ДЕТСКИЙ
ТРЕНЕР
|
ВОЗРАСТНАЯ ГРАНИЦА НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ БОКСОМ Доктор медицинских наук,
профессор С.А. Полиевский Российская государственная
академия физической культуры, Москва Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов на начальном этапе подготовки может явиться причиной прекращения спортивных занятий, возникновения предпатологических и патологических состояний. Тренеру (преподавателю физической культуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к физическим нагрузкам, зависит от вида спорта. К тренировкам допускаются только абсолютно здоровые дети. Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма [2]. Сроки начала занятий (НЗ) видами спорта не представлены в последнем учебнике по гигиене для институтов и техникумов физической культуры [8]. Нет этого и в более раннем учебнике [9]. Не приведены также сроки начала занятий и их обоснования как в учебнике по спортивной медицине для ИФК 1987 г. (В.Л. Карпман и др.), так и в более старом - издания 1980 г., хотя, по крайней мере для бокса, это в основном биологическая проблема, прямо связанная с этими дисциплинами. Отсутствие данных сведений следует считать важным научно-методическим упущением. В разных видах спорта снижение возрастной границы начала спортивных занятий объясняется возможностью справляться с нагрузками, обеспечением безопасности, акселерацией с более зрелой психикой и ответственностью в раннем возрасте. Пожалуй, одна из наиболее возрастных и стабильных границ НЗ - в боксе, но и здесь тенденция ясно прослеживается. За последние годы в России и СНГ произошло значительное снижение возраста мальчиков и девочек, допускаемых к занятиям по ударным единоборствам (в частности, по боксу), что, по-видимому, объясняется возросшей телепропагандой и рекламой этих видов спорта, а также стремлением детей (часто по инициативе родителей) в связи с ухудшением криминогенной обстановки в обществе защитить себя в опасных жизненных ситуациях. В настоящее время занятия по разным видам ударных единоборств нередко начинаются с 6-7- летнего возраста. В связи с отсутствием научно обоснованных официальных программ и соответствующих методических разработок часто бывает, что такие занятия имеют чересчур специализированный характер, не способствуют общему физическому и морально-волевому развитию учеников, приводят к травмам и не позволяют выявить одаренных и перспективных детей, которые могли бы с успехом продолжить тренировку в ДЮСШ. В настоящее время при начальном отборе в секцию бокса практически отсутствует отбор, позволяющий ориентировать подростка и его родителей в правильности выбора вида спорта для занятий. Нередко в ДЮСШ главной задачей становится не отбор подростков, а укомплектование групп. Отсюда и большой отсев, стихийно происходящий в течение года. Одним из основных моментов при начальном отборе, который имеет большое значение в становлении спортивного мастерства, является оптимальный возраст начала занятий боксом. Конечно, на начальном этапе отбора и даже после года тренировок выявить будущих боксеров высокого класса невозможно, однако осуществлять диагностику пригодности к занятиям просто необходимо. Минимальный срок допуска новичков к соревнованиям (учитывая высокую травмоопасность этого вида спорта), в течение которого они должны пройти специальное обучение и тренировку, равен 6 месяцам [28]. В.Г. Черный указывает на необходимость проводить c новичками большую работу по профилактике дефектов осанки из-за нахождения юного боксера в вынужденной позе (стойке), что приводит к неравномерному развитию мышц плечевого пояса, спины, груди, уменьшению подвижности позвоночника, к кифозам, сколиозам и др. То же самое относится и к профилактике плоскостопия. При первоначальном отборе для занятий боксом эти моменты нужно учитывать. Анализируя изменения Правил соревнований по боксу, Ю.М. Шаненков [29] отмечает непрерывное снижение возрастной границы начала занятий боксом. Так, на момент выпуска его методической разработки занятия в младшей юношеской группе рекомендовались с 12 лет. Проведение соревнований по боксу регламентируется правилами, согласно которым младшая юношеская группа участвует в них только с 12 лет; средняя юношеская - с 13-14 лет и старшая юношеская - с 15-16 лет. При этом юноши участвуют в соревнованиях только своей возрастной группы. В младшей группе предварительно проводится тестирование по общей физической, технико-тактической и специальной подготовке по программе ДЮСШ. При этом специальное обучение и тренировка должны быть продолжительностью не менее 6 месяцев [29]. Согласно "Энциклопедии бокса" [30] возрастная категория боксеров школьного возраста в России охватывает период от 11 до 17 лет и делится на 3 группы: младшая юношеская группа - от 11 до 12 лет; средняя - от 13 до 14 лет и старшая юношеская - от 15 до 16 лет. По действующим правилам Федерации бокса России (2001 г.) в соревнованиях по боксу разрешается участвовать с 12 лет, причем не ранее чем через 3 месяца после начала занятий боксом. Таким образом, имеет место перестраховка, приведенные официальные данные достаточно разноречивы и вступают в противоречие с практикой спорта. Критерии отбора детей таких возрастных групп в ударных единоборствах не разработаны. К сожалению, в практике работы по отбору способных юных спортсменов в разных видах спорта, в том числе в единоборствах, основное внимание уделяется оценке и выявлению уровня развития двигательных (физических) и функциональных качеств (показателей), а показатели, характеризующие качества психомоторики, в значительной мере игнорируются, хотя во многих работах показана их важность для успеха спортсменов в процессе тренировки и выступлений [6, 15, 23 и др.]. Психомоторные способности - это прежде всего способности самоконтроля и саморегуляции двигательной активности. К ним относятся различные познавательные (оперативно-мыслительные) процессы и соответствующие умения тонко различать движения по параметрам пространства (амплитуде, направлению, траектории движения), усилий, времени (темпу и ритму), умения отчетливо и адекватно воспринимать и запоминать собственные двигательные действия, создавать новые движения на основе двигательного воображения, анализировать и планировать овладение новыми двигательными действиями, контролировать свои движения и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями их выполнения [6]. Нам представляется, что исследование психомоторных характеристик детей, занимающихся боксом, более способных и перспективных с точки зрения тренера для достижения успехов в боксе в сравнении с менее способными, оправданно, так как создает ориентиры для отбора к специфической деятельности в этом виде спорта и служит основой для критериев оценки успешности первоначального обучения. При этом реализация системы отбора возможна лишь при наличии точно измеримых параметров и нормативов для оценки. К числу психологических качеств, практически значимых для успешного выполнения двигательной деятельности в единоборствах, следует отнести специализированные восприятия времени, пространства (дистанции) и усилий при ударах, внимание, разные виды сенсомоторной реакции, оперативное мышление (в том числе программирование боевых ситуаций и принятие решения), оперативную память. Однако следует иметь в виду, что сфера психомоторики неразрывно связана и детерминирована свойствами и качеством личности и нервной системой спортсмена и в известной мере - его текущим психическим (эмоциональным) состоянием. В связи с этим в процессе исследования и оценки психомоторных качеств целесообразно также изучать некоторые психофизиологические и личностные свойства, тесно связанные с этими качествами, и текущие эмоции, также сильно воздействующие на них. Полученная дополнительная информация необходима не только для отбора, но и для определения содержания тренировки психомоторной направленности, то есть такой, в которой большое место отводится развитию психомоторных качеств, оказывающих воздействие на тесно связанные с ними двигательные действия и движения. В проведенном исследовании оценка психомоторных функций включала также исследование ряда психофизиологических и личностных показателей и некоторых эмоциональных проявлений занимающихся. Можно считать, что если какая-то психическая функция или качество однозначно обеспечивает успешность выполнения двигательного действия и движения в трудных условиях деятельности, она может рассматриваться как функция (качество) психомоторной направленности. Очевидно, что уровни показателей перспективных детей могут служить модельными характеристиками их уровня подготовленности и использоваться в качестве нормативных при организации отбора в группы подготовки ДЮСШ по боксу. При снижении возрастной границы первоначального обучения до 9 - 10 лет обучение детей боксу в условиях школы представляется как первоначальный, предварительный этап их спортивной подготовки и является основой для дальнейшего спортивного совершенствования в ДСШ и ДЮСШ [17]. Программно-методические материалы для их занятий также должны способствовать общей физической подготовке детей, их физическому совершенствованию, что необходимо для обеспечения высокого уровня здоровья и умственной работоспособности [7, 21]. Исследования проводились на базе СДЮШОР по боксу г. Пензы. В нескольких среднеобразовательных школах города были организованы секции начального обучения боксу детей с 9 - 10 лет. В процессе секционных занятий происходит отсев занимающихся, а также ориентация и отбор перспективных детей для прохождения обучения в центральных секциях (на подготовительном отделении), где юные спортсмены занимаются с 11-летнего возраста. С целью повышения эффективности процесса обучения в октябре-ноябре 2000 г. были проведены оценка перспективности и последующее тестирование 37 детей 9-10 лет, занимающихся в секциях бокса школ г. Пензы. Минимальный стаж их занятий был в пределах 1,0 - 1,5 месяца. Для определения перспективности занимающихся, то есть совершенного выполнения ими программных требований ДЮСШ по боксу и достижения соответствующих успехов в соревнованиях, тренерами, как работающими с обучаемыми, так и специально приглашенными на занятия, была проведена экспертная оценка детей. На наш взгляд, тренеры в данном случае не учли биологического возраста детей, степени акселерации их организма. Их не интересовало состояние лимитирующих систем, что и проявилось в анкетном опросе. Определение тренерами перспективности юных боксеров во многом носит интуитивный характер и должно быть дополнено изучением психомоторных способностей детей. При оценке, проводившейся на основании визуальных наблюдений и обмена мнений тренерами, учитывались следующие критерии: 1) заинтересованность и увлеченность боксом; 2) смелость и агрессивность; 3) настойчивость (упорство) в процессе овладения навыками и преодоления трудностей тренировки; 4) решительность, самообладание; 5) скорость реакции и движений; 6) быстрота овладения специальной координацией движений боксера; 7) расслабленность и непринужденность в ситуациях ударно-защитного противоборства; 8) толерантность к ударам. Оценка проводилась по трехбалльной системе. В итоге экспертных оценок начинающие боксеры были условно разделены на группы перспективных, мало- и неперспективных. Перспективных, по данным тренеров, оказалось 16 детей, малоперспективных и неперспективных - 21. До и после тренировок у них определялись следующие показатели: скорости зрительно-моторной реакции, подвижности основных нервных процессов, реакции на движущийся объект; проводилось определение быстроты зрительного различения, точности воспроизведения движения, моделирование ситуации страха с оценкой кожно-гальванической реакции и уровня физиологического тремора; выявлялись показатели кратковременной образной памяти, мышечного тонуса и вестибулярной устойчивости. С учетом данных этого исследования составлена программа начальной подготовки юного боксера психомоторной направленности, в которую были включены упражнения, способствующие формированию психомоторики занимающихся (на развитие специализированных восприятий, оперативного мышления, быстроты реакции и др.), с использованием методов наглядного обучения и домашних заданий. Перед составлением программы начальной подготовки занимающихся боксом школьников психомоторной направленности на основании анализа методических работ ведущих теоретиков и практиков в области юношеского бокса (К.В. Градополов, 1944; Н.А. Худадов, Г.О. Джероян, В.И. Огуренков, 1953,1956; В.М. Романов, 1959, и др.) были сформулированы принципы овладения основами искусного бокса, которые должны были формировать внутренние установки и двигательное поведение обучаемых в специальных (боксерских) упражнениях. В программу секционных занятий входили общеразвивающие упражнения из разных видов спорта, специальные упражнения с партнёром в парах и условных боях и специальные подготовительные упражнения боксера, способствующие овладению стойками, передвижениями, развитию координации и быстроты ударных и защитных движений и др. В занятиях активно использовись метод круговой тренировки и упражнения "граффити". Объем технических средств, составляющий содержание специальных упражнений, был ограничен ложными атакующими и контратакующими действиями, одиночными и двойными прямыми ударами на дальней дистанции с ограничением их силы и резкости и включал значительное количество защитных средств. Были включены упражнения на концентрацию внимания, нервно-мышечное расслабление, снятие нервного напряжения, нервно-психическую мобилизацию, для развития оперативного мышления и воображения, простейшие приемы самоконтроля и саморегуляции психического состояния и самовнушения. На следующем этапе методом случайной выборки была отобрана группа младших школьников спортивного класса (17 человек) 9-10 лет, с которыми в течение шести месяцев (с ноября 2000 г. по апрель 2001 г.) был проведен тренировочный цикл занятий психомоторной направленности с системой домашних заданий по разработанной программе. В качестве контрольной служила группа детей-боксеров (13 человек) того же возраста из другой секции (другой школы), занимающихся по общепринятой программе. У юных боксеров опытной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента проводилась психофункциональная диагностика, изучались показатели общей физической подготовленности, проводился анкетный опрос, определялась антимикробная неспецифическая резистентность организма методом бактотеста по А.А. Иванову и др. [5]. Экспериментально установлено, что перспективные по оценке тренеров юные боксеры отличаются от малоперспективных более высоким уровнем показателей скорости зрительно-моторной реакции, уравновешенности и подвижности нервных процессов, более высокими данными образной кратковременной памяти, хорошей чувствительностью зрительного анализатора, более высоким уровнем эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям. По показателю кожно-гальванической реакции (КГР), свидетельствующему об эмоциональной устойчивости, в группе перспективных юных боксеров сразу же после ситуации страха отмечено лишь незначительное снижение показателя (на 5,5 кОм ), а в группе малоперспективных - явное снижение показателя на 24,2 кОм. Уровни соответствия психомоторных особенностей организма юного боксера требованиям перспективности
В результате занятий, проводимых по экспериментальной программе, зафиксировано улучшение состояния психомоторных качеств и связанных с ними психофизиологических функций юных боксеров опытной группы, проявившееся в лучшей динамике и более высоком уровне показателей по сравнению с контрольной группой: - лучших показателях подвижности нервных процессов. Разница между показателями опытной и контрольной групп после цикла тренировок психомоторной направленности с частотой 1 Гц составила 0,59 ед.; - значимых различиях в уровне показателя кратковременной памяти. Разница составили 0,9 обр.; - меньшей на 0,88 усл.ед. средней ошибке РДО без учета знака реакции; - в улучшении самооценки координации у опытной группы на 0,7 балла, лучших сдвигах во внимании (в опытной группе - на 1,1 балла, а в контрольной - на 0,5 балла). В результате занятий по экспериментальной программе отмечены положительные сдвиги со стороны нервно-мышечного и двигательного аппаратов: - по данным тонусометрии отмечен рост показателя прироста упругости в опытной группе после тренировки - на 85 мкН , в контрольной группе - без сдвигов; - снижение уровня физиологического тремора (уменьшение числа касаний) на 12,7; - выраженный рост силы мышц кисти: правой - на 1,6 кГ, левой - на 1,4 кГ; - более высокий рост физической работоспособности. Индекс Гарвардского степ-теста у школьников-боксёров опытной группы вырос на 11,95 усл.ед. Проведение тренировочных занятий по экспериментальной методике с упражнениями психомоторной направленности и системой домашних заданий оказало влияние на показатели физической подготовленности юных боксеров (испытания по программе мэра г. Москвы), что выразилось в сравнении с данными контрольной группы: - в улучшении результата теста "челночный бег" на 0,97 с ; - в улучшении результата в подтягивании на 0,7 раза; - в улучшении результата в наклоне вперед сидя на 1,2 см. В результате работы получены данные, свидетельствующие о правомерности использования разработанных психомоторных показателей как критериев для отбора юных боксеров для занятий в центральных секциях СЮШОР и ДЮСШ и обоснования необходимых тренировочных воздействий. В целом приведенные данные говорят об определенных различиях в состоянии психомоторики в зависимости от перспективности юных боксеров в сторону более высоких показателей у перспективных. В качестве ориентиров при отборе в группы ДЮСШ и для направленной тренировки отстающих функций предложена следующая градация психомоторных показателей (см. таблицу). Тестирование антимикробной неспецифической резистентности организма боксёров показало, что их индивидуальные значения были в пределах нормы для здоровых людей (результаты не превышали верхней границы нормального индивидуального значения: до 100 колоний на пластинке). Таким образом, лиц с повышенным риском заболеваемости или в состоянии предболезни ни в опытной, ни в контрольной группе не было. Оказалось, что в динамике педэксперимента в опытной группе действительно произошло улучшение состояния антимикробной резистентности организма юных боксёров, что проявилось в значимом снижении количества колоний в отпечатках с кожи (p<0,05). Вместе с тем в контрольной группе показатель числа колоний за этот же период времени также несколько ( недостоверно - р>0,05) снизился, что подтвердило гигиеническую значимость начальной подготовки психомоторной направленности юных боксеров-школьников и ее эффективность в усилении защитных сил организма. Заключение. Официальная возрастная граница начала занятий боксом по программе психомоторной направленности при соблюдении правил безопасности и принципов искусного боксирования может быть снижена с 11 до 9 - 10 лет. Эффективность подготовки будет выше при наличии предварительного тестирования психомоторных возможностей на раннем этапе занятий по специальной программе с соблюдением принципов искусного бокса, психомоторной направленности подготовки и с учетом общефизических кондиций юных боксеров - младших школьников, что сохраняет оздоровительную направленность первоначального этапа их спортивной подготовки. Таким образом, данные исследования подчеркивают важность проблемы определения научно обоснованных сроков начала занятий видами спорта, особенно в боевых единоборствах. Эта проблема в равной степени педагогическая, гигиеническая и психологическая, и решать ее нужно совместными усилиями. Литература 1. Гаськов А.В. Структура средств общей и специальной физической подготовки юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК,1985. - 23 с. 2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: Владос, 1999. - 479 с. 3. Евстигнеев И.В., Фролов О.П. Исследование процесса психофизиологической адаптации боксеров к обучению и тренировке //Ежегодник: Бокс. - М.: ФиС, 1982, с. 25-27. 4. Жданов Ю.Н. Многолетняя возрастная динамика специальных двигательных реакций юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК,1997. - 24 с. 5. Иванов А.А., Клемпарская Н.Н., Шальнов Г.А. и др. Инструкция по применению теста аутомикрофлоры кожи у человека для выявления контингентов и отдельных лиц с повышенным риском заболевания. - М.: МЗ СССР, 1988. - 6 с. 6. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Метод. разраб. М, 1989. - 109 с. 7. Кофман Л.Б. Система повышения уровня физической подготовленности учащихся//Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 1998, с. 159 - 166. 8. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техникумов физ. культ.- М.: ФиС,1990. 9. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1979. - 288 с. 10. Мартынов М.В. Программа психомоторной подготовки юных боксеров /Спортивные единоборства и боевые искусства в ХХI веке. Медико-биологические проблемы спортивных единоборств и боевых искусств.- М.: РГАФК, 2001, с. 61 - 64. 11. Медведев В.А., Чёрный В.Г. Психологическая подготовка боксеров: Метод. разраб. для слушателей высшей школы тренеров, факультета повышения квалификации Академии. - М.: РГАФК,1992. - 35 с. 12. Морозов А.А. Психомоторные тесты в системе отбора борцов различной квалификации: Автореф. канд. дис. М., 2001. - 24 с. 13. Муйжникс Я.Я. Исследование особенностей начальной подготовки школьников по боксу: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1970. - 25 с. 14. Правила проведения всероссийских соревнований по боксу (общ. ред. судьи МК АIBA Э. Абдульманова) /Федерация бокса России. Официальный текст - издание 2001 года. - 48 с. 15. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973. - 216 с. 16. Романов В.М. Бокс. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-й и 2-й годы обучения). - М.: Спорткомитет СССР, 1984. - 105 с. 17. Силин А.И. Исследование особенностей спортивной подготовки и воспитания школьников при обучении боксу: Автореф. канд. дис. - М: ГЦОЛИФК,1967. - 22 с. 18. Снигирёв В.П. Исследование методов отбора способных и перспективных юношей в боксе: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1972. - 22 с. 19. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с. 20. Супов Б.П. Методы обучения боксеров экстренному изменению действий в ходе спортивного поединка: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1984. 21. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина,1991. - 270 с. 22. Худадов Н.А., Мартынов М.В., Андреев М.Л. Формирование основных физических и психомоторных качеств юных боксеров-новичков. (Метод. указ.). Пенза, 2001.- 16 с. 23. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. -М.: ФиС, 1968. - 160 с. 24. Худадов Н.А. Методика обучения боксу подростков 13-14 лет/Всесоюзная конференция по вопросам состояния и дальнейшего развития юношеского бокса в СССР. Тез. докл. - М.: Спорткомитет СССР,1957, с. 9 - 10. 25. Худадов Н.А., Фролов О.П. Вопросы психологического отбора боксеров. (Метод. письмо). - М.: ВНИИФК, 1970. - 41 с. 26. Худадов Н.А., Циргиладзе И.В. Всё о боксе. М, 1995. - 212 с. 27. Фролов О.П., Худадов Н.А., Ванаев Г.В. Некоторые психологические показатели, определяющие достижения в боксе/Бокс. Ежегодник. - М.: ФиС, 1978, с. 14 - 16. 28. Чёрный В.Г. Профилактика травм в юношеском боксе. Метод. реком. - М.: Спорткомитет СССР, 1985. - 25 с. 29. Шаненков Ю.М. Совершенствование правил соревнований по боксу. - М.: РГАФК, 1993. - 34 с. 30. Энциклопедия бокса. -М.: Терра-спорт, 1998, с. 305. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|