НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА ДАЛЕЕ
 
"СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ" № 3, 1999

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ

 

Сергей ПОНОМАРЕВ

 

СНЕГ В ПЕРМИ

для приятеля Шварценеггера

 

По сей день спорят - откуда пошло это искусство.

Но мы- то знаем, что корни его - в первом язычнике, слепившем снежную бабу, в лихом сибиряке, построившем снежную крепость, в мастере, создавшем в Санкт-Петербурге для свадьбы шута императрицы Анны Иоанновны знаменитый Ледяной дом.

 

Кен Колорадо - художник и скульптор. В Соединенных Штатах многие американцы считают за честь держать дома его работы. Но этого ему показалось мало. Может, не хватало соревновательного элемента. Может, темперамент художника, чьи корни в Латинской Америке, требовал немедленного воплощения замыслов. Может, ему просто было жарко.

Колорадо занялся снежной скульптурой. И на чемпионатах страны выступал, и на международных соревнованиях. Зимой в Европе - вообще частый гость. И все бы хорошо, но и этого ему опять было мало.

Для воплощения переполнявших его идей требовался снег предельно податливый, но в то же время крепкий, пушистый и легко слипающийся. Чернобородый Кен с беспощадным взглядом конквистадора рыскал по свету в поисках такого снега. И не находил. Пока судьба ни забросила его на Южный Урал, в Пермь. Именно здесь Кен Колорадо обнаружил лучший снег для скульптуры: толстый и сухой, но если его сжать, то получится как бы большой кусок мыла. Это лучшее, что может ждать творец от снега.

Благодаря энергичной деятельности Кена, пять лет назад в Перми состоялся первый фестиваль снежной и ледовой скульптуры “И снег, и лед, и пламень!”. Иногда он проходил, как говорится, в чистом виде, иногда принимал статус открытого чемпионата России по снежной и ледовой скульптуре. Но в независимости от статуса пермский фестиваль, приманивавший творцов со всего земного шара, сделал американского скульптора героем Перми.

Кена Колорадо в городе узнают, и каждый любит его по-своему. Даже имя его переиначивают так, как кому удобнее. Полногрудая лидер местной самодеятельности, разряженная по поводу праздника в костюм русской зимы, громогласно через микрофон на весь Парк культуры и отдыха называла его “Кин”. (Хотя вряд ли она читала драму Александра Дюма- отца “Кин, или гений и беспутство”.) Редко трезвые заготовщики льда и снега, трудящиеся в поте лица перед фестивалем, величают его между собой “Кент”.

 

Нашим читателям Кен интересен еще и тем, что по молодости он был в приятельских отношениях с Арнольдом Шварценеггером. Причем встречались они, как вы понимаете, не на танцах.

Как говорит Кен Колорадо, много лет назад они жили в Санта-Монике, что в штате Калифорния. Среди восьми человек, которые единовременно пользовались атлетическим залом, Арнольд отличался маниакальной страстью к физическим упражнениям. Как утверждает Кен, Шварценеггер очень трудный человек. У него в значительной степени представлена мания величия. Кен пытался состязаться с ним в силе и объемах мышц, но - бесполезно: Арнольд всегда был нацелен на победу. Однажды будущая звезда киноэкрана рассказал своим соратникам по атлетическому залу, что планирует стать ...президентом Соединенных Штатов! Все сильней смеялись.

Шварценеггер очень спокойный человек. Лишь однажды Кен видел его вне себя от бешенства: когда какой-то папарацци попытался его сфотографировать. Получая большие деньги от съемок, он не мог допустить, чтобы кто-то сделал это бесплатно. Интервью взять у него очень трудно. Многое, что о нем пишут, он никогда не говорил. Потому не стоит верить всему, что о нем публикуют. Нередко это беззастенчивые фальшивки.

Сейчас, кстати, Арнольд - достаточно сильная политическая фигура в США. Как ни покажется странным, - консерватор. В связи с тем, что он состоит в браке с одной из родственниц Кеннеди, он держит свою личную жизнь в глубокой тайне, чтобы ненароком не навредить клану. Не так давно Кен Колорадо виделся с “бессмертным терминатором”. По его мнению, Шварценеггер очень похудел. Это случилось после операции на сердце.

Сейчас Кен Колорадо живет на тихоокеанском побережье США, в том самом городе, где снимался один из знаменитых фильмов Шварценеггера “Полицейский из детского сада”. Арнольд вспомнил о товарище, пришел домой к Кену на обед и в итоге купил несколько его работ.

 

На IV Международный фестиваль по снежной и ледовой скульптуре “И снег, и лед, и пламень!” Кен Колорадо привез с собой целую команду. Джордж Вудл уже вправе считать столицу Южного Урала своим родным городом: без него здесь не обходится ни одно снежно- ледовое столпотворение. Двое других - Жозе Кальдерон и Амалия Сагив - впервые были в Перми. Выступали американцы только в номинации снежной скульптуры. Кен привез с собой макет из пенопласта: две фигуры титанов - одна, только что отделившаяся от стены, атакует; другая, ближняя, падает навзничь. Видимо, идея этих мускулистых гигантов была навеяна ему мощью Арнольда Шварценеггера. Учитывая, что в натуре эти титаны должны были выходить из трехметрового куба снега, это была бы величественная композиция. Одно настораживало: уж больно неустойчивое положение у внешней фигуры.

Наши отечественные скульпторы редко утруждают себя созданием предварительных макетов. Все с колес. С какого- нибудь эскиза, сделанного за день-два до соревнований. Может быть, поэтому скульптуры наших творцов более реалистичные против абстрагированных снежно- ледовых монументов их западных коллег.

А вообще- то все они фанатики. Эта немногочисленная когорта спортсменов от мольберта и резца, спортсменов от “флайш- машин” и нашей старой доброй бензопилы “Дружба”. Какому, с точки зрения обывателя, нормальному человеку придет в голову соревноваться три дня в том, кто из трехметрового куба снега или неподъемных кусков льда, размерами 1х0,5х0,3 метра, создаст художественное произведение, которое к тому же и должно оказаться лучшим среди равных?

Но, видимо, не обывательским умом живо человечество. Художникам хочется славы при жизни. Хочется показать здравому смыслу фигу не в кармане, а наяву. И даже не фигу, а произведение искусства. Вначале у всех одно и то же - одинаковое количество льда или снега. И время для всех - тоже одинаковое. А вот результаты, разумеется, разные.

На готовые скульптуры сбегается смотреть вся Пермь. А гости столицы Южного Урала специально съезжаются к этому дню. Потому что произведения каждый год ни на что не похожи. К сожалению, только фотографии могут сохранить неповторимый облик творений, крайний срок жизни которых - весна.

Кен Колорадо был в судейской комиссии, оценивающей результаты соревнований в классе “ледовая скульптура”. И был очень расстроен. Ему хотелось поспорить. А тут все, как сговорившись, отдали первое место композиции “Ребро Адама” мастеров из Уфы Айрата Маглиева и Марата Нигаматьянова. Пронзительная. Жесткая. Почти графическая композиция. Ничего лишнего. На вертикальный нож женской фигуры нанизана падающая навзничь мужская фигура. И вся скульптура проникнута ощущением трагизма.

Второе место заняла знаменитая команда из Красноярска: Александр Зайцев, Сергей Асеев и Владимир Силин. Эти зубры ледовой скульптуры уже имеют большой опыт выступлений на самых престижных международных соревнованиях. Например, в 1995 году в г. Фэрбенксе (штат Аляска, США) красноярцы, представлявшие на этом чемпионате мира Россию, получили три первых места из четырех возможных. Всего же в конкурсе участвовала 51 команда из 16 стран.

Их композиция “Ловцы жемчуга” - две фигуры ныряющие среди причудливых скальных глыб - оказалась на втором месте. Но могла бы, наверное, быть и на первом.

Первое и второе места - трудно сравнивать. Одно лаконичное, даже аскетичное произведение. Другое - многофигурное. Первое - шлифованное, с матовым отливом хорошо смотрится при рассеянном свете. Другое - граненое, как хрустальная ваза, удачно играет всеми красками радуги именно на ярком солнце. Но судьи решили то, что решили.

На третьем месте оказалось произведение другой команды из Уфы - отца и сына Галиуллиных: Халита Халимовича и Марата Халитовича. Причем второму не более 15 лет. Но сработали они добротно. Причем, без всякой механизации - только зубила, молоток и топор. В результате перед почтеннейшей публикой предстала композиция “Веселый балаган””: огромный клоун, жонглирующий кольцами и шариками, рядом кошка на колесе, выгнувшаяся дугой, собачка подбрасывает на носу шарик, а маленький медвежонок катит бочку. Детям эта композиция нравилась больше всех. Возможно, чувствовали, что рука юного творца отдала свое тепло этим холодным льдинам.

В номинации “снежная скульптура” победила команда из города Архангельска: Александр Боярсков, Виктор Гоголин и Алексей Ивонцин. Трехметровый рак- отшельник, вылезающий из раковины и держащий в клешне почти полуметровую монету достоинством в одну копейку, впечатлил и зрителей, и судей.

На втором месте оказалась композиция команды из Швейцарии: Луизы- Анны Капенхилер, Карины Бехлер, Рональда Счиега и Даниеля Фрея. В свойственной западным скульпторам абстрактной манере они изобразили счастливое семейство в составе папы, мамы, дочки или сына и кошки. А может быть и собаки. Эти абстрактные символы как- то очень тепло и по-человечески обнимались на холодном пермском ветру при температуре близкой к минус тридцати градусам.

Третье место заняла мощная композиция московской команды в составе Игоря Удодова, Ирины Струэнзе, Кирилла Калганова и Сергея Коржева. Когда они откололи от трехметрового куба снега все лишнее, выяснилось, что огромный лев напал на огромнейшего же быка. Причем такое впечатление, что хищник только что прыгнул, и битва еще не закончилась.

Организаторами этого фестиваля были учтены ошибки предыдущего года. Теперь зрители уже не выпускались, как стая гончих, на свежеизготовленные скульптуры. Тогда произведения конкурсантов понесли значительный урон буквально в течение получаса. Теперь же скульптуры ограждались флажками, как волки на ловле, и их бдительно охраняли чины милиции. Смотри сколько угодно, но вот руками - ни-ни!

А с “Титанами” американцев случилась беда. Упали они, не дождавшись окончательного художественного воплощения замысла скульптора. Кен долго смотрел на упавшую скульптуру. Наверное, жалел, что мощь Шварценеггера не удалось запечатлеть в снеге. Во всяком случае, сейчас и в Перми. Что- то Кен Колорадо не рассчитал в рискованной своей композиции. Или недооценил качество приготовленного местными жителями снежного куба. А может просто перехвалил здешний снег. Или все вместе.

Крайний титан рухнул. Причем очень неудачно: попал прямо на одного из творцов снежной скульптуры - Жозе Кальдерона. Хорошо, что тот отделался ушибом.

Американцы они американцы и есть. Никогда не подадут виду, что им плохо. Но и не торопятся подать руку помощи, особенно если это не касается их личного бизнеса. Потому на итоговой пресс- конференции Кен искренне удивлялся тому, что когда произошло несчастье, к нему подходили скульпторы из самых разных команд и предлагали свои услуги по восстановлению монумента.

Гордый Колорадо решил оставить все, как есть.

 


up

Реклама:
 


 Library В библиотеку