ДЕТСКИЙ
ТРЕНЕР
|
РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ А. Маввидис, Н. Софиадис, К.
Мантис, Ф. Мавридис Введение . Из литературы известно, что имеются критические периоды развития показателей физической подготовленности. Наряду c другими авторами Martin (1982) указывает, что основные физические качества (сила, быстрота и в меньшей степени - выносливость) развиваются в возрасте около 9 лет. Наряду с этим в данном возрасте имеется возможность измерить и оценить показатели физического состояния (Bos, 1984). Приводятся также данные об улучшении физиологических характеристик. Например, Hassan определил, что в возрасте от 7 до 13 лет максимальная сила увеличивается на 10%. Греческие исследовате ли (Zuchnja et al., 1988) также приводят данные о детях дошкольного возраста (4,5-6,0 лет) и подтверждают различия в пользу 6-летних мальчиков во времени бега на 20 м и в силе верхних конечностей. Исследованием (Pilianidis et al., 1990) обнаружены статистически значимые различия в метании мяча в возрастных группах мальчиков 8-9 лет (р<0,05) и в скоростно-силовых качествах). Нами исследовалась специфическая физическая способность к теннису девочек и мальчиков. Цель настоящего исследования - выявление динамики показателей скорости и специфической ловкости в теннисе после 4 месяцев тренировки и без нее у детей 9 лет. Методы исследования. В исследовании участвовали 63 обычных ребенка 9 лет (2-й класс начальной школы), которые занимались физическими упражнениями 2 раза в неделю. Проводились 4 испытания: в начале исследования и спустя 4 месяца. Были выбраны 5 специальных тестов, которые измеряли производные скорости, что очень важно в таком виде спорта, как теннис (Grosser & Starischka, 1981; Muller, 1989). Измеряли вес тела и его длину. Перед началом исследования предполагали возможность улучшения различных показателей и тот факт, что это улучшение будет различным у детей разного пола. Контроль сдвигов показателей тестирования проводился статистическим методом ANOVA и t-test (Exel, 4,0). Регистрировались показатели времени бега на 20 м, теста "прими-отбей" и прием мяча с разных направлений (6 м х 20 раз), бега лицом и спиной вперед с одной ракеткой в руке; приема 5 мячей ракеткой из различных направлений в одном центральном положении. Иными словами, изучали скоростные способности в сочетании с реакцией на зрительные восприятия, скоростную выносливость при изменении направлениями бега, быстроты с разными направлениями приема мяча и удара по нему. Модифицированный тест специфической ловкости был заимствован у Majer (SRTo, 1987). С этой целью к исследованию были привлечены 64 ребенка 9 лет, которые до начала эксперимента играли в теннис. Таблица 1. Различия в массе тела и росте у детей 9 лет после 4-месячногс эксперимента
Таблица 2. Улучшение результатов после 4 месяцев занятий в тесте на скорость у испытуемых в целом и у детей различного пола в отдельности
Таблица 3. Улучшение показателей после 4 месяцев в тесте прими-отбей у испытуемых в целом и у детей различного пола в отдельности
Результаты и их обсуждение. Исследования динамики антропометрических показателей (роста и веса тела) свидетельствуют, что у детей 9 лет (табл. 1) после 4 месяцев эксперимента не произошло достоверных сдвигов значений этих показателей. Результаты исследования, полученные при изучении скорости бега на 20 м со зрительным восприятием стартового сигнала, приведены в табл. 2. Как видно из таблицы, имеется статистически значимая разница после непродолжительных занятий (р < 0,03). Из этой же таблицы видно, что степень выраженности различия неодинакова у девочек и мальчиков. У девочек улучшение существеннее (р = 0,002), чем у мальчиков (р = 0,02). Это, конечно, не означает, что девочки показывают лучшее время, о чем свидетельствуют средние результаты (мальчики Х = 4,88 с, девочки Х = 5,26 с). В беге лицом и спиной вперед (специфическая скоростная выносливость), как это показано в табл. 3, также имеется статистически достоверная разница у девочек и у мальчиков. Как видно из табл. 3, в тесте "прими-отбей" улучшение незначительное и у девочек оно выраженнее (р = 0,03). Более значительны улучшения в приеме мяча с изменением направлений в целом объеме выборки, особенно у мальчиков, причем без существенного улучшения результативности у девочек (табл. 4). При трактовке результатов этого теста следует проявить осторожность. Привыкание к выполнению теста могло способствовать улучшению показателей. Результаты значительного улучшения показателей в повторных пробах у девочек в противоположность мальчикам проявляются только в пробе специфической ловкости (тест с ракеткой и мячом без предварительной тренировки). Из табл. 5 видно, что у мальчиков улучшения в специфичес кой ловкости были существенно заметнее (р = 0,002), чем у девочек (р = 0,54). Таблица 4. Улучшение результативности после 4 месяцев эксперимента в тесте с изменением направлений приема мяча в целом объеме выборки отаельно у аетей обоего пола
Таблица 5. Улучшение показателей после 4 месяцев в тесте специфической ловкости в общем объеме выборки и отаельно у аетей обоего пола
Показатели скорости после 4 месяцев тренировки в группе детей 9 лет в большинстве случаев различаются на статистически достоверном уровне. Целесообразно отметить, что процессы "созревания" детей в условиях обычных игр приводят к улучшению показателей скорости, которые имеют отношение и к теннису. Если принимать во внимание, что в специальной литературе имеются указания на то, что в спортивной результативности параметры скорости для тенниса не столь значимы (Schonborn, 1984), тогда полученный эффект в этом виде спорта будет достаточным для оправдания необходимости специальной тренировки в этом плане, особенно у детей младшей возрастной группы. Достаточны скоростные нагрузки на небольших отрезках (Urhausen et al., 1990), на одной площадке для тенниса с ракеткой и мячом, а также спортивные игры, например баскетбол. Из настоящего исследования вытекает, что необходимо большее внимание уделять развитию специфической скоростной выносливости с изменением направлений движения, так, как это описывается в тесте "челночный бег". Эта способность может тренироваться в форме упражнения, в котором и расстояние 6 м, и использование изменений направления с 20 повторениями могут составлять основу для аналогичных повторений (от 2-3 до 6-8) в каждой тренировке и в зависимости от возраста. Как скорость в беге на 20 м, так и скорость изменений направления улучшаются статистически достоверно. Специфическая ловкость обнаруживает одно разнонаправленное улучшение относительно мальчиков и девочек. Однако другие показатели у девочек в этом упражнении значительно хуже, чем у мальчиков. Девочки уступают и в результативности в спорте. Выводы 1. Улучшение скорости бега на 20 м (со зрительным восприятием стартового сигнала), скорости с изменением направленнй и очень значимой в теннисе ловкости были значительными на уровне р = 0,000. Выносливость в скорости улучшилась незначительно (р = 0,05). 2. Улучшения в показателях скорости были более значительными у девочек, чем у мальчиков. Напротив, улучшение результативности в пробе специфической ловкости были более высокими у мальчиков (р = 0,000), чем у девочек (р = 0,08). Наконец, изменения в росте и весе не были статистически существенными. 3. Улучшаются, но не одинаково значимо все показатели скорости, причем меньше те, которые относятся к способностям выносливости (требуются специальные тренировки). Специфическая ловкость (проба с ракеткой и мячом) также улучшается со временем у детей этой возрастной группы без специальной тренировки. Bibliography 1. Bos K. (1984). Untersuchungsverfahren und -strategien zur Talentsuche aus sportmotorischer Sicht. In Gabler H., & Zein, B. (Red.), Talentsuche und Talentforderung im Tennis. Ahrensburg: Czwalina, 126-146. 2. Grossrer M., Starischka S. (1981). Konditiontests. Munchen: BLV/ 3. Hassan E.A. (1991). Die Trainierbarkaeit der Maximalkraft bei 7-bis 13 jagrigen Kindern, Leistugssport 5/91, 17-24. 4. Majer P. (1987) Leistungsfahigkeit und Leistungsstabilitat im Tennis. Koln: DSHS (Diss.). 5. Martin D. (1982). Zielsetzung und Leistungsentwicklung im Kindertraining. In Howald, H., & Hahn, E. (Red.), Kinder im Leistungssport. Basel: Huber, 208-217. 6. Muller E.: (1989) Sportmotorische Testverfahren zur Talentauswahl im Tennis, Leistungssport, 2, 5-9. 7. Urhausen A., Coen B., Weller B., Kinderman W. Sportmotorische Leistungsdiagnostik und Trainingssteurung in Ruckschlagspielen, Leistungssport, 5, 1990. 8. Зухня К. (1988). Фисики кэ кинитики анаптикси тон пэдион просхоликис иликияс. Фисики Агоги кэ атлитисмос , Тессалоники. Салто. 9. Пилианидис Ф., Токмакидис С., Кабитсис Х., Таксилдарис Л., Мантис К. (1992). Екселикси тон кинитикон иканотитон пэдион пу симметехун сто программа атлитикон талентон. 2 Атлитиятрико Синедрио Вориу Елладос Тессалоники. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |