НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Аспиранты А. В. Пауткин, М. М. Самсонов
Кандидат педагогических наук, доцент С. Д. Антонюк

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

В исследованиях по теории и методике детского и юношеского спорта много внимания уделяется вопросам спортивного отбора и спортивной ориентации (М. С. Бриль, 1990; Н. Ж. Булгакова, 1996; В. П. Губа, 2003; Р. Е. Мотылянская, 2001; Н. А. Фомин, В. М. Волков, 2002; В. Б. Шварц, 1999; С. В. Хрущев, Б. А. Никитюк, 1997, и др.). В основу решения этих вопросов закладывается специальная технология оценки спортивных способностей и моторной одаренности детей и подростков. Главное содержание такой технологии заключается в исследовании и определении модельных характеристик спортсменов высокой квалификации, в изучении информационной значимости их пара метров, оказывающих влияние на спортивный результат, их стабильности и генетической обусловленности, а также в обосновании организационных вопросов [3].

В то же время анализ научно-методической литературы (В. К. Бальсевич, Н. Ж. Булгакова, В. П. Губа, В. С. Мерлин, Б. А. Никитюк, В. Д. Сонькин, В. П. Филин и др.) показал, что современная система спортивного отбора, ориентированная в первую очередь на высококвалифицированных спортсменов, требует совершенствования. Необходимо повышение эффективности и рациональности всего процесса спортивного отбора на уровне начального спортивного звена, т. е. оценка двигательной одаренности подростков, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах [1].

Отсутствие единых методологических подходов к комплексной оценке способностей юного спортсмена, а также специфика этапов многолетней подготовки требуют определенной ревизии многочисленных показателей отбора и контроля с точки зрения их информативности [8].

В работах В. П. Губы, Р. Н. Дорохова, Т. М. Мелиховой и других исследователей показано, что в настоящее время в практике спортивной подготовки представлены в основном две технологии оценки способностей детей при спортивной ориентации и определении двигательной одаренности подростков. Первая технология заключается в том, что авторы пытаются сразу же выявить и оценить способности детей к конкретному виду спортивной деятельности, не анализируя спортивной одаренности ребенка в целом. Выбор вида спорта в данном случае осуществляется по принципу углубленной специализации. Как свидетельствуют результаты исследований и практики спорта, подобный подход к первоначальной ориентации и тренировке приводит к тому, что у многих детей уже в юношеском возрасте происходит резкий рост спортивных достижений, однако потом результаты перестают прогрессировать и спортсмены нередко вообще уходят из спорта [4 - 6].

Вторая технология предполагает на начальном этапе подготовки определение способностей более общего плана, связанных со спецификой не одного, а сразу нескольких видов спорта. В этом случае работу по спортивной ориентации надо начинать не с поиска среди школьников талантливых гимнастов, пловцов, баскетболистов, а с отбора вообще двигательно одаренных подростков с последующим выявлением у них того или иного типа спортивной одаренности. Эти взгляды нашли отражение в принципе "широкой специализации", который предусматривает поэтапную оценку способностей вначале к группе родственных видов спорта, а затем к одному из них и, наконец, к спортивной специализации внутри вида спорта. Принято считать, что такая ориентация служит одной из гарантий устранения ошибок в выборе спортивной специализации и позволяет избежать преждевременного отсева детей на стадии их приобщения к спорту [2].

Спортивная деятельность - это одна из сфер деятельности, где определяющую роль в достижениях человека играют способности. До сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. По мнению В. К. Бальсевича, сложность и многогранность феномена спортивных способностей указывает на целесообразность разработки проблемы отбора с позиции системного изучения комплекса показателей, лимитирующих высокую результативность в конкретном виде спорта [1].

В ранних исследованиях Е. П. Ильина, К. К. Платонова, Б. М. Теплова раскрываются основные положения понятия "спортивные способности":

- под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого;

- не всякие индивидуальные особенности представляют собой способности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;

- в структуру способностей не входят знания, умения и навыки, т. е. опыт человека, приобретенный в процессе жизни;

- ядро способностей составляют задатки, т. е. врожденные способности человека [2, 10].

Опираясь на последнюю характеристику спортивных способностей с той точки зрения, что это в боль шей степени врожденные показатели, нельзя не согласиться с мнением В. П. Губы [5], что при оценке спортивных способностей следует ориентироваться как на возрастную периодизацию, так и на функциональную готовность отдельных систем. Ориентация на "... характер физиологических отправлений целостного организма" хороша только при определении общей составляющей соматического типа. Каждая из частных характеристик конституций на разных этапах индивидуального развития находится под более или менее жестким генетическим контролем.

В качестве общих компонентов различных двигательных способностей среди других выступают сома тотипологические особенности проявления свойств нервной системы: сила, подвижность, баланс нервных процессов. Специфичны морфофункциональные показатели различных звеньев двигательного аппарата. По мнению Б. В. Евстафьева, В. А. Сальникова [цит. по 11], это дает основание рассматривать двигательные способности как определенное сочетание совокупности индивидуальных свойств, представляющих собой функциональный блок и обеспечивающих эффективность конкретной спортивной деятельности (силовой, скоростной, на выносливость).

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется схема соматотипирования, разработанная Р. Н. Дороховым (1985, 1993). В основу разработки схемы он положил современные представления о росте и развитии организма, о соотношении отдельных составляющих его компонентов, о временных изменениях соматических показателей и указателей (индикаторов) биологической зрелости, а также особенности пропорций тела, что представляет определенный интерес при спортивном отборе и ориентации подростков [6].

Основа прогностической ценности схемы соматотипирования Р. Н. Дорохова состоит в том, что длина тела - величина, которая генетически детерминирована на 90-95 %. Масса тела находится под менее жестким наследственным контролем: коэффициент детерминации - около 75 % (Б. А. Никитюк, 1978). Масса тела связана с силовыми возможностями спортсмена - коэффициент корреляции достигает 0,8 - 0,95; у лиц, не занимающихся спортом, он может быть равен нулю. Перспектива развития силы у детей с большой массой тела (исключая ожирение) гораздо выше, чем у детей с малой. В процессе спортивного отбора следует учитывать, что ростовые процессы в онтогенезе происходят неравномерно - имеют периоды ускоренного и замедленного развития. Это связано со скоростью развертывания генетической программы [4, 6].

Ценность методики Р. Н. Дорохова заключается в том, что на основе генетически детерминированных величин, не поддающихся влияниям социальных и средовых факторов, прогнозируются рост и развитие индивида. Следовательно, с помощью соматотипирования оценивается соответствие виду спорта, подбираются группы видов спорта, в которых морфологическое соответствие поможет подростку с меньшими затратами добиться высоких спортивных результатов.

Л. В. Волков считает, что комплексные исследования двигательной одаренности дают возможность получить информацию для разработки содержания критериев спортивного отбора подростков на разных этапах подготовки, а также позволяют сделать вывод о том, что одна из основных задач спортивного отбора - это определение и оценка, во-первых, уровня общей спортивной одаренности на начальном этапе подготовки и, во-вторых, уровня специальной одаренности на этапе углубленной спортивной специализации [3].

Есть некоторые виды спорта, занятия которыми накладывают отпечаток на соматотип спортсмена таким образом, что невозможно не определить его специализацию (марафонец и метатель молота, гимнаст и волейболист). У целого ряда спортсменов различия по внешнему виду заметны меньше, но детальное обследование легко выявляет их.

Э. Г. Мартиросов доказывает, что есть немало спортивных специализаций, в которых, по характеру спортивной деятельности необходимы приблизительно сходные физические качества, он их характеризует как "близкородственные спортивные специализации". Такие спортсмены в родственных видах спорта часто достигают хороших результатов. Однако вероятность этого не очень велика, поскольку у представителей различных видов спорта выявляются существенные морфологические различия при обследовании не антропометрических, а других уровней организации организма, таких как ультраструктурная, гистохимическая, иммуноморфологическая его организация [7].

Современные технологии соматотипирования довольно успешно отражают особенности генетических и средовых влияний на телосложение юных спортсменов, но недостаточно тонко - особенности становления их психосоматического статуса под влиянием направленных (тренировочных) двигательных нагрузок.

В ранних работах Коэна Шелдона показано относительное постоянство соматотипов и, более того, заявлено об их неизменной природе, и в то же время он связал их с особенностями темперамента личности. В результате корреляционного анализа он выявил три основных кластера, или группы черт темперамента, включавших 22 из начальных 50 исследуемых им показателей и выделил основные компоненты. Один из компонентов, получивший название "соматотония", наиболее тесно связан с особенностями телосложения человека. Высокие оценки по этому показателю обычно сопровождаются любовью к физическим нагрузкам, риску, сильной потребностью в энергичной мышечной активности. Индивид активен, внешне "сверхразвит", шумен, отважен, плохо переносит одиночество. Действие, сила, доминирование для такого индивида имеют первостепенное значение [цит. по 10, 12].

Наиболее важное положение К. Шелдона касалось степени связи между переменными темперамента и телосложения - связи, выявленной корреляционной методикой. Он показал, что корреляция между параллельными сторонами телосложения и темперамента значима и удивительно высока, тогда как таковая в любых других комбинациях значимо отрицательная. Эти результаты недвусмысленно показывают, что есть соответствие между темпераментом, измеренным на основе оценок психики человека, и телосложением, определенным на основе соматотипических технологий [цит. по 10, 11].

В дальнейшем эти положения К. Шелдона нашли отражение в формировании теории интегральной индивидуальности личности В. С. Мерлина, который подтвердил ожидания конституциональных психологов относительно непрерывной связи между структурными или физическими аспектами индивида и его функциональными или поведенческими качествами. В работах Б. А. Вяткина, Ю. Я. Горбунова, И. Е. Праведниковой показаны индивидуальные особенности волевой и моторной активности у подростков, занимающихся спортом [цит. по 2].

В настоящее время установлено, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно. Благодаря исследованиям В. К. Бальсевича, М. С. Бриля, В. М. Волкова, В. П. Филина и др. накоплен значительный объем знаний об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих двигательные способности, о степени устойчивости индивидуальных различий юных спортсменов по ряду морфофункциональных признаков, о прогностичности спортивных результатов.

В исследованиях психомоторных способностей юных спортсменов В. П. Губы [4] показано наличие у них и сенситивных периодов, т. е. наивысших показателей и своеобразных снижений этих способностей - периодов, когда психические способности находятся на низком уровне. Известен феномен минимизации: влияние физических упражнений на психические функции способность организма реагировать на психическую нагрузку усилением тех качеств, которые подвергаются максимальному напряжению в тренировке. Автор говорит также о существовании общей закономерности признаков спортивной пригодности: в процессе обучения показатели психических функций у одаренных изменяются однонаправленно. Причем для решения задачи дифференциации по способностям необходимо использовать тесты, не требующие предварительного обучения.

Опираясь на анализ передовой практики, можно резюмировать, что в современной системе спортивного отбора выявлены две методические детерминанты оценки двигательной одаренности детей и подростков. Первая основана на выявленной закономерности о гетерохронности и высокой вариативности рос та и развития морфофункциональных показателей ребенка первого и второго периодов детства с акцентом на индивидуальности. Вторая особенность ран ней внутривидовой ориентации детей вытекает из анализа результатов лонгитудинальных исследований, свидетельствующих о наличии индивидуальных биомеханических и психомоторных доминант, позволяющих активизировать рассматриваемый процесс [4].

Современные подходы к оценке двигательной одаренности подростков, специализирующихся в единоборствах и комплексных видах спорта (полиатлон, триатлон и др.), требуют поэтапного подхода к проблеме отбора; на первом этапе это использование технологий соматотипирования, на последующих - определение их психомоторных способностей. На этапе углубленной спортивной подготовки в этих видах спорта учет психомоторных способностей в большинстве случаев играет решающую роль.

При оценке двигательной одаренности подростков следует учитывать и то обстоятельство, что в комплексных видах спорта практически нет ранней специализации. Спортсмены, занимающиеся этими видами, обычно имеют большой практический опыт занятий в более индивидуальных видах спорта. Как показали исследования, среди спортсменов, специализирующихся в зимнем полиатлоне, основную группу составляют "бывшие" лыжники, которые имели средние результаты в лыжном спорте, но впоследствии достигли высоких результатов в полиатлоне [1, 12]. Среди спортсменов, специализирующихся в рукопашном бое, основную группу образуют "бывшие" борцы, затем идут боксеры. При оценке двигательной одаренности спортсменов данных специализаций, по нашему мнению, основными характеристиками выступают психомоторные критерии спортивного отбора.

Литература

1. Бальсевич В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1980. - № 1. - С. 31-33.

2. Бриль М. С. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов / М. С. Бриль, В. П. Филин // Теория и практика физ. культуры. - 1982. - № 8. - С. 30-32.

3. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

4. Губа В. П. Биологические и биомеханические предпосылки спортивной ориентации детей в виды спорта / В. П. Губа, Р. Н. Дорохов. - Смоленск, 1983. - 20 с.

5. Губа В. П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей: учеб. пособие / В. П. Губа. - Смоленск, 2002. - 48 с.

6. Дорохов Р. Н. Место и роль физического развития и соматотипирования при отборе и ориентации детей и подростков в спорте // Спортивно-медицинские аспекты подросткового возраста / Р. Н. Дорохов. - Смоленск, 1979. - С. 3-17.

7. Мартиросов Э. Г. Состав тела человека: основные понятия, модели и методы / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 1. - С. 63-69.

8. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - СПб. - М.: Лань. 2005. - 377 с.

9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Наука, 1986. - 217 с.

10. Никитюк Б. А. Соматотипология и спорт // Теория и практика физ. культуры. - 1982. - № 5. - С. 24-26.

11. Туманян Г. С. Телосложение и спорт / Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 93 с.

12. Филин В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, П. А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 255 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: