ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ Доцент Л.В. Богданова Право подвергать людей самой
суровой И. Ганди В основе любого обучения лежит "гуманистическая психология" - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную, целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а открытую возможность "самоактуализации", присущей только человеку. Стремление спортсмена к Выявлению и развитию своих личностных возможностей предполагает наличие благоприятных условий в процессе тренировки. Овладение тренером техникой профессионального общения - задача весьма не простая и достаточно трудоемкая. В ее решении есть как теоретические, так и практические аспекты. Изучение теоретических проблем делового общения - необходимое, но недостаточное условие для осознания личных проблем и проблем взаимоотношений со спортсменами. Стремиться стать своего рода виртуозами общения, научиться понимать людей, знать правила и нормы взаимоотношений и, что наиболее важно, уметь использовать их в нашей профессиональной деятельности - важная задача для каждого специалиста. "Коммуникабельны ли Вы?" Этот тест позволит определить уровень вашей коммуникабельности. На вопросы следует отвечать, используя три варианта ответов : "да", "иногда" и "нет". 1. Вам предстоит деловая встреча, Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание? 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? 3. Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие необходимость вступать с докладом, сообщением или информацией на каком-либо совещании? 4. Вам предстоит Выехать в командировку в город, в котором Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек обращается к Вам с просьбой или просит ответить на какой-нибудь вопрос? 7. Верите ли Вы, что существует конфликт"отцов" и "детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли Вы напомнить своему знакомому о деньгах, которые он занял несколько месяцев назад? 9. В кафе или ресторане Вам дали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не захотите вступить с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? 13. У Вас собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких "чужих" мнений Вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-либо в "кулуарах" явно ошибочную точку зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать? 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе, если это не имеет отношения к вашей работе? 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Ключ к тесту. Ответы "да"- 2 балла; "иногда"- 1 балл; "нет"- 0 баллов. Интерпретация результатов . От 30 до 32 баллов - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует группоВых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. От 25 до 29 баллов - Вы замкнуты, неразговорчиВы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость ноВых контактов если не ввергают Вас в панику, то надолго Выводят из состояния равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не надо ограничиваться только недовольством - в вашей власти преодолеть эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы "вдруг" приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. От 19 до 24 баллов - Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. НоВые проблемы Вас не пугают и всё же с ноВыми людьми Вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших Высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы. От 14 до18 баллов - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпелиВы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения, без неприятных переживаний идете на встречу с ноВыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные Выходки и многословие Вызывают у Вас раздражение. От 9 до13 баллов - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчиВы, любите Высказываться по разным вопросам, что, бывает, Вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с ноВыми людьми, стараетесь никому не отказывать в просьбе, хотя не всегда можете ее Выполнить. Иногда вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать. От 4 до 8 баллов - Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут Вызывать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами! От 3 баллов и менее - ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорлиВы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием. Основные приемы овладения тренером культурой общения с юными спортсменами Отношения тренера и его подопечных складываются определенным образом в каждом конкретном коллективе. Однако практика обучения Выработала определенные специфические методы и приемы культуры педагогического общения, используя которые тренер легче добьется своих целей, не испытывая при этом душевного дискомфорта: - вместо того чтобы осуждать обучаемого, постарайтесь его понять; - искренне признавайте все хорошее в учениках; - чаще ставьте себя на место своих подопечных. В основе рекомендуемых приемов лежит убеждение автора в том, что любая критика, осуждение человека наносят удар по его представлениям о себе, ранят драгоценное для него чувство собственного достоинства. На любую вашу агрессию ученик отвечает репрессией. Всегда надо помнить, что тренер сам проецирует отношение ученика к себе как к личности. Вместо осуждения постарайтесь понять, почему спортсмен ведет себя таким образом? Он не должен быть объектом воспитания. Тренер может критиковать поступки, но ни в коем случае не личность. Это губит творческую активность и понижает самооценку. Десять главных заповедей для спортсмена, как стать еще удачливее. 1. Всегда и везде жди от себя только больших и маленьких побед. 2. Если на тебя свалился успех, сделай всё, чтобы все об этом узнали и убеждай себя в том, что это закономерность. 3. Будь во всем последовательным и принципиальным. 4. Никогда не действуй напролом. По возможности придерживайся советов старших и старайся прислушиваться к ним. 5. Проверяй себя, свои способности и не стремись избегать трудных ситуаций, постарайся их преодолевать. 6. Никогда не заостряй внимания на своих бедах и неприятностях, постарайся избегать мыслей о них. 7. Анализируя конфликт, не пытайся свалить вину на другого - лучше посмотри на себя и подумай, что сделать, чтобы наладить отношения со значимым для тебя собеседником. 8. Относись ко всему серьезнее, но позволяй себе прислушиваться к своим мыслям и чувстВам. 9. Не рассматривай неудачу как окончательное поражение и больше работай над собой. 10. Научись любить себя и чаще хвалить! Поговорим немного о том, как тренеру Выбрать правильную дистанцию общения. От этого зависит 90% успеха в любом общении, а уж тем более в педагогическом: - дистанция может меняться в зависимости от пола и возраста спортсмена; - обучаемые обычно стараются Выбрать большую психологическую дистанцию общения по отношению к тренеру, так как его положение и полномочия Выше; - тренер иногда создает ситуации, при которых нарушается и не регулируется общая со спортсменом психологическая дистанция общения; - большую роль в успешности общения может также играть стол, который подсознательно связывается нами с Высоким положением и властью. Поэтому, если Вы хотите уменьшить психологическую дистанцию и Вызвать спортсмена на задушевную беседу, не ведите ее через стол, поскольку именно он порой становится барьером в таком общении и мешает Выйти за рамки официального, как бы увеличивая расстояние в нашем восприятии; - установление личного контакта в этом случае почти невозможно, а настроить собеседника против себя очень легко. Но вот улыбка в данном случае - универсальное средство налаживания контакта; - если Вы во время разговора приближаетесь к спортсмену, Вы располагаете его к себе и, Высказывая свою просьбу, добьетесь желаемой цели беседы. Конфликты в коллективе и их разрешение. Немалого можно добиться строгостью, многого - любовью, но всего больше - знанием своего дела и справедливостью, невзирая на лица. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |