НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ТРЕНАЖЕРНАЯ ТРЕНИРОВКА ДЗЮДОИСТОВ

Доктор педагогических наук, профессор А. А. Новиков
Доктор биологических наук, профессор Г. В. Кипор
Кандидат педагогических наук В. С. Ишков

Всероссийский научно"исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

В последние годы достижения в спорте реализуются практически на пределе возможностей человека, тем самым подчеркивая актуальность абсолютно всех сторон и механизмов подготовки спортсменов высшей квалификации и всех компонентов сложнейшей системы управления этими механизмами от момента отбора до периода проведения индивидуально ориентированных реабилитационных мероприятий. Иными словами, спорт не стоит на месте - он целенаправленно и планомерно развивается во всем своем многообразии, планки рекордов растут, и кажутся они фантастически высокими, поэтому достижения науки, обеспечивающей подготовку спортсменов, должны обосновываться данными фундаментальных исследований. Кроме того, тренерское умение и талант становятся искусством в сочетании со знанием современных технологий влияния на человеческий организм. Таким образом, сегодня мы стоим на пороге изменений в методике подготовки спортсменов. Разумеется, и в единоборствах прослеживаются аналогичные тенденции, оказывающие влияние на разработку нового комплексного базисного похода, позволяющего наиболее эффективные способы и системы свести воедино в общий процесс достижения максимально возможного спортивного результата [1, 4].

В настоящие время, наблюдая за работой тренеров, мы не видим применения новых технологий в тренировочном процессе. На занятиях царят порядок, организованность, но почти нет индивидуальной работы с талантливейшими спортсменами по становлению их неповторимого стиля борьбы, целевой подготовке борцов к встречам с конкретными или с потенциальными соперниками с учетом анализа характера подготовленности последних, победа над которыми гарантирует рост индивидуального мастерства и соответствует победе на крупнейших соревнованиях. Не видно, чтобы со "звездой" российского дзюдо одновременно работали 2 - 3 тренера с 2 - 3 спарринг-партнерами по индивидуальному для данной тренировки конспекту. Кроме того, со спарринг-партнером невозможно повторить один и тот же эпизод схватки. Партнер постоянно вносит коррективы в тот или иной эпизод. Оценить сдвиг (прогресс) в овладении этим элементом невозможно, это можно сделать только с помощью тренажера. Очень слабо применяются технологии индивидуально ориентированного психологического, психофизиологического, технического и физического подходов, компьютерного обеспечения, позволяющего отслеживать все многообразие факторов наиболее эффективного воздействия на тренировочный процесс, с применением специальных стендов для каждого спортсмена высшей квалификации. Наконец, для внедрения в тренировочный процесс такой комплексной системы совершенствования уровня подготовленности спортсмена нужно думать и о степени квалификации и подготовки тренерского состава.

Приступая к изложению принципов подготовки спортсменов, готовящихся штурмовать мировые и олимпийские вершины, попытаемся сформулировать хотя бы часть общей проблемы в области тактико-технической подготовленности. Как правило, их подготовка должна концентрироваться на овладении (и достижении превосходства!) достаточно узким спектром действий в трех фундаментальных тактико-технических составляющих борьбы:

1. Во время захвата.

2. Во время применения действия, выводящего соперника из равновесия, тем самым "пробивающего" его защиту и создающего удобную стартовую динамическую ситуацию, открывающую путь к реализации атакующего действия и разрушающую его атакующее действие.

3. Во время выполнения приема.

При этом фундаментальные, узкоспециализированные действия борца, например захват, рывок и один бросок, будут подкреплены высочайшим уровнем специальной физической подготовленности к выполнению избранных действий.

Разумеется, общий технический арсенал в области захватов велик, и перечислять его нет смысла: ни один борец никогда всем арсеналом захватов (в сочетании с мастерством взятия срыва, перевязки, перехватов) владеть не будет. Но один захват, усилив его связками, элементами и специальной физической готовностью, он сможет развить, да так, что равных ему в силе и исполнительском мастерстве в мире не будет.

Фактически один из множества захватов, отточенный до совершенства и превращенный в "орудие наступления и защитную броню", всегда поднимал борца над тысячами соперников.

Не меньших успехов добиваются борцы, использующие для той же цели способы тактической подготовки, которые могут заставить соперника потерять устойчивость, а затем быть пойманным на бросок.

История борьбы уже знает своих Великих спортсменов, броски которых были известны и неотразимы. Великие не стремились овладеть всем, что есть в технико-тактическом арсенале борьбы, а если и стремились, то боролись, особенно в решающих схватках, только используя доведенный до фантастического совершенства свой избранный арсенал (далее "технический паттерн"), т. е. тем, к чему были предопределены природой, своими избранными действиями.

Общий вывод из вышесказанного может быть сформулирован следующим образом: готовому мастеру, нацелившемуся на наивысшие достижения в борьбе, тренируясь, ни к чему совершенствовать всё, иногда это даже может дать отрицательный результат, так как не позволит вскрыть наиболее эффективный технический паттерн. Надо выбрать то малое, в чем ты способен превзойти других, чтобы ни один из сильнейших борцов мира не мог противостоять тебе именно в части, касающейся исполнения элементов твоего индивидуального технического паттерна.

Попробуем провести анализ: почему подготовка борцов в настоящее время не учитывает перспективы? Почему борцы тренируются по старинке, а порой даже и уступая старине? Что мешает, например в масштабах России, опередить мировое дзюдо и не терять передовых позиций в течение ближайших десятилетий? Главная сложность перехода в будущее заключается в том, что необходимо многократно увеличить временной объем узконаправленного совершенствования индивидуального мастерства. Необходимо увеличить количество избранных действий технического паттерна (будь то бросок, захват или выведение соперника из равновесия) за один и тот же отрезок времени в сравнении с днем вчерашним.

Эта проблема влечет за собой определенную последовательность очевидных и скрытых трудностей и препятствий.

Во-первых. Где найти партнера, который согласится на себе ставить, отрабатывать и совершенствовать захват по 700 и более часов в год? Где тот партнер, который согласится отрабатывать на себе столь высокую и инертную для него нагрузку? Ни один партнер не может выдержать такого количества воздействий из-за высокой вероятности получения травмы и тягостного ощущения от безвозвратно потерянного для него самого времени. Поэтому хотелось бы сразу подчеркнуть, что совершенствование приемов возможно только на базе заранее продуманной комплексной системы специализированных тренажерных устройств, позволяющих адекватно развивать и совершенствовать индивидуальный технический паттерн.

Для подготовки сборных команд России нужно сразу несколько специализированных залов - полигонов, оборудованных дзюдоистскими тренажерами, вплоть до тренажеров, рассчитанных и адаптированных индивидуально для каждого ведущего спортсмена.

Во-вторых. Специалистам по дзюдо, тренерам и спортсменам придется не только переосмысливать содержание и форму подготовки, начиная с многолетнего планирования и составления конспектов на каждый день, а практически заново понять сущность подготовки, овладеть новым знанием, изменить самих себя.

В-третьих. Тренировки придется планировать и строить под каждого ведущего борца с последующим компьютерным или для начала хотя бы письменным анализом. Придется помочь спортсмену и в выборе элементов технического паттерна, и в психологическом переосмыслении сущности тренировочного процесса.

В-четвертых. Тренерам и спортсменам придется, напрягая память, с абсолютной точностью выхватывать из архива поединков отдельные элементы приемов и по правилам борьбы воссоздавать на соответствующем тренажере возможности реализации модели тренировочного процесса с включением элементов технического паттерна.

В-пятых. Борцам придется тренироваться так же много и интенсивно, как тренируются 11-14-летние девочки из сборной России по художественной гимнастике.

В-шестых. Возможно, понадобится значительная переподготовка тренеров, готовых переносить режимы нагрузок, по объему не намного меньшие, чем у спортсменов.

Теперь попытаемся найти ответ еще на один из многочисленных вопросов: возможна ли в России борьба будущего уже сегодня? Все же хочется дать утвердительный ответ. Для этого необходимо собрать в оборудованном центре профессиональных тренеров-энтузиастов, помочь им разобраться в тренажерной подготовке. Собрать тех, кто может и достоин завоевать олимпийское золото.

Итак, о системе подготовки дзюдоиста будущего, приступить к обсуждению которой следует уже сегодня. В первую очередь это проблема идеологии, кроме того, очень важно предусмотреть и соответствующую финансовую поддержку. Однако все эти вопросы остаются зависимыми от механизмов управления, понимания и мотивации тренерского состава, спортсменов и спортивных организаторов, нацеленных на завоевание в российском дзюдо золотых олимпийских наград в большинстве весовых категорий.

Наши шансы с учетом достигнутого на сегодняшний день приоритета несколько выше по следующим причинам:

1. Уже имеются специализированные тренажеры [1, 2].

2. Разработаны методики и технологии подготовки единоборцев с применением тренажерных средств [1, 2].

Уже два этих фактора можно рассматривать в качестве основополагающих для достижения преимущества в подготовке спортсменов высшей квалификации в единоборствах.

Сущность системы тренажерной подготовки состоит в том, что, не отрицая и не заменяя ничего в сложившейся современной подготовке борцов, она не нацеливает на совершенствование у дзюдоиста абсолютно всех технических действий. Суть подхода заключается в том, что у состоявшегося мастера татами совершенствуется до наивысшей степени подготовленности всего-навсего одно (или ограниченное число) действие или качество, которое (которые) у него особенно сильно развито, т. е. практически совершенно по всем критериям оценки эффективности. Мы называем это "индивидуальным техническим паттерном". Совершенствование производится симметрично в обе стороны, минимум при двухразовом контроле за тренировку на персональном компьютере с программой для билатерального тестирования параметров сенсомоторной реакции. Иными словами, параметры билатерального тестирования позволяют количественно выбрать компоненты индивидуального технического паттерна и в дальнейшем довести их исполнение до совершенства.

В целом программа предназначена для количественной оценки функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга и позволяет провести целенаправленное обучение навыкам релаксации и мобилизации на преодоление экстремальных нагрузок, а также осуществить тренинг с целевой установкой на доминантность левого или правого полушария или, наоборот, на симметричность (в зависимости от конкретной задачи) с применением принципа обратной биологической связи на уровне обеих полушарий с мобилизацией нескольких анализаторных систем.

Благодаря глубокой специализации эффект может быть достигнут в наименьшие сроки - от нескольких лет, до 5-6 месяцев. Рассмотрим лишь несколько демонстративных примеров, для того чтобы более глубоко проникнуть в идеологию предложенного подхода подготовки и оценить возможности более высокой результативности применения специализированных комплексов тренажеров:

1. Большинство спортсменов-единоборцев ощущают потребность в развитии ловкости, гибкости. Конечно, можно выполнять акробатические упражнения на ковре и на батуте, гимнастические - на снарядах гимнастов, но целесообразнее те же качества развивать на дзюдоистских тренажерах, т. е. параллельно совершенствуя специальные технические действия (например, на "рукоходе" [1]. Развивать суперловкость можно на "плавающем татами" [1], где, выполняя броски, придется просто творить чудеса ловкости.

2. На тренажерах эффективнее ставится бросковый взрыв - подбив в приёме. Его мощь тренируется за счет регулируемого резиновыми эспандерами противодействия [1, 2].

3. Тренажерная тренировка позволяет развивать у борца атакующие спурты, но не за счет беговых рывков по стадиону на 30 м или взбегания на крутой пригорок. Специализированные спурты совершенствуются на тренажерах, где можно добиться имитации защитной реакции главного соперника на татами. В этом случае тренируются способность разрушать защиту соперника множественными атаками, специализированное мастерство разбивать защиту, отдельно избранного соперника.

4. На тренажерах создаются благоприятнейшие возможности для наращивания спарринговой и турнирной выносливости. Борьба в этом случае протекает в условиях сброса психологической нагрузки, что присутствует в любой, даже учебно-тренировочной, схватке с соперником, когда борцы "заводятся и просто бьются". Тренажер дает возможность четко сосредоточиться на становлении именно выносливости.

5. Тренажерная подготовка - это безболезненное увеличение в несколько раз временных, а главное, специализированных объемов подготовки. После адаптационного периода в этом направлении борец может значительно увеличить продолжительность тренировки до 8 и более часов в день.

6. Благодаря включению в подготовку тренажеров у борцов полностью исчезают апатия и хроническое утомление, изнуряющая проблема лишнего веса.

7. С помощью тренирующей и контролирующей программы "Билатеральное тестирование параметров сенсомоторных реакций" [2, 3] у спортсмена целенаправленно совершенствуется функциональная симметрия, устраняется превалирующая доминантность одного полушария. Спортсмен в автоматическом режиме выходит на "пик формы", постоянно улучшая при этом быстроту принятия решения (что количественно оценивается по системокомплексу параметров билатеральных сенсомоторных реакций).

При всем этом практически отсутствуют какиелибо препятствия в развитии предложенной идеологии, которая может изменить концепцию обеспечения подготовки спортсменов высшей квалификации. Нет ничего сложного в конструировании и установке персональных тренажеров для целевой подготовки перспективного борца. Что такое персональный тренажер в сравнении с ценностью золотой награды для России? Не много потребуется времени и средств для того, чтобы оборудовать несколько залов индивидуальными тренажерами, предназначенными для совершенствования избранного приема в условиях, по сложности превосходящих условия соревновательной схватки. Взяться за это не поздно даже за один год до Олимпиады, ибо надо совершенствовать не весь арсенал борьбы, а хотя бы одно-единственное избранное действие, которое на индивидуальных тренажерах усиливается в 3 - 5 раз всего за 5 - 6 месяцев занятий.

Литература

1. Волосов В. Тренажерная подготовка дзюдоиста. - Кстово: ОАО "Кстовская типография". 2002. - 88 с.

2. Ишков А.В. Подготовка единоборцев в боевом самбо с использованием технических средств: Канд. дис. М., 2004. - 207 с.

3. Кипор Г.В., Ишков А.В. и др. Проблемы индивидуального подхода к оценке скоростно-силовой подготовленности в единоборствах (на примере параметров сенсомоторных реакций) // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 10, с. 34 - 38.

4. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. М., 2003. - 197 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: