ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



СТАНДАРТНАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

Доцент Н.Б. Обухова

Введение . Младший школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка [4, 2, 11, 15]. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоростно-силовые.

Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно -силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки [3, 5, 18].

Известно, что возраст 9-11 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость, быстроту [9]. В специальной литературе также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных для развития определенных физических качеств и координационных способностей физического потенциала ребенка [7, 12, 16].

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате школьники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие физических качеств [1, 6, 8, 10, 13].

В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую стандартную тренировочную программу, рассчитанную на 6-8 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Методы и организация исследования. Исследования проводились в условиях учебного процесса общеобразовательной школы № 18 г. Сургута в течение двух месяцев.

Испытуемые в количестве 67 человек - учащиеся третьих классов. Один класс - контрольный, два класса - экспериментальные. До начало эксперимента были обследованы учащиеся всех трех классов. В число тестов для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности вошли общепринятые европейские тесты: 1) прыжок в длину с места, 2) пятерной прыжок, 3) челночный бег 10 х 5 м, 4)бросок набивного мяча весом 1кг из положения сидя, 5)подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 с (в исходном положении ноги согнуты в коленях).

Перед началом эксперимента на уроках физической культуры учащиеся всех трех классов выполняли тесты скоростно-силовой направленности для подготовки организма к началу эксперимента и освоения техники тестовых упражнений.

Во всех трех классах уроки физкультуры проводились по школьной программе. Различия заключались в том, что экспериментальные классы в основной части урока в течение 10-12 мин выполняли стандартную тренировочную программу, где упражнения выполнялись по 30 с. В комплекс входили два упражнения: 1) бег прыжками, 2) бросок набивного мяча весом в 1кг. Упражнения выполнялись по методике круговой тренировки с интервалом отдыха 1 мин между сериями. Всего четыре серии. Во время выполнения упражнений пульс кратковременно поднимался до 170-185 уд/мин. ЧСС регистрировалась спорттестерами PE3000 и S610 (POLAR ELECTRO, Финляндия).

На начало эксперимента контрольная и экспериментальные группы по всем показателям статистически не отличались.

Результаты и обсуждение. Материалы двухмесячного исследования были обработаны методами математической статистики, включающими расчеты основных показателей вариационной статистики [14].

Эффективность разработанной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы.

Наиболее существенное улучшение результатов наблюдалось в следующих тестах.

У участников экспериментальной группы наблюдался достоверный прирост (р<0,001) результатов по тесту "Прыжок в длину с места": 139,0±15,2 и 146,6±16,1 см соответственно в начале и конце эксперимента, прирост составил 7,4±8,6 см, или 5,3%. Результат в контрольной группе изменился с 136,0±14,3 см в начале до 135,0±14,3 см в конце эксперимента. Результат ухудшился на 0,9±9,7 см, или на 0,6%. Различия в приростах результатов групп в конце эксперимента достоверны (р<0,01).

При сравнении показателей теста " Подъем туловища за 30 секунд" участников контрольной и экспериментальной групп по окончании основного эксперимента отмечается, что приросты показателей в экспериментальной группе выше (20,8±3,2 раза в начале и 23,0±3,8 раза в конце эксперимента, прирост составил 2,2±2,4 раза, или 10,4%), чем в контрольной (с 19,7±3,7 раза в начале до 21,1±3,8 раза в конце эксперимента, прирост составил 1,5±2,1 раза, или 7,4%). Приросты достоверны в экспериментальной и контрольной группах, а различия в приростах групп недостоверны.

При просмотре планов-конспектов занятий физической культурой в 3 классах в период эксперимента и при проведении анализа этих уроков выяснилось, что в основной части урока планировались и проводились упражнения для развития скоростно-силовых качеств мышц брюшного пресса. Это может служить объяснением, почему прирост результов контрольной и экспериментальной групп в тесте недостоверен (р>0,05).

Показатели теста "Челночный бег 10х5 м" у испытуемых контрольной группы к концу эксперимента существенно не изменились: 22,4±2,1 с в начале и 22,0±2,0 с в конце эксперимента. Прирост результатов составил 0,4±1,0 с, или 1,7% (р<0,1). В то же время прирост результатов экспериментальной группы достоверен. Результаты равны 21,6±1,8 с в начале и 20,7±1,5 с в конце эксперимента, улучшение на 1,0±1,0 с, или на 4,2% (р<0,001). Заметно существенное превосходство экспериментальной группы как в итоговых результатах, так и в приростах результатов. Приросты в группах и различия в приростах групп достоверны (р<0,05).

Значительное превосходство заметно в приросте результатов экспериментальной группы по тесту "Бросок набивного мяча весом в 1кг" над приростом результатов контрольной группы. В контрольной группе результаты по тесту изменились с 296,0±44,1 см в начале до 307,4±52,2 см в конце эксперимента. Прирост составил 11,0±39,0 см, или 3,7% (недостоверен). В экспериментальной группе этот же показатель равен 293,1±58,5 см в начале и 324,7±64,7 см в конце, прирост составил 31,6±28,2 см, или 10,8% (р<0,001). Различия в приростах результатов в группах в конце эксперимента достоверны (р<0,01).

Результат пятерного прыжка с места в контрольной группе изменился с 692,0±66,4 см в начале до 704,3±79,5 см в конце. Результат улучшился на 12,3±43,1 см, или на 1,8% (прирост недостоверен). В экспериментальной группе эти показатели равны 707,0±72,2 см в начале и 749,2±66,5 см в конце, прирост составил 42,4±33,9 см, или 6,2% (р<0,001). Различия в приростах результатов групп достоверны (р<0,01).

Выводы

1. Результаты исследования показали, что в экспериментальных классах прирост всех показателей выше, чем в контрольном, в 1,5-10 раз. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста, обеспечивают тренировочный эффект в рамках коротких (два месяца) программ.

2. Эксперимент подтверждает предположения ряда исследователей [ 4, 11, 12, 17] о рациональности развития скоростно -силовых качеств в младшем школьном возрасте.

Литература

1. Бабасян М.А. Исследование методики скоростно-силовой подготовки на этапе начальной спортивной тренировки //Теория и практика физ. культуры. 1970, № 6, с. 56-59.

2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. - 223 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 2 - 7.

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

5. Вильчковский Ю.В. Исследование скоростно-силовых качеств в онтогенезе человека (3-17 лет): Матер.VI республ. научно-теор. конф. по вопросам физ. воспитания и спорта детей и молодежи. - Ташкент: Еш Гвардия, 1977, с. 23-25.

6. Власов В.Н. Экспериментальное исследование средств и методов воспитания быстроты движений и скорости бега у детей и подростков 8-15 лет. - В кн.: Возрастные особенности бегунов на короткие дистанции: Сб. науч. труд. /ВНИИФК. М., 1973, с. 31-34.

7. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев.: Здоровье, 1981. - 116 с.

8. Жарова А.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7-12 лет различных соматических типов: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2000. - 21с.

9. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей// Теория и практика физ. культуры. 1987, № 2, с. 56-58.

10. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 9, с. 10-14.

11. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.

12. Маввидис А., Софиадис Н., Мантис К. и др. Развитие скорости и специфической ловкости у детей 9 лет при использовании краткосрочной программы тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 3, с. 33-36.

13. Методика физического воспитания школьников / Д.А. Аросьев, Л.В. Бавина, Г.А. Баранчукова и др. /Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

14. Основы математической статистики: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. - М.: ФиС, 1990. - 176 с.

15. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников //Физическая культура в школе, 1981, № 4, с. 9-15.

16. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. - М.: АПН РСФСР, 1959, с. 6-26.

17. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991. - 224 с.

18. Филин В.П. Проблемы совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. докт. дис. М., 1970. - 50 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: