Хочу поделиться опытом постройки легкой моторной лодки, на мой взгляд, довольно удачной.
С детства увлекаюсь рыбалкой, приобщил к ней приятелей. Практически все выходные, свободные от неотложных дел, стараемся проводить на природе. Водоемов в окрестностях нашей Тюмени много, но любимое место находится далековато. Добирались до него обычно сначала на машине, а потом, оставив ее в деревне у знакомых, плыли 10-15 км по реке на байдарке.
Идея самому построить моторную лодку пришла мне в голову в прошлом
году, после тяжелой двухчасовой борьбы со встречным ветром и течением.
В принципе, лодку можно было купить в магазине, но платить 15-20 тысяч
рублей за имевшиеся там корытообразные изделия не было никакого желания.
В голове вырисовывалась трехместная 3.3-метровая лодка весом не более
60 кг, чтобы перевозить на багажнике ''Нивы'', под предполагаемый мотор
''Ветерок-12''. Переворошив кучу литературы, решил взять за основу лодку,
описанную в статье ''Наша автомобильная моторка'' (''КиЯ'', №159), и
слегка изменить обводы. В отличие от описанной там лодки из фанеры,
мне показалось много проще изготовить ее из алюминиевых листов, к тому
же достать их не составило большого труда. На днище пошли листы дюралюминия
толщиной 1.7 мм, на борта - листы сплава АМг-5 толщиной 1.5 мм, на набор
- алюминиевый уголок 25?25?2 мм. Опыта строительства лодок не было никакого.
Общий вид корпуса. |
Типовые узлы конструкции корпуса. |
А - узел киля. 1 - кильсон, дерево 40х100; 2 - шпилька М6, соединяющая кильсон с килем; 3 - накладка, соединяющая два флортимберса 5; 4 - обшивка; 6 - брусковый киль, дерево с дюралевой коробкой; 7 - шуруп. |
Б - узел скулы. 1 - топтимберс; 2, 6 - обшивка; 3 - кница с фланцем по низу; 4 - прокладка; 5 - скуловой стрингер; 7 - флортимберс. |
Приклепывал днище к каркасу дюралевыми заклепками 4?8 с шагом 35 мм через прокладку из трех слоев липкой ленты ПВХ 0.3?20 мм. Проблема возникла при обжатии листа в носовой части - лист изгибался волнами. Вышел из положения тем, что положил под шпангоуты криволинейные деревянные подкладки. В итоге форма днища получилась даже лучше. С бортовыми листами в этом плане было проще.
Поскольку клепать обычными заклепками борта одному было неудобно, пришлось
купить заклепочник-клещи и комбинированные импортные заклепки 4?10 мм.
После клепки прогерметизировал швы обшивки шпаклевкой из эпоксидного
клея и алюминиевой пудры. Расчетный вес ''Синильги'' без банок и настила
составлял около 57 кг. Изготовленные в спешке банки и пайол дали 15-18
кг лишних (к следующему году планирую их заменить на более легкие из
фанеры).
|
При нагрузке один рулевой плюс 15 кг груза максимальная скорость составила 38 км/ч. При нагрузке два человека лодка выходила на глиссирование с трудом, однако скорость упала не намного - до 34 км/ч. При нагрузке рулевой плюс два пассажира скорость упала в два с лишним раза и составляла 15 км/ч.
Приятно удивили прекрасная маневренность и в то же время устойчивость на курсе: можно было на полминуты бросать румпель и лодка шла при этом, не меняя курса; разворот на полном ходу удается совершать почти на месте.
Несколько разочаровал мотор ''Ветерок-12'' - прожорливостью и затрудненным запуском. Да и недостаточна для нашей ''Синильги'' его мощность: в самый раз был бы, пожалуй, осваиваемый уже столько времени ''Ветерок-20'', но где он?
Сейчас, после сезона эксплуатации, я бы уменьшил высоту борта на 40 мм, а ширину лодки - на 100 мм, деревянный кильсон заменил бы на гнутый из алюминиевого тавра. Толщину обшивки также можно снизить до 1.5 мм на днище и 1.2 мм на бортах. Напрашивается и небольшое уменьшение ширины от миделя к корме. Вес лодки составил бы при этом 40-45 кг.
Думаю, что желающие сделать подобную лодку найдутся. Помимо такого преимущества, как малый вес (втроем мы без проблем переносили ''Синильгу'' на руках на 50-100 м), привлекают и небольшие затраты на материалы и инструмент (около 2.5 тыс. рублей).
Хотелось бы почаще читать на страницах журнала об опыте постройки и эксплуатации судов энтузиастами.
Н. Созонов, г.Тюмень