели в тестах: на прыжковую выносливость, в прыжке в длину с места, в прыжке вверх с места, прыжке вверх на левой ноге и наклоне туловища (статическая сила) назад (р < 0,05). В остальных тестах, хотя и не обнаружено существенного различия (р > 0,05), заметно превышение роста результатов в ЭГ по сравнению с КГ. Например, в тесте "Бег на 6 м", результат в ЭГ изменился с 1,25 до 1,15 с, а в КГ - с 1,24 до 1,17 с. Еще более высокий прирост заметен в тесте "Бег на 20 м": в ЭГ - с 3,5 до 3,0 с, а в КГ - с 3,11 до 3,02 с. В данных, которые иллюстрируют силу мышечных групп, наибольший прирост наблюдается в тесте "Наклон туловища назад" (р < 0,05). В иных силовых тестах получены следующие результаты. Значения статической силы тяги сверху правой рукой вперед стоя в шаге, левая нога впереди в ЭГ изменились с 35,1 до 40,2 кг, а в КГ - с 36,2 до 38,4 кг. Прирост показателя в ЭГ на 2,9 кг больше. В том же самом тесте левой рукой различие составляет 3,6 кг. Наибольшее различие в приросте силовых показателей в тесте "Наклон туловища назад" в ЭГ составило 8,6 кг, в КГ - 2,1 кг, в "Наклоне туловища вперед" в ЭГ - 7,4 кг, а в КГ - 4 кг. В других силовых тестах в ЭГ также наблюдается больший прирост результатов по сравнению с КГ. Надо отметить, что показатель статической силы тяги назад поднятой левой рукой вверх стоя в КГ выше, чем в ЭГ. Прирост в КГ составил 6,1 кг, а в ЭГ - 4,8 кг. Более значительный прирост показателей в ЭГ по сравнению с КГ можно объяснить тем, что в ЭГ выполнялось значительное количество упражнений на силовых тренажерах. Показатель в тесте левой рукой назад в КГ, превышающий соответствующий в ЭГ, можно объяснить тем, что в КГ четыре волейболиста были левшами, а в ЭГ - только один. В тесте "Прыжок вверх на правой ноге" различие в приросте результатов также выше в ЭГ, но оно не так существенно, как в "Прыжке вверх на левой ноге". Возможно, это объясняется тем, что большинство испытуемых являются правшами и прирост показателя в прыжке на левой ноге оказался более высоким, чем на правой ноге в обеих группах. В тесте "Ёлочка" для оценки быстроты передвижения волейболиста различие показателей между ЭГ и КГ не существенно в начале и в конце эксперимента. Такой результат получен и в тесте "Слалом". Этот факт говорит о том, что применявшиеся в обеих группах тренировочные средства, направленные на совершенствование координации волейболиста и специфических передвижений по площадке, дали возможность повысить показатели в этих тестах на одинаковом уровне. Тест "Ёлочка" выполняется на волейбольной площадке. Место старта - в середине задней линии. Игрок следует к точке пересечения линии атаки с боковой, забирает мяч и возвращается к месту старта. Затем бежит к точке пересечения линии атаки с боковой на другой половине площадки и обратно к исходной точке, следующая точка - на пересечении боковой и задней линий и так далее с другой стороны площадки. Во всех точках находятся мячи, которые пере носятся к месту старта. Тест "Слалом" - бег без мяча между пятью стойками с линии старта до первой стойки и между стойками 2х8 м. В одну сторону 14 м и в другую 14 м. Бег выполняется с максимальной скоростью. Результаты тестирования волейболистов на основании сравнения попарно связанных значений. В ЭГ в конце эксперимента все испытуемые достигли результатов на уровне достоверности (р = 0,05 - 0,001) и критерия t =1,01 - 9,78. В КГ наблюдались существенные изменения в результатах тестов: беговых, "Елочка", прыжок с места в длину, вверх с места, прыжок вверх на левой и правой ноге, а также в подтягивании на перекладине, наклоне в положении сидя, "Слаломе", выпрыгивании в атаке с разбега и прыжковой выносливости. Однако в этих тестах достоверность различий в КГ значительно ниже, чем в ЭГ. В силовых тестах существенного увеличения показателей в КГ не обнаружено.
Рис. 1. Динамика силовых показателей испытуемых во время эксперимента
Рис. 2. Динамика прыжковых показателей испытуемых во время эксперимента В результате проведенного эксперимента не выявлена высокая эффективность комплекса специальных упражнений на тренажерах и тренировочных устройствах, предназначенных для развития силовых и скоростно-силовых способностей волейболистов. На основании результатов эксперимента мы предлагаем ввести в практику комплексы упражнений на тренажерах и устройствах и методы их применения. Техническая подготовка волейболистов. Проведен педагогический эксперимент по обоснованию применения упражнений для повышения качества исполнения технических элементов игры. В одной тренировке в неделю в подготовительном периоде проводились 45 минутные занятия по совершенствованию технических элементов игры с использованием технических устройств по совершенствованию точности приема мяча, точности передач, траектории полета и высоты передач, атакующего удара, отбивания мяча в падении и бросках, выполнения атаки при обхождении пассивного блока (устройство "зонт"). Применялись следующие приспособления: нарисованная на стене сетка, мишени на площадке с указанием количества очков в зонах, кольца для попадания мячом в горизонтальной и вертикальной плоскостях на точность передач, стойки с подвешенными над сеткой мячами для нападающего удара, ребристая стенка для отскока мяча в непрогнозируемом направлении. В начале и в конце эксперимента в обеих группах проводилось тестирование в тесте "Передача мяча на точность в кольцо. Сравнительные данные в ЭГ и КГ в начале и в конце эксперимента говорят о следующем. На основании метода сравнения средних значений определено различие результатов между группами (по критерию Уэлча). В начале эксперимента существенного различия между группами не обнаружено. По его окончании результаты в ЭГ оказались выше, чем в КГ. Статистические показатели существенно различались в ЭГ в следующих тестах (упражнениях): передача мяча сверху в обруч (кольцо), снизу двумя руками, нападающий удар и подача в прыжке (p < 0,05). Подтверждением гипотезы об эффективности применения комплекса упражнений для совершенствования техники волейболистов с помощью тренажеров и устройств являются сравнительные данные в начале и в конце эксперимента в КГ и ЭГ по методу попарно связанных наблюдений. В КГ достоверные различия получены в трех тестах (упражнениях): передача мяча снизу двумя руками, нападающий удар с левого крыла и подача в прыжке. В ЭГ во всех тестах данные достоверно улучшились, за исключением подачи стоя (без прыжка). Заключение. Результаты педагогического эксперимента по обоснованию методов кондиционной подготовки волейболистов, проведенные на двух студенческих командах, показали, что применение комплексов упражнений силовой и скоростно-силовой направленности на тренажерах дает возможность улучшить показатели в соответствующих тестах кондиционного характера, в спортивно технических действиях и в достижении более высоких спортивных результатов. Так, например, в ЭГ значительно возросли показатели статической силы в таких тестах, как: в позиции стоя в разножке - тяга левой рукой вперед над головой, в такой же позиции тяга правой рукой назад над головой из положения сидя, наклон туловища назад. Позитивные изменения получены также в тестах: прыжок в длину с места, прыжок вверх с двух ног, бег со старта на 6 и 20 м, на прыжковую выносливость, т.е. в тех тестах, которые характеризуют специальную скоростно-силовую подготовленность волейболиста. Статистически достоверное различие между ЭГ и КГ в пользу ЭГ: в прыжке в длину с места (р < 0,05), прыжке в высоту с места с двух ног, прыжке вверх с места на левой ноге (p < 0,01). Статистически лучшие результаты в ЭГ (р < 0,05) - в силе мышц туловища (движение назад) и в прыжковой выносливости. В КГ также наблюдается тенденция к улучшению результатов, но она не так существенна, как в ЭГ. Педагогическим экспериментом обосновано применение комплекса упражнений на тренажёрах и тренировочных устройствах для совершенствования техники игры в волейбол. Избирательно ориентированные выполняемые индивидуально и в группе круговым методом упражнения существенно повысили уровень специальной технической подготовленности волейболистов в большинстве тестов (p = 0,05-0,001). Использованная литература 1. Новик Е. О применении технических средств в подготовке волейболистов / Е. Новик, А. Скрипко // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / под ред. А. Скрипко, В. Старосты. - Минск: ИСЗ, 2002. - С. 68-71. 2. Полиевский С.А. Технические средства обучения в спортивных играх / С.А. Полиевский, Л.А. Латышкевич, В.А. Романов. - Киев: Здоровье, 1986. - 175 с. 3. Скрипко А.Д. Технологии физического воспитания: монография / А.Д. Скрипко. - Минск: ИСЗ, 2003. - 284 с. 4. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск, 1976. 5. Grzadziel G. Piіka siatkowa podstawy treningu zasуb жwiczeс / G. Grzadziel, W. Ljach. - Warszawa: COS, 2000. - 191 s. 6. Nowik J. Techniczne srodki w treningu siatkarzy. Szkoleniowo metodyczne pomoce naukowe. Bialystok: UKS Hit przy ZSO. Nr 5, 2003. 7. Nowik J., Karpiuk A. Program zajес pozalekcyjnych z piіki siatkowej Bialystok: UKS Hit przy ZSO. Nr 5, 2001. 8. Nowik J. Zastosowanie specjalnych metod w przygotowaniu kondycyjnym siatkarzy studentуw // Физическое воспитание и современные проблемы сохранения и формирования здоровья молодежи: тез. докл. между нар. науч. конф. - Гродно: Гр. ГУ, 2003. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|