"Катера и Яхты"

2 (168) 1999 г.                                                                                 POWER & SAIL BOATS

    

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

СТАРТ 

  
из далекого прошлого
98-1.jpg (12812 bytes)
98-2.gif (3111 bytes)

98-3.jpg (7056 bytes)

Наверняка совсем немногим известен тот факт, что некогда водно-моторный спорт входил в программу Олимпийских Игр. Это неудивительно - случилось такое лишь раз за всю историю Игр, да и то в далеком 1908 году. Столицей IV Олимпиады был тогда Лондон, а местом проведения состязаний водномоторников стала деревушка Нетлей неподалеку от Саутгемптона - в устье реки Тест, представляющей там собой скорей достаточно широкий морской залив с соленой водой, приливами и отливами. Три золотые олимпийские медали разыгрывались параллельно с призами традиционной Нетлей-регаты, так что за два дня - 28 и 29 августа 1908 года - было проведено в общей сложности 12 гонок.
Ни о каких классах, а тем более монотипах, тогда, понятное дело, и понятия не имели, хотя водно-моторные соревнования проводились достаточно регулярно, а английский Клуб Моторных Яхт, который их организовывал, пользовался заслуженным уважением и популярностью. Для того, чтобы в соревнованиях могли участвовать "водные автомобили", порой весьма далеко отстоящие друг от друга по своим техническим и ходовым характеристикам, практиковались весьма сложные и запутанные системы гандикапа, о подробностях которых история умалчивает. Известно только, что принимались во внимание и размеры, и максимальная скорость в узлах (очевидно, "паспортная"), и некоторые показатели двигателя. Так, например, в те времена наиболее серьезной характеристикой мотора считался даже не рабочий объем или мощность, а диаметр цилиндра.
Однако для олимпийских гонок изобрести какое-то подобие "классов" все же пришлось. Решено было остановиться на трех: неограниченном, ограниченном и 8-метровом. Однако участников набралось так мало, и лодки у них оказались настолько разными, что деление на классы оказалось чисто номинальным, и систему гандикапа пришлось сохранить.
В ограниченном классе оговаривались лишь длина корпуса (не более 60 футов - заведомо больше, чем у любого из участников) и диаметр цилиндра (не более 155 мм, причем количество цилиндров, как это ни странно, никого при этом не волновало). Надо сказать, что скоростные катера на заре века проектировали по принципу "длина бежит", так что все они были тогда длинными, узкими и, естественно, водоизмещающими. В 8-метровом классе вообще ограничивалась лишь длина корпуса.
Экипаж тогдашнего гоночного катера состоял, как правило, из двух-трех человек - рулевого, механика, а иногда и матроса. Надо сказать, что механикам в те времена доставалось ничуть не меньше, чем нынешним "троттлменам" на гонках катеров класса "оффшор", и ответственность на них лежала столь же серьезная. Правда, в основном их задача заключалась в том, чтобы капризный мотор не "скис" и развивал положенные обороты. Ну а общались рулевой с механиком в большинстве своем как на больших пароходах - посредством машинного телеграфа.
Протяженность дистанции для всех трех "олимпийских" классов предусматривалась одинаковая - 40 морских миль (на проходившей параллельно Нетлей-регате преобладали короткие заезды на 8-9 миль). Поскольку в устье-заливе тесновато, гонщикам предстояло сделать по пять кругов между плавучей штаб-квартирой Клуба Морских Яхт - роскошной паровой яхтой "Enchantress" ("Чаровница"), стоящей на якоре на траверзе Нетлей, и хорошо известными местным яхтсменам и катерникам ориентирами с экзотическими названиями - "За Амбаром", "Лысая Голова" и "Озеро Дэна".
Вот как описывает события очевидец, имя которого, к сожалению, нам неизвестно - почему-то он предпочел не подписывать свой репортаж в сентябрьском за 1908 год номере несуществующего ныне журнала "The Motor Boat".

99-1.gif (7839 bytes)

Все мрачные прогнозы относительно погоды полностью сбылись - худшего дня, чем пятница, на которую было назначено открытие Нетлей-регаты, трудно было и представить. С утра завывал порывистый штормовой ветер, срывавший с пенных барашков в заливе рваные клочья пены, мелкий надоедливый дождик то и дело переходил в самый настоящий ливень. Руководству Клуба Моторных Яхт, наметившему обширную программу, можно было только искренне посочувствовать. Погода дискредитировала саму идею олимпийских гонок - из-за шторма не сумели добраться до Саутгемптона в первую очередь иностранные участники, а ведь по количеству поданных заявок предстоящая регата обещала быть рекордной.

99-2.jpg (5795 bytes) На дистанции - двухкратный олимпийский чемпион "Gyrinus" под управлением Тома Торнокрофта, сына знаменитого конструктора и основателя всемирно известной верфи в Чезвике (на Темзе) Джона И. Торникрофта. Сэр Джон, посвятивший всю свою жизнь скоростным судам (прежде всего, военного назначения), большинство конструкторских идей и изобретений проверял на гоночных трассах. Не был исключением и "Gyrinus", водоизмещающий корпус которого был снабжен бортовыми глиссирующими пластинами; считалось, что это давало 2-узловую прибавку скорости.

Поскольку автору этих строк предстояло выступать на "Sea Dog" мистера Варвика Райта в качестве механика, то при известии, что гонки швертботов и парусных яхт, которые должны были открывать программу, отменены из-за шторма, мы решили посвятить утро замене гребного винта - новый более соответствовал недавно установленному мощному мотору "Металлург". Этот винт был изготовлен и доставлен в рекордно короткий срок, но его установка заняла гораздо больше времени, чем предполагалось. Очень скоро стало ясно, что на старт олимпийской гонки 8-метрового класса мы никак не успеваем. Узнав об этом, мистер Т.Торникрофт, "Gyrinus" которого в отсутствие "Lotus II" остался нашим единственным соперником в классе, поступил по-спортивному и предложил перенести гонку на следующий день.
Так что первой олимпийской встречей стала гонка в неограниченном классе, на старт которой вышли "Wolseley-Siddeley", пилотируемый герцогом Вестминстерским, и "Dylan" с лордом Ховардом де Валденом за штурвалом. "Daimler II" был к тому моменту не совсем готов, не появилось и не одного заграничного катера. Изначально маршрут гонки был проложен между Нетлей, плавучим маяком Калшот и калшотским буем. Гонщики должны были сделать три круга общей протяженностью 36 миль. Но сразу стало ясно - в море из устья соваться нечего. Да, оба участника действительно пришли на старт морем, но самым тихим ходом и наиболее безопасным курсом. По олимпийским правилам дистанция должна быть протяженностью от 35 до 40 миль. С заменой трассы проблем не возникло - ее проложили в устье реки Тест, однако и здесь непогода давала о себе знать.
Оба катера довольно резво взяли старт, но вскоре "Wolseley-Siddeley" оставил своего соперника далеко позади. У "Dylan" явно начались какие-то проблемы. И точно - у "Лысой Головы" он застопорил и был взят на буксир паровой яхтой лорда Ховарда "Branwen". В конце первого круга и герцог Вестминстерский поднял сигнал, что у него не все в порядке, так что гонка была признана несостоявшейся и перенесена на следующий день.
Затем пробил час катеров ограниченного класса. Здесь ожидался элемент международного участия, поскольку катер мистера Тюброна хоть и был формально заявлен как английский, на деле представлял собой французский корпус Pitre с французским же 4-цилиндровым 90-сильным двигателем Brasier. Однако ни он, ни "Passtime" мистера Вестмэкотта на старт не вышли, так что участие в гонке приняли только "Quicksilver" и "Gyrinus". Последний был явно маловат даже для ограниченного класса, однако никаких возражений от судей не поступило.
Погода к тому моменту ничуть не улучшилась, и оба катера буквально скрывались в тучах брызг. Мистер Торникрофт на "Gyrinus" принял решение взять на борт дополнительного члена экипажа для откачки воды и, как оказалось, правильно сделал, поскольку "Quicksilver", на котором не проявили подобной предусмотрительности, выбыл из борьбы после первого же круга - одновременно откачивать воду и следить за двигателем было решительно невозможно. "Gyrinus" же продолжал наматывать круги с завидной регулярностью и средней скоростью более 16 узлов - хоть мистеру Торникрофту и приходилось порой выбирать не самый короткий путь от марки к марке, дабы подольше находиться под защитой берега. Но, несмотря на это, "Gyrinus" буквально перепрыгивал с волны на волну, порой вылетая из воды чуть ли не на полкорпуса.
К моменту финиша все находившиеся на "Чаровнице" собрались на верхней палубе и приветствовали экипаж "Gyrinus" криками "Ура!" и аплодисментами, несомненно им заслуженными. Выстрелила пушка, и определился первый обладатель золотой олимпийской медали в водно-моторных гонках. Медаль действительно была завоевана с боем, поскольку скорость и мореходные качества, продемонстрированные детищем мистера Торникрофта, напрочь опровергли утверждения многочисленных пессимистов относительно способности катеров категории racing cruisers передвигаться исключительно в мертвый штиль.
Надо было действительно видеть собственными глазами состояние моря в Нетлей, чтобы признать, что для 29-футовой лодки со 106-мм мотором это действительно великолепное достижение - поддерживать в такую погоду 16-узловую скорость на протяжении 40 миль. "Gyrinus", корпус которого, как говорится, облегает мотор, как перчатка, явно заслуживает титула "Катер Года".

99-3.jpg (13954 bytes)

Кстати, буквально сразу после победного финиша "Gyrinus" успешно прошел и импровизированное испытание на прочность, что иллюстрирует следующий курьезный случай.
Один из энтузиастов катерных гонок, некто мистер Сопвит, дабы наблюдать за состязаниями, что называется, со всеми удобствами, доставил в Саутгемптон темзинский паровой баркас. Его желание быть поближе к месту событий оказалось столь велико, что он совершенно упустил из виду небольшую, но важную подробность - котел темзинского баркаса работает на забортной воде (конденсатора у него нет), а вода в устье Теста соленая. Однако прежде чем "накрылся" котел, с речным баркасом произошла еще одна неприятность - крепким ударом волны своротило руль. До берега пришлось добираться задним ходом. Но на этом все беды не кончились. Проносящийся мимо "Gyrinus", рулевой которого был на миг ослеплен летевшей из-под форштевня водяной пылью и, вдобавок, не успел сообразить, в какую же сторону движется злосчастный баркас, крепко стукнул его в корму и оставил на ней солидную вмятину. В результате мистер Сопвит был явно сыт по горло катанием на темзинских баркасах по морю, а что же до катера-чемпиона, то он в этом происшествии практически не пострадал.
На следующий день был дан старт отложенной гонки 8-метровиков, на который вышли наш "Sea Dog" и "Gyrinus". "Lotus II" опять отсутствовал.
Старт был великолепен. "Sea Dog" первым с небольшим отрывом пересек линию. Дистанция была та же, что намечалось днем ранее - у Калшота по-прежнему штормило. Обе лодки весь первый круг неслись буквально бок о бок. Скорость достигала 17 узлов - весьма неплохой показатель, если учесть состояние воды. Казалось, что стальная (вернее, стальная с красным деревом) коса "Gyrinus" наконец-то нашла на камень. Но дудки. "Sea Dog" не выдержал. После второго поворота у "Лысой Головы" двигатель зачихал, а когда перебои усилились, мистер Варвик Райт принял решение сойти с дистанции. "За Амбаром" двигатель скис окончательно.
После столь удачного старта беспомощно болтаться на волнах было вдвойне огорчительно, а еще большую досаду вызывали проносящиеся мимо катера, участвующие в одном из коротких заездов Нетлей-регаты. Разборка мотора показала, что виною всему были две свечи, которые не выдержали повышенного напряжения, развиваемого новым магнето "Бош", и буквально расплавились.

100-1.jpg (18620 bytes)
Самый быстроходный, хотя и не дошедший до финиша катер олимпийской регаты - "Wolseley-Siddeley" герцога Вестминстерского, большого энтузиаста водно-моторного спорта и победителя множества гонок (на снимке, где он запечатлен вместе с одним из своих механиков, герцог слева). Обратите внимание на моторный отсек катера (вид с поста рулевого), снабженный по тогдашним обычаям машинным телеграфом.

Так что вновь "Gyrinus" закончил гонку в одиночестве и стал обладателем второй олимпийской медали. 40-мильную дистанцию он прошел за 2 часа 28 минут и 26 секунд, причем скорость, показанная на лучшем круге, составила ровно 17.75 узла.
Завершали олимпийскую программу гонки катеров неограниченного класса. От причала к старту направились "Wolseley-Siddeley", "Daimler II" и "Camille" мистера Тюброна. За штурвалом "Wolseley-Siddeley" вновь расположился герцог Вестминстерский, капитан Клоуз занял место механика, а третьего члена экипажа, капитана Лейкока, заменил мистер Аткинсон. На подходе к старту завидную прыть продемонстрировал "Daimler II", однако в тот самый момент, когда пушка возвестила о пятиминутной готовности, там явно начались что-то случилось, и он медленно двинулся прочь, не пересекая линию старта. На "Camille" заглох мотор, и члены экипажа принялись крутить две пусковые рукоятки, расположенные с обеих концов мотора - как на лебедке. Когда совсем уже стало казаться, что их усилия не увенчаются успехом, мотор завелся.

100-2.jpg (23110 bytes)

Так что первым стартовую линию пересек "Wolseley-Siddeley", однако "Camille" отстал от него совсем ненамного. Надо сказать, что французская лодка вызвала в лагере участников довольно много толков. Все склонялись к тому, что это достаточно серьезный соперник - особенно обращало на себя внимание предельное снижение лишнего веса, ради которого было пожертвовано буквально самым необходимым. Единственно, 11-метровый корпус казался немного великоватым для 90-сильного двигателя.
Второй круг экипаж герцога Вестминстерского завершил за 18 минут и 8 секунд, показав практически максимальную для подобных условий скорость - 26.6 узла. Поскольку "Camille" к тому моменту отстала почти на круг, ничего, казалось, не должно было помешать англичанам завоевать и третью олимпийскую медаль - даже с учетом гандикапа. Однако такого не случилось. Начинался отлив, а "Wolseley-Siddeley" подошел к Хэмбл-Спит гораздо ближе, чем следовало бы, и со всего хода влетел в илистую отмель.

101-1.jpg (15315 bytes)

Мистеру Тюброну оставалось только благополучно дойти до финиша, что он и сделал. Однако к чести экипажа "Camille" следует отметить, что там до конца вели себя по-спортивному и продемонстрировали лучшую скорость круга 18.3 узла уже после схода "Wolseley-Siddeley". Третья и последняя олимпийская медаль нашла своего обладателя.
После завершения оставшихся гонок Нетелей-регаты, не входивших в олимпийский зачет, на "Чаровнице" состоялось великое торжество. После праздничного ужина в роскошном салоне экспромтом начались танцы. Автор несколько опоздал ко всеобщему веселью, поскольку участвовал в операции по спасению "Wolseley-Siddeley" из объятий ила и грязи, но, поднявшись на борт "Чаровницы", он застал совсем уж экзотический танец под названием "моряцкий вальс", в ходе которого танцоры предупреждали соседние пары о намерении "сменить курс" тремя свистками.
Редакция благодарит за предоставленные материалы Джулию Канаван (National Motor Boat Museum) и Кевина Десмонда - автора книги "Power Boat Speed"

сто лет назад

101-2.gif (2807 bytes)
101-2.jpg (8860 bytes)

Среди историков нет единодушия по поводу того, какую дату - какое событие считать началом водно-моторных гонок как вида спорта. Называют, например, 1903-й год, когда состоялись соревнования на катерах в бухте Монако (в честь чего, очевидно, в Монако и находится штаб-квартира УИМ!) и почти одновременно в Англии впервые стал разыгрываться водно-моторный Приз Хармсворта.
Но вот перед вами снимок из книги Кевина Десмонда "Скорость и катер". Он сделан во время Всемирной парижской выставки: 1900-го года (той самой, которой обязана своим появлением Эйфелева башня). Совершенно необычная для тех лет гонка на "водных автомобилях" была одним из символов прогресса - показателем бурного развития техники, демонстрацией возможностей ДВС.
Инициативу проявил президент "Helice"-клуба Франции мосье Габриэль Пуляр. Трасса в 7.5 статутных миль (одна такая миля равна 1609 м) была расположена на Сене между о-вом Сен-Дени и мостом Безонс. Участники должны были сделать 9 кругов, т.е. пройти огромное расстояние - около 100 км!
Первым пересек линию финиша Мариус Дюбонне на катере "Л'Англон": его лучшая скорость круга составила 9.5 ст. миль в час, т.е. 15.4 км/ч.
Как явствует из подписи под снимком, на нем изображены катера "Титан II" и "Принцесс-Элизабет" под номерами 25 и 28. Все это наводит на мысль, что участвующих судов было, по крайней мере, больше, чем три!
Если говорить о гонке как показателе прогресса, то стоит припомнить, что первый в мире катер с ДВС появился всего лишь за 14 лет до открытия упомянутой выставки. Немецкий изобретатель Готлиб Даймлер установил на обычную 6-метровую лодку свой новый двигатель. Это был довольно легкий четырехтактный мотор с V-образным расположением двух цилиндров, развивающий мощность 2 л.с. при очень большой для того времени частоте вращения - до 800 об/мин. Особенностью его была возможность регулировки числа оборотов, что и дало повод называть мотор Даймлера "швейной машиной", в отличие от "неукротимых чудовищ", пугающих лошадей:
Посадив 11 человек, изобретатель повез их по реке Неккар (в честь которой и катер назывался "Неккар") с "бешеной скоростью" 7 км/ч.

Н.К.

line.gif (147 bytes)

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

line.gif (147 bytes)

Новый номер - Гостевая книга - Конференция - Связь с редакцией - Архив журнала - Подписка

line.gif (147 bytes)

Spart Design Group

Copyright © "Катера и Яхты" 1999. All Rights Reserved.

 


 Library В библиотеку