Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Алюминиевая моторка ''Синильга''

   
   


Хочу поделиться опытом постройки легкой моторной лодки, на мой взгляд, довольно удачной.

С детства увлекаюсь рыбалкой, приобщил к ней приятелей. Практически все выходные, свободные от неотложных дел, стараемся проводить на природе. Водоемов в окрестностях нашей Тюмени много, но любимое место находится далековато. Добирались до него обычно сначала на машине, а потом, оставив ее в деревне у знакомых, плыли 10-15 км по реке на байдарке.

Идея самому построить моторную лодку пришла мне в голову в прошлом году, после тяжелой двухчасовой борьбы со встречным ветром и течением. В принципе, лодку можно было купить в магазине, но платить 15-20 тысяч рублей за имевшиеся там корытообразные изделия не было никакого желания. В голове вырисовывалась трехместная 3.3-метровая лодка весом не более 60 кг, чтобы перевозить на багажнике ''Нивы'', под предполагаемый мотор ''Ветерок-12''. Переворошив кучу литературы, решил взять за основу лодку, описанную в статье ''Наша автомобильная моторка'' (''КиЯ'', №159), и слегка изменить обводы. В отличие от описанной там лодки из фанеры, мне показалось много проще изготовить ее из алюминиевых листов, к тому же достать их не составило большого труда. На днище пошли листы дюралюминия толщиной 1.7 мм, на борта - листы сплава АМг-5 толщиной 1.5 мм, на набор - алюминиевый уголок 25?25?2 мм. Опыта строительства лодок не было никакого.

Общий вид корпуса.

Типовые узлы конструкции корпуса.

А - узел киля. 1 - кильсон, дерево 40х100; 2 - шпилька М6, соединяющая кильсон с килем; 3 - накладка, соединяющая два флортимберса 5; 4 - обшивка; 6 - брусковый киль, дерево с дюралевой коробкой; 7 - шуруп.

Б - узел скулы. 1 - топтимберс; 2, 6 - обшивка; 3 - кница с фланцем по низу; 4 - прокладка; 5 - скуловой стрингер; 7 - флортимберс.

Работа началась с покупки широкой сосновой доски толщиной 50 мм. Разметив на ней профиль, на деревообрабатывающем станочке за один вечер выстругал киль будущей лодки и положил его на ровный пол, придавив грузом, чтобы не повело при сушке. Затем, начертив очертания шпангоутов на бумаге в натуральную величину, приступил к их изготовлению. Гибка уголков оказалась практически невозможной (алюминий трескался), поэтому шпангоуты пришлось изготовить из прямых отрезков уголка с косынками на заклепках. Шпангоуты прикрепил шурупами к килю, затем приклепал к ним стрингера. Перевернул получившийся каркас вверх дном и положил сверху дюралевый лист продольной половины днища. Закрепил его к набору на плоском участке (от кормы) винтами М4 с гайками, и подтягивая его постепенно от миделя к носу получил плавные обводы. Обчертил контур. Сняв затем лист, обрезал шлифмашинкой (''болгаркой'') кромки и получил точную выкройку половинки днища, по которой сделал и вторую его часть.

Приклепывал днище к каркасу дюралевыми заклепками 4?8 с шагом 35 мм через прокладку из трех слоев липкой ленты ПВХ 0.3?20 мм. Проблема возникла при обжатии листа в носовой части - лист изгибался волнами. Вышел из положения тем, что положил под шпангоуты криволинейные деревянные подкладки. В итоге форма днища получилась даже лучше. С бортовыми листами в этом плане было проще.

Поскольку клепать обычными заклепками борта одному было неудобно, пришлось купить заклепочник-клещи и комбинированные импортные заклепки 4?10 мм. После клепки прогерметизировал швы обшивки шпаклевкой из эпоксидного клея и алюминиевой пудры. Расчетный вес ''Синильги'' без банок и настила составлял около 57 кг. Изготовленные в спешке банки и пайол дали 15-18 кг лишних (к следующему году планирую их заменить на более легкие из фанеры).

ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТ

Линия

№ шпангоута
1/2
1
2
3
4
5
6
Тр
 
Высоты от ОЛ, мм
Борт - Б
547
550
555
560
552
516
473
430
Скула - Ск
375
306
204
111
62
47
33
21
Киль - К
125
57
27
12
6
0
0
0
 
Полушироты от ДП, мм
Борт - Б
463
558
660
685
685
685
685
685
Скула - Ск
267
378
522
573
579
585
585
585

При нагрузке один рулевой плюс 15 кг груза максимальная скорость составила 38 км/ч. При нагрузке два человека лодка выходила на глиссирование с трудом, однако скорость упала не намного - до 34 км/ч. При нагрузке рулевой плюс два пассажира скорость упала в два с лишним раза и составляла 15 км/ч.

Приятно удивили прекрасная маневренность и в то же время устойчивость на курсе: можно было на полминуты бросать румпель и лодка шла при этом, не меняя курса; разворот на полном ходу удается совершать почти на месте.

Несколько разочаровал мотор ''Ветерок-12'' - прожорливостью и затрудненным запуском. Да и недостаточна для нашей ''Синильги'' его мощность: в самый раз был бы, пожалуй, осваиваемый уже столько времени ''Ветерок-20'', но где он?

Сейчас, после сезона эксплуатации, я бы уменьшил высоту борта на 40 мм, а ширину лодки - на 100 мм, деревянный кильсон заменил бы на гнутый из алюминиевого тавра. Толщину обшивки также можно снизить до 1.5 мм на днище и 1.2 мм на бортах. Напрашивается и небольшое уменьшение ширины от миделя к корме. Вес лодки составил бы при этом 40-45 кг.

Думаю, что желающие сделать подобную лодку найдутся. Помимо такого преимущества, как малый вес (втроем мы без проблем переносили ''Синильгу'' на руках на 50-100 м), привлекают и небольшие затраты на материалы и инструмент (около 2.5 тыс. рублей).

Хотелось бы почаще читать на страницах журнала об опыте постройки и эксплуатации судов энтузиастами.

Н. Созонов, г.Тюмень

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку