|
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Профессор А.В. Медведь На протяжении последних десятилетий Международная федерация борьбы ведет работу по повышению зрелищности и динамичности соревновательных поединков. Постоянно идет совершенствование правил соревнований. К соревновательной деятельности борцов предъявляются требования, предусматривающие ведение активных наступательных действий и выполнение значительного количества приемов на протяжении всего поединка. Это предъявляет более высокие требования к уровню развития физических качеств, к технической подготовке спортсменов и предполагает повышение интенсивности тренировочного процесса. Анализ научно-методической литературы показал, что затронутый вопрос изучен недостаточно. В источниках есть информация о влиянии интенсификации тренировочной работы на развитие физических качеств [3]. Но не изученным остается воздействие повышения интенсивности тренировочного процесса на техническую подготовку борцов, параметры интенсификации нагрузки. В связи с вышесказанным целью работы было изучение влияния повышения интенсивности тренировочной работы на техническую подготовку спортсменов и определение показателей интенсификации учебно-тренировочного процесса. Для решения поставленной задачи использова лись такие методы исследований, как анкетный опрос, изучение планов подготовки, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Повышение интенсивности тренировочного процесса должно осуществляться в годичном цикле подготовки и охватывать различные этапы подготовительного и соревновательного периодов. Наиболее важной является интенсификация подготовки спортсменов на различных этапах соревновательного периода, так как она представляет собой заключительное звено подведения борцов к соревнованиям. Для планирования интенсивности и объема тренировочной работы большой интерес представляет разработка интенсификации подготовки в микроциклах промежуточного этапа, являющегося началом соревновательного периода. В научно-методической литературе есть рекомендация по планированию специальной подготовки в соревновательном периоде [4]. Она заключается в предложении высококвалифицированным спортсменам выполнять специальную работу в объеме 60% от общего объема тренировочной нагрузки. Других рекомендаций по соотношениям средств ОФП и СФП нет. В литературе отсутствуют данные о величине объемов специальной тренировочной работы различной направленности. Проведенный анкетный опрос специалистов и спортсменов, изучение планов подготовки показали, что в практической подготовке 74% опрошенных объемы СФП и ОФП планируют в соотношении 60:40%. На работу анаэробной направленности отводилось 20% (1% - алактатная, 19% - гликолизная) от общего объема специальной работы, на нагрузки анаэробно го-аэробного характера - 25%, на тренировочную работу аэробной направленности - 55%. Объем тренировочной работы в микроциклах соревновательного периода составляет 260 - 280 мин. Промежуточный этап в соревновательном периоде является поддерживающим, т.е. сохраняющим высокий уровень развития анаэробных и аэробных систем энергообеспечения, физических качеств. Поэтому во избежание отрицательного воздействия интенсификации на аэробные процессы энергообеспе чения и определения оптимального повышения интенсивности тренировочной работы был проведен предварительный эксперимент. Спортсмены выполняли тренировочную работу со следующей структурой нагрузки: анаэробная направленность - 40% от общего объема тренировочной работы, анаэробно - аэробная - 35%, аэробная - 25%. Проведенное тестирование показало негативное влияние данных параметров на аэробные системы энергообеспечения, что позволило предложить увеличение интенсивнос ти тренировочной работы путем повышения объема анаэробной работы до 30% (1% - алактатная, 29% - гликолизная) от общего объема специальной работы, повышения анаэробно - аэробной нагрузки до 30%, аэробной - до 40%. Специальную подготовку необходимо планировать в объеме 60% от общего объема тренировочной работы, ОФП - 40%. С целью определения влияния интенсификации учебно-тренировочного процесса на техническую подготовку борцов был проведен педагогический эксперимент. Для этого была сформирована группа спортсменов из двенадцати человек. Возраст членов группы - 19-20 лет, квалификация - кмс. Педагогический эксперимент проводился в два этапа (продолжительность каждого этапа четыре недели). Исследования осуществлялись по принципу последователь ного эксперимента, что предусматривает доказатель ство гипотезы путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения в той же группе. На первом этапе тренировочная работа планировалась по показателям, применяемым в практической работе. На втором этапе тренировочный процесс строился по предложенным параметрам. Показатели технической подготовленности спортсменов
Для определения технической подготовленности борцов в начале и в конце каждого этапа проводились соревнования. Спортсмены боролись между собой по круговой системе. Техническая подготовленность исследовалась путем применения метода педагогических наблюдений. Регистрировалось количество приемов, проводимых в соревновательных поединках. Результаты исследований представлены в таблице. Они говорят о том, что на первом этапе начальный средний показатель количества проводимых в схватках технических действий составил 4,5. В конце первого этапа у всех спортсменов экспериментальной группы наблюдается повышение количества проводимых технических действий. Средний групповой показатель составил 5,3 приема. На втором этапе в начале эксперимента средний показатель равнялся 4,6 приема. Сопоставляя начальные результаты педагогического наблюдения на первом и втором этапах, следует отметить статистически недостоверное различие (р>0,05) между ними. В конце второго этапа отмечено увеличение количества технических действий, проводимых в поединках всеми спортсменами. Средний показатель составил 6,0. Сопоставляя конечные результаты исследований на первом и втором этапах необходимо отметить статистически достоверный более высокий (р < 0,01) прирост количества действий, проводимых на втором этапе. Это говорит о том, что тренировочная работа на втором этапе способствова ла более эффективному совершенствованию технической подготовленности спортсменов. Важность разработки интенсификаций промежуточного этапа для планирования тренировочной нагрузки в соревновательном периоде разделяет и М.Г. Окрашидзе [2]. Он считает, что показатели тренировочного процесса на данном этапе являются основой, ориентиром для эффективного планирования нагрузок в соревновательном и подготовительном периодах. Следует остановиться и на единстве мнений, высказанных учеными [4] и практиками об объемах средств ОФП и СФП, подтверждающих оптимальность используемых параметров. Выявленное поло жительное влияние интенсификации тренировочной работы на техническую подготовленность спортсменов раскрывает новые возможности воздействия на совершенствование техники борцов, дополняет имеющуюся в литературе информацию о повышении эффективности совершенствования технической подготовки путем использования специальной скоростно-силовой работы [1]. Предложенные параметры повышения интенсивности тренировочной работы будут изменяться в процессе дальнейшего совершенствования системы подготовки спортсменов. В итоге проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1. Интенсификация учебно-тренировочного процесса способствует более эффективному совершенствованию технической подготовленности борцов. 2. Повысить интенсивность тренировочной работы в соревновательном периоде на промежуточном этапе можно, планируя следующие параметры тренировочной нагрузки: - тренировочная работа анаэробной направленности - 30% от общего объема специальной нагрузки; - тренировочная работа анаэробно-аэробной направленности - до 30% от общего объема специальной нагрузки; - тренировочная работа аэробной направленности - до 40% от общего объема специальной нагрузки. Литература 1. Мороз В.В. Эффективное повышение технических действий на основе повышения специальной скоростно-силовой подготовки борцов: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1983. - 24 с. 2. Окрашидзе М.Г. О современных тенденциях построения тренировочного процесса //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: ФиС, 1976, с. 44-48. 3. Рыбалко Б.М., Шахлай А.М. Интенсификация учебно-тренировочного процесса в связи с изменением регламента соревнований по борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: ФиС, 1986, с. 49-53. 4. Шепетюк М.Н. Методические рекомендации по подготовке сборных команд по спортивным видам борьбы. Алма-Ата, 1984. - 40 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |