ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ВОЗРАСТНАЯ ГРАНИЦА НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ БОКСОМ

Доктор медицинских наук, профессор С.А. Полиевский
Доктор педагогических наук, профессор Б.А. Подливаев
Доктор психологических наук Н.А. Худадов,
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Киселев,
М.В. Мартынов

Российская государственная академия физической культуры, Москва
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов на начальном этапе подготовки может явиться причиной прекращения спортивных занятий, возникновения предпатологических и патологических состояний.

Тренеру (преподавателю физической культуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к физическим нагрузкам, зависит от вида спорта.

К тренировкам допускаются только абсолютно здоровые дети.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования.

Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма [2].

Сроки начала занятий (НЗ) видами спорта не представлены в последнем учебнике по гигиене для институтов и техникумов физической культуры [8]. Нет этого и в более раннем учебнике [9].

Не приведены также сроки начала занятий и их обоснования как в учебнике по спортивной медицине для ИФК 1987 г. (В.Л. Карпман и др.), так и в более старом - издания 1980 г., хотя, по крайней мере для бокса, это в основном биологическая проблема, прямо связанная с этими дисциплинами.

Отсутствие данных сведений следует считать важным научно-методическим упущением.

В разных видах спорта снижение возрастной границы начала спортивных занятий объясняется возможностью справляться с нагрузками, обеспечением безопасности, акселерацией с более зрелой психикой и ответственностью в раннем возрасте.

Пожалуй, одна из наиболее возрастных и стабильных границ НЗ - в боксе, но и здесь тенденция ясно прослеживается.

За последние годы в России и СНГ произошло значительное снижение возраста мальчиков и девочек, допускаемых к занятиям по ударным единоборствам (в частности, по боксу), что, по-видимому, объясняется возросшей телепропагандой и рекламой этих видов спорта, а также стремлением детей (часто по инициативе родителей) в связи с ухудшением криминогенной обстановки в обществе защитить себя в опасных жизненных ситуациях.

В настоящее время занятия по разным видам ударных единоборств нередко начинаются с 6-7- летнего возраста. В связи с отсутствием научно обоснованных официальных программ и соответствующих методических разработок часто бывает, что такие занятия имеют чересчур специализированный характер, не способствуют общему физическому и морально-волевому развитию учеников, приводят к травмам и не позволяют выявить одаренных и перспективных детей, которые могли бы с успехом продолжить тренировку в ДЮСШ.

В настоящее время при начальном отборе в секцию бокса практически отсутствует отбор, позволяющий ориентировать подростка и его родителей в правильности выбора вида спорта для занятий. Нередко в ДЮСШ главной задачей становится не отбор подростков, а укомплектование групп. Отсюда и большой отсев, стихийно происходящий в течение года.

Одним из основных моментов при начальном отборе, который имеет большое значение в становлении спортивного мастерства, является оптимальный возраст начала занятий боксом.

Конечно, на начальном этапе отбора и даже после года тренировок выявить будущих боксеров высокого класса невозможно, однако осуществлять диагностику пригодности к занятиям просто необходимо.

Минимальный срок допуска новичков к соревнованиям (учитывая высокую травмоопасность этого вида спорта), в течение которого они должны пройти специальное обучение и тренировку, равен 6 месяцам [28].

В.Г. Черный указывает на необходимость проводить c новичками большую работу по профилактике дефектов осанки из-за нахождения юного боксера в вынужденной позе (стойке), что приводит к неравномерному развитию мышц плечевого пояса, спины, груди, уменьшению подвижности позвоночника, к кифозам, сколиозам и др. То же самое относится и к профилактике плоскостопия. При первоначальном отборе для занятий боксом эти моменты нужно учитывать.

Анализируя изменения Правил соревнований по боксу, Ю.М. Шаненков [29] отмечает непрерывное снижение возрастной границы начала занятий боксом. Так, на момент выпуска его методической разработки занятия в младшей юношеской группе рекомендовались с 12 лет.

Проведение соревнований по боксу регламентируется правилами, согласно которым младшая юношеская группа участвует в них только с 12 лет; средняя юношеская - с 13-14 лет и старшая юношеская - с 15-16 лет.

При этом юноши участвуют в соревнованиях только своей возрастной группы. В младшей группе предварительно проводится тестирование по общей физической, технико-тактической и специальной подготовке по программе ДЮСШ. При этом специальное обучение и тренировка должны быть продолжительностью не менее 6 месяцев [29].

Согласно "Энциклопедии бокса" [30] возрастная категория боксеров школьного возраста в России охватывает период от 11 до 17 лет и делится на 3 группы: младшая юношеская группа - от 11 до 12 лет; средняя - от 13 до 14 лет и старшая юношеская - от 15 до 16 лет.

По действующим правилам Федерации бокса России (2001 г.) в соревнованиях по боксу разрешается участвовать с 12 лет, причем не ранее чем через 3 месяца после начала занятий боксом.

Таким образом, имеет место перестраховка, приведенные официальные данные достаточно разноречивы и вступают в противоречие с практикой спорта.

Критерии отбора детей таких возрастных групп в ударных единоборствах не разработаны. К сожалению, в практике работы по отбору способных юных спортсменов в разных видах спорта, в том числе в единоборствах, основное внимание уделяется оценке и выявлению уровня развития двигательных (физических) и функциональных качеств (показателей), а показатели, характеризующие качества психомоторики, в значительной мере игнорируются, хотя во многих работах показана их важность для успеха спортсменов в процессе тренировки и выступлений [6, 15, 23 и др.].

Психомоторные способности - это прежде всего способности самоконтроля и саморегуляции двигательной активности.

К ним относятся различные познавательные (оперативно-мыслительные) процессы и соответствующие умения тонко различать движения по параметрам пространства (амплитуде, направлению, траектории движения), усилий, времени (темпу и ритму), умения отчетливо и адекватно воспринимать и запоминать собственные двигательные действия, создавать новые движения на основе двигательного воображения, анализировать и планировать овладение новыми двигательными действиями, контролировать свои движения и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями их выполнения [6].

Нам представляется, что исследование психомоторных характеристик детей, занимающихся боксом, более способных и перспективных с точки зрения тренера для достижения успехов в боксе в сравнении с менее способными, оправданно, так как создает ориентиры для отбора к специфической деятельности в этом виде спорта и служит основой для критериев оценки успешности первоначального обучения. При этом реализация системы отбора возможна лишь при наличии точно измеримых параметров и нормативов для оценки.

К числу психологических качеств, практически значимых для успешного выполнения двигательной деятельности в единоборствах, следует отнести специализированные восприятия времени, пространства (дистанции) и усилий при ударах, внимание, разные виды сенсомоторной реакции, оперативное мышление (в том числе программирование боевых ситуаций и принятие решения), оперативную память.

Однако следует иметь в виду, что сфера психомоторики неразрывно связана и детерминирована свойствами и качеством личности и нервной системой спортсмена и в известной мере - его текущим психическим (эмоциональным) состоянием.

В связи с этим в процессе исследования и оценки психомоторных качеств целесообразно также изучать некоторые психофизиологические и личностные свойства, тесно связанные с этими качествами, и текущие эмоции, также сильно воздействующие на них.

Полученная дополнительная информация необходима не только для отбора, но и для определения содержания тренировки психомоторной направленности, то есть такой, в которой большое место отводится развитию психомоторных качеств, оказывающих воздействие на тесно связанные с ними двигательные действия и движения.

В проведенном исследовании оценка психомоторных функций включала также исследование ряда психофизиологических и личностных показателей и некоторых эмоциональных проявлений занимающихся.

Можно считать, что если какая-то психическая функция или качество однозначно обеспечивает успешность выполнения двигательного действия и движения в трудных условиях деятельности, она может рассматриваться как функция (качество) психомоторной направленности.

Очевидно, что уровни показателей перспективных детей могут служить модельными характеристиками их уровня подготовленности и использоваться в качестве нормативных при организации отбора в группы подготовки ДЮСШ по боксу.

При снижении возрастной границы первоначального обучения до 9 - 10 лет обучение детей боксу в условиях школы представляется как первоначальный, предварительный этап их спортивной подготовки и является основой для дальнейшего спортивного совершенствования в ДСШ и ДЮСШ [17].

Программно-методические материалы для их занятий также должны способствовать общей физической подготовке детей, их физическому совершенствованию, что необходимо для обеспечения высокого уровня здоровья и умственной работоспособности [7, 21].

Исследования проводились на базе СДЮШОР по боксу г. Пензы. В нескольких среднеобразовательных школах города были организованы секции начального обучения боксу детей с 9 - 10 лет.

В процессе секционных занятий происходит отсев занимающихся, а также ориентация и отбор перспективных детей для прохождения обучения в центральных секциях (на подготовительном отделении), где юные спортсмены занимаются с 11-летнего возраста.

С целью повышения эффективности процесса обучения в октябре-ноябре 2000 г. были проведены оценка перспективности и последующее тестирование 37 детей 9-10 лет, занимающихся в секциях бокса школ г. Пензы. Минимальный стаж их занятий был в пределах 1,0 - 1,5 месяца.

Для определения перспективности занимающихся, то есть совершенного выполнения ими программных требований ДЮСШ по боксу и достижения соответствующих успехов в соревнованиях, тренерами, как работающими с обучаемыми, так и специально приглашенными на занятия, была проведена экспертная оценка детей.

На наш взгляд, тренеры в данном случае не учли биологического возраста детей, степени акселерации их организма. Их не интересовало состояние лимитирующих систем, что и проявилось в анкетном опросе.

Определение тренерами перспективности юных боксеров во многом носит интуитивный характер и должно быть дополнено изучением психомоторных способностей детей.

При оценке, проводившейся на основании визуальных наблюдений и обмена мнений тренерами, учитывались следующие критерии:

1) заинтересованность и увлеченность боксом;

2) смелость и агрессивность;

3) настойчивость (упорство) в процессе овладения навыками и преодоления трудностей тренировки;

4) решительность, самообладание;

5) скорость реакции и движений;

6) быстрота овладения специальной координацией движений боксера;

7) расслабленность и непринужденность в ситуациях ударно-защитного противоборства;

8) толерантность к ударам.

Оценка проводилась по трехбалльной системе.

В итоге экспертных оценок начинающие боксеры были условно разделены на группы перспективных, мало- и неперспективных.

Перспективных, по данным тренеров, оказалось 16 детей, малоперспективных и неперспективных - 21. До и после тренировок у них определялись следующие показатели: скорости зрительно-моторной реакции, подвижности основных нервных процессов, реакции на движущийся объект; проводилось определение быстроты зрительного различения, точности воспроизведения движения, моделирование ситуации страха с оценкой кожно-гальванической реакции и уровня физиологического тремора; выявлялись показатели кратковременной образной памяти, мышечного тонуса и вестибулярной устойчивости.

С учетом данных этого исследования составлена программа начальной подготовки юного боксера психомоторной направленности, в которую были включены упражнения, способствующие формированию психомоторики занимающихся (на развитие специализированных восприятий, оперативного мышления, быстроты реакции и др.), с использованием методов наглядного обучения и домашних заданий.

Перед составлением программы начальной подготовки занимающихся боксом школьников психомоторной направленности на основании анализа методических работ ведущих теоретиков и практиков в области юношеского бокса (К.В. Градополов, 1944; Н.А. Худадов, Г.О. Джероян, В.И. Огуренков, 1953,1956; В.М. Романов, 1959, и др.) были сформулированы принципы овладения основами искусного бокса, которые должны были формировать внутренние установки и двигательное поведение обучаемых в специальных (боксерских) упражнениях.

В программу секционных занятий входили общеразвивающие упражнения из разных видов спорта, специальные упражнения с партнёром в парах и условных боях и специальные подготовительные упражнения боксера, способствующие овладению стойками, передвижениями, развитию координации и быстроты ударных и защитных движений и др. В занятиях активно использовись метод круговой тренировки и упражнения "граффити".

Объем технических средств, составляющий содержание специальных упражнений, был ограничен ложными атакующими и контратакующими действиями, одиночными и двойными прямыми ударами на дальней дистанции с ограничением их силы и резкости и включал значительное количество защитных средств.

Были включены упражнения на концентрацию внимания, нервно-мышечное расслабление, снятие нервного напряжения, нервно-психическую мобилизацию, для развития оперативного мышления и воображения, простейшие приемы самоконтроля и саморегуляции психического состояния и самовнушения.

На следующем этапе методом случайной выборки была отобрана группа младших школьников спортивного класса (17 человек) 9-10 лет, с которыми в течение шести месяцев (с ноября 2000 г. по апрель 2001 г.) был проведен тренировочный цикл занятий психомоторной направленности с системой домашних заданий по разработанной программе.

В качестве контрольной служила группа детей-боксеров (13 человек) того же возраста из другой секции (другой школы), занимающихся по общепринятой программе.

У юных боксеров опытной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента проводилась психофункциональная диагностика, изучались показатели общей физической подготовленности, проводился анкетный опрос, определялась антимикробная неспецифическая резистентность организма методом бактотеста по А.А. Иванову и др. [5].

Экспериментально установлено, что перспективные по оценке тренеров юные боксеры отличаются от малоперспективных более высоким уровнем показателей скорости зрительно-моторной реакции, уравновешенности и подвижности нервных процессов, более высокими данными образной кратковременной памяти, хорошей чувствительностью зрительного анализатора, более высоким уровнем эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям.

По показателю кожно-гальванической реакции (КГР), свидетельствующему об эмоциональной устойчивости, в группе перспективных юных боксеров сразу же после ситуации страха отмечено лишь незначительное снижение показателя (на 5,5 кОм ), а в группе малоперспективных - явное снижение показателя на 24,2 кОм.

Уровни соответствия психомоторных особенностей организма юного боксера требованиям перспективности

Показатели Уровни соответствия
перспективные недостаточно перспективные
Зрительно-моторная реакция, мс 216 и менее 249 и более
Уравновешенность нервных процессов в у.е. (ошибка без учета знака реакции) 2,0-2,2 3,1-3,6
Показатель подвижности нервных процессов на частоте 2 Гц 5,6 4,1
Показатель образной кратковременной памяти (колич. запомн. образов) 8,8 7,6
Сдвиги после стрессовой ситуации КГР незначит. снижение значит. снижение

В результате занятий, проводимых по экспериментальной программе, зафиксировано улучшение состояния психомоторных качеств и связанных с ними психофизиологических функций юных боксеров опытной группы, проявившееся в лучшей динамике и более высоком уровне показателей по сравнению с контрольной группой:

- лучших показателях подвижности нервных процессов. Разница между показателями опытной и контрольной групп после цикла тренировок психомоторной направленности с частотой 1 Гц составила 0,59 ед.;

- значимых различиях в уровне показателя кратковременной памяти. Разница составили 0,9 обр.;

- меньшей на 0,88 усл.ед. средней ошибке РДО без учета знака реакции;

- в улучшении самооценки координации у опытной группы на 0,7 балла, лучших сдвигах во внимании (в опытной группе - на 1,1 балла, а в контрольной - на 0,5 балла).

В результате занятий по экспериментальной программе отмечены положительные сдвиги со стороны нервно-мышечного и двигательного аппаратов:

- по данным тонусометрии отмечен рост показателя прироста упругости в опытной группе после тренировки - на 85 мкН , в контрольной группе - без сдвигов;

- снижение уровня физиологического тремора (уменьшение числа касаний) на 12,7;

- выраженный рост силы мышц кисти: правой - на 1,6 кГ, левой - на 1,4 кГ;

- более высокий рост физической работоспособности. Индекс Гарвардского степ-теста у школьников-боксёров опытной группы вырос на 11,95 усл.ед.

Проведение тренировочных занятий по экспериментальной методике с упражнениями психомоторной направленности и системой домашних заданий оказало влияние на показатели физической подготовленности юных боксеров (испытания по программе мэра г. Москвы), что выразилось в сравнении с данными контрольной группы:

- в улучшении результата теста "челночный бег" на 0,97 с ;

- в улучшении результата в подтягивании на 0,7 раза;

- в улучшении результата в наклоне вперед сидя на 1,2 см.

В результате работы получены данные, свидетельствующие о правомерности использования разработанных психомоторных показателей как критериев для отбора юных боксеров для занятий в центральных секциях СЮШОР и ДЮСШ и обоснования необходимых тренировочных воздействий.

В целом приведенные данные говорят об определенных различиях в состоянии психомоторики в зависимости от перспективности юных боксеров в сторону более высоких показателей у перспективных.

В качестве ориентиров при отборе в группы ДЮСШ и для направленной тренировки отстающих функций предложена следующая градация психомоторных показателей (см. таблицу).

Тестирование антимикробной неспецифической резистентности организма боксёров показало, что их индивидуальные значения были в пределах нормы для здоровых людей (результаты не превышали верхней границы нормального индивидуального значения: до 100 колоний на пластинке).

Таким образом, лиц с повышенным риском заболеваемости или в состоянии предболезни ни в опытной, ни в контрольной группе не было.

Оказалось, что в динамике педэксперимента в опытной группе действительно произошло улучшение состояния антимикробной резистентности организма юных боксёров, что проявилось в значимом снижении количества колоний в отпечатках с кожи (p<0,05).

Вместе с тем в контрольной группе показатель числа колоний за этот же период времени также несколько ( недостоверно - р>0,05) снизился, что подтвердило гигиеническую значимость начальной подготовки психомоторной направленности юных боксеров-школьников и ее эффективность в усилении защитных сил организма.

Заключение. Официальная возрастная граница начала занятий боксом по программе психомоторной направленности при соблюдении правил безопасности и принципов искусного боксирования может быть снижена с 11 до 9 - 10 лет.

Эффективность подготовки будет выше при наличии предварительного тестирования психомоторных возможностей на раннем этапе занятий по специальной программе с соблюдением принципов искусного бокса, психомоторной направленности подготовки и с учетом общефизических кондиций юных боксеров - младших школьников, что сохраняет оздоровительную направленность первоначального этапа их спортивной подготовки.

Таким образом, данные исследования подчеркивают важность проблемы определения научно обоснованных сроков начала занятий видами спорта, особенно в боевых единоборствах. Эта проблема в равной степени педагогическая, гигиеническая и психологическая, и решать ее нужно совместными усилиями.

Литература

1. Гаськов А.В. Структура средств общей и специальной физической подготовки юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК,1985. - 23 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: Владос, 1999. - 479 с.

3. Евстигнеев И.В., Фролов О.П. Исследование процесса психофизиологической адаптации боксеров к обучению и тренировке //Ежегодник: Бокс. - М.: ФиС, 1982, с. 25-27.

4. Жданов Ю.Н. Многолетняя возрастная динамика специальных двигательных реакций юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК,1997. - 24 с.

5. Иванов А.А., Клемпарская Н.Н., Шальнов Г.А. и др. Инструкция по применению теста аутомикрофлоры кожи у человека для выявления контингентов и отдельных лиц с повышенным риском заболевания. - М.: МЗ СССР, 1988. - 6 с.

6. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Метод. разраб. М, 1989. - 109 с.

7. Кофман Л.Б. Система повышения уровня физической подготовленности учащихся//Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 1998, с. 159 - 166.

8. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техникумов физ. культ.- М.: ФиС,1990.

9. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1979. - 288 с.

10. Мартынов М.В. Программа психомоторной подготовки юных боксеров /Спортивные единоборства и боевые искусства в ХХI веке. Медико-биологические проблемы спортивных единоборств и боевых искусств.- М.: РГАФК, 2001, с. 61 - 64.

11. Медведев В.А., Чёрный В.Г. Психологическая подготовка боксеров: Метод. разраб. для слушателей высшей школы тренеров, факультета повышения квалификации Академии. - М.: РГАФК,1992. - 35 с.

12. Морозов А.А. Психомоторные тесты в системе отбора борцов различной квалификации: Автореф. канд. дис. М., 2001. - 24 с.

13. Муйжникс Я.Я. Исследование особенностей начальной подготовки школьников по боксу: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1970. - 25 с.

14. Правила проведения всероссийских соревнований по боксу (общ. ред. судьи МК АIBA Э. Абдульманова) /Федерация бокса России. Официальный текст - издание 2001 года. - 48 с.

15. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973. - 216 с.

16. Романов В.М. Бокс. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-й и 2-й годы обучения). - М.: Спорткомитет СССР, 1984. - 105 с.

17. Силин А.И. Исследование особенностей спортивной подготовки и воспитания школьников при обучении боксу: Автореф. канд. дис. - М: ГЦОЛИФК,1967. - 22 с.

18. Снигирёв В.П. Исследование методов отбора способных и перспективных юношей в боксе: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1972. - 22 с.

19. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с.

20. Супов Б.П. Методы обучения боксеров экстренному изменению действий в ходе спортивного поединка: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1984.

21. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина,1991. - 270 с.

22. Худадов Н.А., Мартынов М.В., Андреев М.Л. Формирование основных физических и психомоторных качеств юных боксеров-новичков. (Метод. указ.). Пенза, 2001.- 16 с.

23. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. -М.: ФиС, 1968. - 160 с.

24. Худадов Н.А. Методика обучения боксу подростков 13-14 лет/Всесоюзная конференция по вопросам состояния и дальнейшего развития юношеского бокса в СССР. Тез. докл. - М.: Спорткомитет СССР,1957, с. 9 - 10.

25. Худадов Н.А., Фролов О.П. Вопросы психологического отбора боксеров. (Метод. письмо). - М.: ВНИИФК, 1970. - 41 с.

26. Худадов Н.А., Циргиладзе И.В. Всё о боксе. М, 1995. - 212 с.

27. Фролов О.П., Худадов Н.А., Ванаев Г.В. Некоторые психологические показатели, определяющие достижения в боксе/Бокс. Ежегодник. - М.: ФиС, 1978, с. 14 - 16.

28. Чёрный В.Г. Профилактика травм в юношеском боксе. Метод. реком. - М.: Спорткомитет СССР, 1985. - 25 с.

29. Шаненков Ю.М. Совершенствование правил соревнований по боксу. - М.: РГАФК, 1993. - 34 с.

30. Энциклопедия бокса. -М.: Терра-спорт, 1998, с. 305.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: