ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ

А. Маввидис, Н. Софиадис, К. Мантис, Ф. Мавридис
Фракийский университет им. Димокрита, Комотини, Греция

Введение . Из литературы известно, что имеются критические периоды развития показателей физической подготовленности. Наряду c другими авторами Martin (1982) указывает, что основные физические качества (сила, быстрота и в меньшей степени - выносливость) развиваются в возрасте около 9 лет. Наряду с этим в данном возрасте имеется возможность измерить и оценить показатели физического состояния (Bos, 1984). Приводятся также данные об улучшении физиологических характеристик. Например, Hassan определил, что в возрасте от 7 до 13 лет максимальная сила увеличивается на 10%. Греческие исследовате ли (Zuchnja et al., 1988) также приводят данные о детях дошкольного возраста (4,5-6,0 лет) и подтверждают различия в пользу 6-летних мальчиков во времени бега на 20 м и в силе верхних конечностей. Исследованием (Pilianidis et al., 1990) обнаружены статистически значимые различия в метании мяча в возрастных группах мальчиков 8-9 лет (р<0,05) и в скоростно-силовых качествах).

Нами исследовалась специфическая физическая способность к теннису девочек и мальчиков. Цель настоящего исследования - выявление динамики показателей скорости и специфической ловкости в теннисе после 4 месяцев тренировки и без нее у детей 9 лет.

Методы исследования. В исследовании участвовали 63 обычных ребенка 9 лет (2-й класс начальной школы), которые занимались физическими упражнениями 2 раза в неделю. Проводились 4 испытания: в начале исследования и спустя 4 месяца.

Были выбраны 5 специальных тестов, которые измеряли производные скорости, что очень важно в таком виде спорта, как теннис (Grosser & Starischka, 1981; Muller, 1989). Измеряли вес тела и его длину. Перед началом исследования предполагали возможность улучшения различных показателей и тот факт, что это улучшение будет различным у детей разного пола. Контроль сдвигов показателей тестирования проводился статистическим методом ANOVA и t-test (Exel, 4,0).

Регистрировались показатели времени бега на 20 м, теста "прими-отбей" и прием мяча с разных направлений (6 м х 20 раз), бега лицом и спиной вперед с одной ракеткой в руке; приема 5 мячей ракеткой из различных направлений в одном центральном положении. Иными словами, изучали скоростные способности в сочетании с реакцией на зрительные восприятия, скоростную выносливость при изменении направлениями бега, быстроты с разными направлениями приема мяча и удара по нему. Модифицированный тест специфической ловкости был заимствован у Majer (SRTo, 1987). С этой целью к исследованию были привлечены 64 ребенка 9 лет, которые до начала эксперимента играли в теннис.

Таблица 1. Различия в массе тела и росте у детей 9 лет после 4-месячногс эксперимента

  Source of Variation
    SS Df MS F P-value F crite
Рост Between Groups 0,009087 1 0,009087 2,381495 0,125328 3,917549
  Within Groups 0,473117 124 0,003815      
  Total 0,482204 125        
  Between Groups 14,6746 1 14,6746 0,473781 0,492538 3,917549
Масса Within Groups 3840,698 124 30,97337      
  Total 3855,373 125        

Таблица 2. Улучшение результатов после 4 месяцев занятий в тесте на скорость у испытуемых в целом и у детей различного пола в отдельности

  Source of Variation
    SS Df MS F P-value F crite
Мальчики Between Groups 0,606622 1 0,606622 5,064559 0,027475 3,973895
Within Groups 8,624 72 0,119778      
Total 9,230622 73        
Девочки Between Groups 1,969508 1 1,969580, 10,20754 0,002423 4,03432
Within Groups 9,647315 50 0,192946      
Total 11,61682 51        
Общее Between Groups 2,245337 1 2,245337 13,36154 0,000378 3,917549
Within Groups 20,83755 124 0,168045      
Total 23,08288 125        

Таблица 3. Улучшение показателей после 4 месяцев в тесте прими-отбей у испытуемых в целом и у детей различного пола в отдельности

  Groups Count Sum X.gif (64 bytes) V  
Мальчики Измерение 1 37 1718,47 46,4451 14,6705
Измерение 2 37 1694,23 45,79 14,7673
Девочки Измерение 1 26 1289,97 49,6142 23,7541
Измерение 2 26 1223,81 47,0696 12,5376
Общее Измерение 1 63 3008,44 47,753 20,5701
Измерение 2 63 2918,04 46,3181 14,0333
  Source of Variation
    SS Df MS F P-value F crite
Мальчики Between Groups 7,94024 1 7,94024 0,53946 0,46504 3,97389
Within Groups 1059,76 72 14,7189      
Total 1067,7 73        
Девочки Between Groups 84,1759 1 84,1759 4,63884 0,0361 4,03432
Within Groups 907 294 50 18,1459      
Total 991,47 51        
Общее Between Groups 64,8584 1 64,8584 3,74867 0,05513 3,91755
Within Groups 2145,41 124 17,3017      
Total 2210,27 125        

Результаты и их обсуждение. Исследования динамики антропометрических показателей (роста и веса тела) свидетельствуют, что у детей 9 лет (табл. 1) после 4 месяцев эксперимента не произошло достоверных сдвигов значений этих показателей.

Результаты исследования, полученные при изучении скорости бега на 20 м со зрительным восприятием стартового сигнала, приведены в табл. 2. Как видно из таблицы, имеется статистически значимая разница после непродолжительных занятий (р < 0,03). Из этой же таблицы видно, что степень выраженности различия неодинакова у девочек и мальчиков. У девочек улучшение существеннее (р = 0,002), чем у мальчиков (р = 0,02). Это, конечно, не означает, что девочки показывают лучшее время, о чем свидетельствуют средние результаты (мальчики Х = 4,88 с, девочки Х = 5,26 с).

В беге лицом и спиной вперед (специфическая скоростная выносливость), как это показано в табл. 3, также имеется статистически достоверная разница у девочек и у мальчиков.

Как видно из табл. 3, в тесте "прими-отбей" улучшение незначительное и у девочек оно выраженнее (р = 0,03).

Более значительны улучшения в приеме мяча с изменением направлений в целом объеме выборки, особенно у мальчиков, причем без существенного улучшения результативности у девочек (табл. 4).

При трактовке результатов этого теста следует проявить осторожность. Привыкание к выполнению теста могло способствовать улучшению показателей. Результаты значительного улучшения показателей в повторных пробах у девочек в противоположность мальчикам проявляются только в пробе специфической ловкости (тест с ракеткой и мячом без предварительной тренировки). Из табл. 5 видно, что у мальчиков улучшения в специфичес кой ловкости были существенно заметнее (р = 0,002), чем у девочек (р = 0,54).

Таблица 4. Улучшение результативности после 4 месяцев эксперимента в тесте с изменением направлений приема мяча в целом объеме выборки отаельно у аетей обоего пола

  Groups Count Sum X.gif (64 bytes) V  
Мальчики Измерение 1 37 819,01 22,1354 9,29762
Измерение 2 37 717,75 19,3986 2,09761
Девочки Измерение 1 26 596,84 22,9554 5,5802
Измерение 2 26 535,46 20,5946 3,30664
Общее Измерение 1 63 1415,85 22,4738 7,81429
Измерение 2 63 1253,21 19,8922 2,90356
  Source of Variation
    SS Df MS F P-value F crite
 

Мальчики

Between Groups 138,562 1 138,562 24,3193 5.1Е-06 3,97389
Within Groups 410,228 72 5,69761      
Total 548,79 73        
Девочки Between Groups 72,452 1 72,452 16,3055 0,00019 4,03432
Within Groups 222,171 50 4,44342      
Total 294,623 51        
Общее Between Groups 209,935 1 209,935 39,1747 5,8Е-09 3,91755
Within Groups 664,507 124 5,35893      
Total 874,442 125        

Таблица 5. Улучшение показателей после 4 месяцев в тесте специфической ловкости в общем объеме выборки и отаельно у аетей обоего пола

TRPS Мальчики Девочки Общее
1-е измерение 2-е измерение 1-е измерение 2-е измерение 1-е измерение 2-е измерение
Mean X.gif (64 bytes) 73 97,41667 58,82143 69,42857 66,79688 85,17188
                 _
Variance V
785,8857 1667,564 530,2262 653,4392 714,1009 1402,303
Observations n 36 36 28 28 64 64
Hypoth. Mean Diff. D 0   0   0  
df 70   54   126  
t 2,957665   1,631409   -3,19535  
P(T<=t) one-tail 0,002112   0,054312   0,000883  
t Critical one-tail 1,666915   t l,673566   1,657036  
P(T<=t) two-tail 0,004224   0,108623   0,001765  
t Critical two-tail 1,994435   2,004881   1,97897  

Показатели скорости после 4 месяцев тренировки в группе детей 9 лет в большинстве случаев различаются на статистически достоверном уровне. Целесообразно отметить, что процессы "созревания" детей в условиях обычных игр приводят к улучшению показателей скорости, которые имеют отношение и к теннису. Если принимать во внимание, что в специальной литературе имеются указания на то, что в спортивной результативности параметры скорости для тенниса не столь значимы (Schonborn, 1984), тогда полученный эффект в этом виде спорта будет достаточным для оправдания необходимости специальной тренировки в этом плане, особенно у детей младшей возрастной группы. Достаточны скоростные нагрузки на небольших отрезках (Urhausen et al., 1990), на одной площадке для тенниса с ракеткой и мячом, а также спортивные игры, например баскетбол. Из настоящего исследования вытекает, что необходимо большее внимание уделять развитию специфической скоростной выносливости с изменением направлений движения, так, как это описывается в тесте "челночный бег". Эта способность может тренироваться в форме упражнения, в котором и расстояние 6 м, и использование изменений направления с 20 повторениями могут составлять основу для аналогичных повторений (от 2-3 до 6-8) в каждой тренировке и в зависимости от возраста. Как скорость в беге на 20 м, так и скорость изменений направления улучшаются статистически достоверно. Специфическая ловкость обнаруживает одно разнонаправленное улучшение относительно мальчиков и девочек. Однако другие показатели у девочек в этом упражнении значительно хуже, чем у мальчиков. Девочки уступают и в результативности в спорте.

Выводы

1. Улучшение скорости бега на 20 м (со зрительным восприятием стартового сигнала), скорости с изменением направленнй и очень значимой в теннисе ловкости были значительными на уровне р = 0,000. Выносливость в скорости улучшилась незначительно (р = 0,05).

2. Улучшения в показателях скорости были более значительными у девочек, чем у мальчиков. Напротив, улучшение результативности в пробе специфической ловкости были более высокими у мальчиков (р = 0,000), чем у девочек (р = 0,08). Наконец, изменения в росте и весе не были статистически существенными.

3. Улучшаются, но не одинаково значимо все показатели скорости, причем меньше те, которые относятся к способностям выносливости (требуются специальные тренировки). Специфическая ловкость (проба с ракеткой и мячом) также улучшается со временем у детей этой возрастной группы без специальной тренировки.

Bibliography

1. Bos K. (1984). Untersuchungsverfahren und -strategien zur Talentsuche aus sportmotorischer Sicht. In Gabler H., & Zein, B. (Red.), Talentsuche und Talentforderung im Tennis. Ahrensburg: Czwalina, 126-146.

2. Grossrer M., Starischka S. (1981). Konditiontests. Munchen: BLV/

3. Hassan E.A. (1991). Die Trainierbarkaeit der Maximalkraft bei 7-bis 13 jagrigen Kindern, Leistugssport 5/91, 17-24.

4. Majer P. (1987) Leistungsfahigkeit und Leistungsstabilitat im Tennis. Koln: DSHS (Diss.).

5. Martin D. (1982). Zielsetzung und Leistungsentwicklung im Kindertraining. In Howald, H., & Hahn, E. (Red.), Kinder im Leistungssport. Basel: Huber, 208-217.

6. Muller E.: (1989) Sportmotorische Testverfahren zur Talentauswahl im Tennis, Leistungssport, 2, 5-9.

7. Urhausen A., Coen B., Weller B., Kinderman W. Sportmotorische Leistungsdiagnostik und Trainingssteurung in Ruckschlagspielen, Leistungssport, 5, 1990.

8. Зухня К. (1988). Фисики кэ кинитики анаптикси тон пэдион просхоликис иликияс. Фисики Агоги кэ атлитисмос , Тессалоники. Салто.

9. Пилианидис Ф., Токмакидис С., Кабитсис Х., Таксилдарис Л., Мантис К. (1992). Екселикси тон кинитикон иканотитон пэдион пу симметехун сто программа атлитикон талентон. 2 Атлитиятрико Синедрио Вориу Елладос Тессалоники.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!