СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА


Российская Государственная Академия
физической культуры
Гуманитарный Центр "СпАрт"

 

 

Серия


СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА:
теоретические концепции и прикладные программы


Выпуск восьмой

 

ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

 

 

Москва - 1997


Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сборник./Сост. и ред.: академик РАО Кузин В.В., доктор философских наук В.И.Столяров. - Москва.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997. - 215 с. ("Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы". Выпуск восьмой).

 

 

Сборник "Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами - восьмой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Восьмой выпуск посвящен необычайно важной и актуальной проблеме: нужен ли спорт и какие именно его формы инвалидам - лицам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности (таких людей в мире 450 миллионов, а в нашей стране каждый десятый человек - инвалид).

В работах, включенных в сборник, раскрываются вопросы организации и проведения новых и имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами.

Выпуск ориентирован в первую очередь на практических специалистов и ученых, работающих в области физического воспитания, лечебной физической культуры, спорта, культуры, организации досуга лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.

 

© В.И.Столяров, 1997


СОДЕРЖАНИЕ

К читателям 5
Эрнст ван Аакен (США)
Инвалидам нужен спорт!
8
В.И.Столяров, Т.И.Губарева, Е.А. Лубышев (Россия)
Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
13

Предисловие

13

I. Теоретико-методологические основы программы

15

II. "Спартианские" формы культурно-спортивной работы

24

2.1. Спартианские Игры

24

2.2. Спартианская школа

46

2.3. Спартианский Клуб

48

III. Опыт практической реализации программы

57

3.1. Первые шаги

57

3.2. Социально-педагогический эффект

60

IV. Спартианский путь самопреодоления (Вместо заключения)

65

Приложения

75
Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров (Россия)
Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП
117

Предисловие

117

1. Место иппотерапии в системе средств лечебно-оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов c ДЦП

122

2. Методика комплексного использования иппотерапии и спартианской программы

129

3. Лечебно-оздоровительный и социально-педагогический эффект комплексного использования иппотерапии и спартианской программы

143

Приложение

157
Ганзина Н.В, Губарева Т.И. (Россия)
Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП
174
Цейтлин Г.Я., Ларионова Н.Н., Губарева Т.И. (Россия)
Концепция и программа реабилитации детей с онкопатологией
187
Чесноков Н.Н (Россия)
Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики
190
Анни Бреггинс (Великобритания)
Ориентирование по тропам
200

Новые возможности

200

Что такое ориентирование?

201

Техника ориентирования

202

С чего начать

206

Расширьте горизонты ваших знаний

213

Соревнования по ориентированию по тропам

216

Для организаторов и составителей маршрутов

221

Для составителей карт

230
ЛИТЕРАТУРА 234

 


 

 

 

 

 

Серия
СПОРТ, КУЛЬТУРА, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ


ВЫПУСК ВОСЬМОЙ
Гуманистически ориентированные
формы физкультурно-спортивной
работы с инвалидами

 

Технический редактор Г.Ю.Фомичева
Корректор О.В.Майоров

 

Подписано в печать 4.09.97. Гарнитура Times
Объем 9 усл. п.л.   Тираж 1000 экз.
Заказ___________

 

Предприятие оперативной полиграфии "Принт Центр"
Сиреневый б-р, 4

К ЧИТАТЕЛЯМ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сборник "Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами - восьмой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

Восьмой выпуск посвящен необычайно важной и актуальной проблеме: нужен ли спорт и какие именно его формы инвалидам - лицам, имеющим ограниченные физические или интеллектуальные возможности (латинское слово invalidus означает бессильный, слабый).

Проблема поиска новых форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время.

В мире насчитывается примерно 450 млн. людей, которые в силу каких-то причин - из-за своей болезни, травмы и т.д. - стали инвалидами. В России свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия - их значительно больше. Несмотря на успехи медицины число лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями постепенно и неуклонно растет.

Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия и из-за существующей по отношению к ним апатии со стороны общества, отсутствия необходимых условий (общественного транспорта, лекарств и т.д.) превращаются в неполноценных членов общества.

Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. Эта проблема актуальна и с экономической точки зрения. Ученые подсчитали, например, что единица капиталовложений в реабилитацию детей-инвалидов окупается в 10-30-кратном размере. И это без учета потерь от временной нетрудоспособности родителей по уходу за больными детьми [Ваганов и др., 1994].

В период радикальных реформ российского общества необходимо принятие широких мер духовно-нравственного оздоровления, социально-экономической поддержки всех слоев населения. Но особенно важное значение эта проблема имеет для социально уязвимых категорий населения, к которым относятся в первую очередь инвалиды.

Анализ истории развития проблемы инвалидности в нашей стране свидетельствует о том, что общество, пройдя путь от идей физического уничтожения, неприязни, изоляции, до концепции привлечения к труду "неполноценных" людей, в настоящее время подошло к пониманию необходимости отойти от рассмотрения инвалидности как проблемы определенного круга неполноценных людей и представить ее как проблему, затрагивающую все общество в целом.

Специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, восстановления их работоспособности, социальной адаптации, реабилитации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не-инвалидами и т.д. Задачи эти крайне сложные и чтобы решить их, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, специалистов в области физической культуры и спорта, организации досуга и т.д.

В настоящее время особенно много внимания уделяется вопросам лечения различных заболеваний инвалидов и другим медицинским аспектам данной проблемы. Этим вопросам посвящена огромная литература. Они обсуждались на многих научных конгрессах, семинарах, симпозиумах. Например, в 1990 г. в Сент-Этьене состоялся медицинский конгресс по проблемам спорта для инвалидов.

Успешно решаются многие вопросы разработки и изготовления для инвалидов специальных технических средств, различных приспособлений и т.д. [см. Боровицкий, Иванов и др., 1988; Верхало, 1990; Дмитриев, 1993; Николаев, 1982 и др.].

Наряду с медицинскими и техническими аспектами все более активно разрабатываются педагогические и психологические аспекты проблемы. С начала XX столетия развивается специальная научная дисциплина психомоторика (она подразделяется на мотопедагогику и мототерапию), основная область применения которой - педагогическая работа с детьми, страдающими пороками физического или умственного развития [см. Decker, 1984]. В рамках анализа этих проблем значительное внимание уделяется вопросам формирования здорового образа жизни и физического воспитания инвалидов, их социальной реабилитации на основе использования физических упражнений и спорта [см. Айшервуд, 1991; Азарян, 1987; Григоренко и др., 1991; Дмитриев, 1993; Желенкова, 1989; Кудрявцев, Сыромолотов, 1987; Семенов, 1989; Сермеев, 1983; Шмельков,1981; Aaken,1991; Arnheim, Sinclair, 1977; Beck, 1977; Jochheim, 1984; Pichalski, 1983; Rieder,1991 и др.], спортивной тренировки лиц с физическими недостатками, их приспособляемости к тому или иному спортивному оборудованию [напр., Воронкин, 1969; Druvert, 1986], организации и проведения специальных Олимпийских игр для умственно отсталых [Кашин, Цой, 1990; Нечаева, Сыромолотов, 1988; Сахно, 1993]. Делаются попытки на основе определенных тестов определить пригодность тех или иных групп инвалидов к соревновательной деятельности [см. напр., De Potter, 1987] и на основе изменения правил спортивных соревнований сделать их более демократичными, гуманными, доступными для всех людей независимо от уровня их подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д. Иллюстрацией этого может служить изменение правил ориентирования, позволяющее участвовать в этом виде спорта людям с ограниченными возможностями передвижения [см. Бреггинс А., 1996]. В ряде стран разработаны широкие комплексные программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов [см. Башкирова, 1990, 1991; Нечаева, Сыромолотов, 1988].

Однако проблема выявления форм физкультурно-спортивной деятельности, которые наиболее пригодны для работы с инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, до сих пор относится к числу наименее разработанных проблем, касающихся инвалидов.

C учетом этой ситуации и составлен данный сборник.

Врач Эрнст ван Аакен (США), ставший в результате несчастного случая инвалидом, в статье "Инвалидам нужен спорт!", написанной в 1981 г. в связи с "годом инвалида" и помещенной в сборнике, обосновывает необычайно важную роль спорта для инвалидов.

В работе В.И.Столярова, Т.И.Губаревой и Лубышева Е.А. характеризуется спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая предусматривает использование новой, гуманистически ориентированной модели спорта в его интеграции с искусством в целях социальной реабилитации инвалидов. Анализируя опыт многолетней разработки данной программы, авторы уточняют ее основные положения, обсуждают вопросы организации Спартианских игр и клубов с участием инвалидов, анализируют первые итоги практической реализации программы.

В работе, авторами которой являются Г.В.Дремова, П.Л.Соколов и В.И.Столяров, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся иппотерапии: характеризуется ее место в системе средств лечебного, оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате (прежде всего вследствие ДЦП); излагается методика комплексного использования иппотерапии в сочетании со спартианской программой в целях социальной реабилитации инвалидов; предлагаются пути закрепления положительных сдвигов в реабилитации, достигнутых на основе иппотерапии, а также научные методы и тесты, позволяющие определить степень воздействия иппотерапии на физическое и психическое состояние инвалидов, лечебно-оздоровительный, реабилитационный и интеграционный эффект воздействия на них иппотерапии.

Органичным дополнением этой работы являются две последующие работы, авторы которых - Ганзина Н.В, Цейтлин Г.Я., Ларионов Н.Н., Губарева Т.И. (Россия) рассматривают возможность использования подвижных и спортивных игр, а также Спартианских игр в качестве средства социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП и детей с онкопатологией.

Завершает сборник работа Анни Бреггинс (Великобритания) "Ориентирование по тропам", которая освещает вопросы вовлечения инвалидов в такую новую, увлекательную и полезную для них форму физкультурно-спортивной активности, как ориентирование по тропам.

Литературные источники, на которые имеются ссылки в работах сборника, объединены в единый список литературы, который для читателя может служить библиографией по теме.

Сборник ориентирован в первую очередь на практических специалистов и ученых, работающих в области физического воспитания, лечебной физической культуры, спорта, культуры, организации досуга лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.

 

Ректор Государственной академии физической культуры,
президент Центральной Олимпийской академии,
академик РАО

В.В.КУЗИН

Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",
зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,
президент Координационного комитета спартианского
движения, профессор

В.И.СТОЛЯРОВ

Декан факультета, кандидат педагогических наук,
доцент

Н.Н. ЧЕСНОКОВ

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

1. Айшервуд М.М. (1991). Полноценная жизнь инвалида // пер. с англ. - М., "Педагогика".

2. Анастази А. (1982). Психологическое тестирование. М.

3. Андрианов В.А., Затекин А.И., Козюков Е.В. (1991). Организация восстановительного лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в Российской Федерации // Сб. "Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата", СПб. - с. 3-6.

4. Анохин П.К. (1978). Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука.

5. Апарин В.Е., Платонова В.А. (1983). Лечебная физкультура в комплексном этапном лечении, реабилитации и профилактике заболеваний легких у детей. - М.: Медицина.

6. Архипова Е.Ф. (1989). Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, с. 43-47.

7. Бадалян Л.О. (1984). Детская неврология. - М.: Медицина.

8. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. (1988). Детский церебральный паралич. Киев, "Здоровье".

9. Бальсевич В.К. (1988). Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС.

10. Башкирова М.М. (1990). Организация массовых соревнований среди инвалидов в разных странах мира: сравнительный анализ // Тезисы докладов Всес. научно-практич. конф.: Физическая культура и здоровый образ жизни (Севастополь, февр. 1990 г.). - М., с. 12-13.

11. Башкирова М.И. (1991). Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в зарубежных странах среди инвалидов, пользующихся колясками // Обзорная информаяф. - М.: ЦООНТИ, ФиС.

12. Белая Н.А. (1994). Справочник по массажу. М., Медицина.

13. Белова Г.И., Семенова К.А., Шамарин Г.И. (1984). Восстановительное лечение детей, больных церебральными параличами, в условиях санатория. - К.: Здоровье.

14. Боголюбов В.М., Улащик В.С. (1985). Механизмы физиологического и лечебного действия минеральных вод и лечебных грязей // Курортология и физиотерапия, т.1. - М.: Медицина, с. 285-316.

15. Бодажков М.В., Чабан А.С. (1990). Опыт использования средств физической культуры в комплексе мероприятий по реабилитации инвалидов // Тез. докл. Всесоюз. научно-практич. конфер.: Физическая культура и здоровый образ жизни (Севастополь, февр. 1990 г.) - М., с. 14-15.

16. Бойко А.Ф., Виноградов П.А. (1994). Какими будут наши внуки. - М.

17. Бондаренко Р.Б. (1980). О лечении детских церебральных параличей // Тезисы докл. Всесоюз. науч. конф., посвященной медицинской реабилитации и социальной адаптации. - М., с. 130-131.

18. Бортфельд С.А., (1971). Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина.

19. Бортфельд С.А. (1979). Точечный массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина.

20. Бортфельд С.А., Рогачёва Г.И. (1986). Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина.

21. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю. (1992). Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М.

22. Бурыгина А.Д. (1987). Восстановительное лечение больных детским церебральным параличом на бальнеогрязевом курорте: Автореф. дисс... докт. мед. наук. - М.

23. Ваганов Н.Н., Боровик Э.Б., Бондарь В.И. (1994). Концепция медико-социальной реабилитации детей, страдающих хроническими заболеваниями, часто болеющих детей и детей инвалидов // Вопросы курортологии физиотер. и лечебной физич. культ., N 6, с. 34-37.

24. Васичкин В.И. (1991). Справочник по массажу. - Л., Медицина.

25. Вербов А.Ф. (1966). Основы лечебного массажа. - М.: Медицина.

26. Вернер Дэвид. (1995). Реабилитация детей-инвалидов. Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками, работников местных служб здравоохранения и реабилитации. - М.: Филантроп.

27. Верхало Ю.Н. (1990). Использование технических средств для оздоровительно-реабилитационных занятий с инвалидами // Физич. культура в условиях производства: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практич. конф., Ростов-на-Дону, 20-22 ноября 1990 года. - М.: ВНИИФК, с. 27-28.

28. Вибрационный точечный массаж в комплексном лечении спастических форм детского церебрального паралича. - Томск, 1989.

29. Винник В.А. (1991). Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс... канд. пед. наук.- М.: ВНИИФК.

30. Виноградов Д., Зайцева В. (1993). Рыцари Спартианского Ордена // Медицинская газета, 6 октября, с. 5.

31. Виноградов Д. (1994). Спартианской тропой // Медиц. газета, 5 января.

32. Витензон А.С., Бравичев А.Н., Журавлёв А.М. (1974). Биомеханическая и иннервационная структура ходьбы больных с церебральными спастическими парезами нижних конечностей // "Травматология, ортопедия и протезирование", N2, с. 18-25.

33. Вишневский В.И. (1987). Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Дисс... канд. пед. наук. - М.

34. Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под общ. ред. Андрианова В.А. - СПб, 1991.

35. Гавриков А.Ю., Северина С.А. (1988). Физические упражнения для инвалидов с травмами спинного мозга (по материалам зарубежной печати) // Теор. и практ. физ. культ., N 3, с. 59-68.

36. Герцен Г.И., Лобенко А.А. (1991). Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: Медицина.

37. Гончарова М.Н. (1982). Основные принципы помощи детям с церебральными спастическими параличами. - М.

38. Гончарова М.Н., Гранина А.В. (1974). Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: Медицина.

39. Готтенданкер Р. (1982). Основы психологической экспертизы. - М.

40. Горбунов Г.Д. (1986). Психопедагогика спорта. - М.: ФиС.

41. Готтеданкер Р. ( 1982). Основы психологической экспертизы. - М.

42. Грандо А.А., Дмитриева З.Д. (1980). Реабилитация как один из методов профилактики длительной нетрудоспособности и инвалидности // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев, с. 30-32.

43. Гребешева И.И., Ананьева Н.А., Грибакин С.Г., Юрко Г.П. (1990). Ваш ребенок. - М.: Медицина.

44. Григоренко В.Г., Глоба А.И. (1991). Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга/ Метод. рекоменд. - М.: ФиС.

45. Губарева Т.И., Столяров В.И. (1996). Социально-педагогическое и оздоровительное воздействие Спартианских Игр на инвалидов // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сб. научных трудов и проектных материалов. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, с. 351-360.

46. Гутин А.Т. (1984). Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дисс. ... канд. пед. наук. - М.

47. Добровольская Т.А. (1989). Некоторые психологические факторы влияющие на социально-трудовую адаптацию инвалидов молодого возраста вследствие детского церебрального паралича // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации: Сб. науч. трудов. - М., с. 29-37.

48. Добровольская Т.А. (1991). Основные направления и методы реабилитационной психологической работы с инвалидами молодого возраста вследствие ДЦП // Сб. "Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича". - М., с. 112-120.

49. Дрёмова Г.В., Соколов П.Л., Самсонова С.В., Николаева И.И., Семикина С.С., Попова Е.Н. (1995). Иппотерапия в коррекции моторного дефицита у больных ДЦП: оценка эффективности и возможные механизмы лечебного воздействия // "Вестник практической неврологии", N 1, с. 85-86.

50. Дрёмова Г.В., Николаева И.И., Семикина С.С., Самсонова С.В., Соколов П.Л. (1994). Опыт использования хиппотерапии в коррекции двигательных расстройств у больных детскими церебральными параличами в поздней резидуальной стадии // Тез. докл. Всеросс. конф. по биомеханике, т. 2. - Н. Новгород, с. 143-146.

51. Дюкова Н.А., Лернва Н.П. (1985). Принципы использования лечебного и точечного массажа у детей с церебральным спастическим параличом // Реабилитация детей с ортопедическими заболеваниями и травмами. Новгород, с. 88-89.

52. Епифанов В.А., Коваленко Е.В. (1995). Медицинское обеспечение спорта у инвалидов // Ст. в журнале "Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры", №6, с. 47-48.

53. Жбиковский Я. (1994). Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов: Автореферат дисс... канд. педаг. наук. - М.

54. Желенкова В.П. (1989). Реабилитация инвалидов с поражением органов опоры и движения средствами физической культуры и спорта. - М.

55. Журавлев А.М., Перхурова И.С., Семенова К.А., Витензон А.С. (1986). Хирургическая коррекция позы и ходьбы при детском церебральном параличе. - Ереван.

56. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. (1981). Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина.

57. Иванов С.М. (1983). Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. - М.: Медицина. - 1983.

58. Изучение особенностей социальной интеграции инвалидов / Под общ. ред. Шабалиной Н.В. - М., ЦИЭТИН, 1991.

59. Инвалидность, ее профилактика и реабилитация инвалидов / Сб. научн. тр. Ленингр. НИИ экспертизы трудоспособности и орг. труда инвалидов. - Л., 1989.

60. Исанова В.А. (1993). Коррекция двигательных нарушений в поздней резидуальной стадии детского церебрального паралича: Дисс... канд. мед. наук. - Казань.

61. Калижнюк Э.С. (1982). Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы их коррекции. - М.

62. Калижнюк Э.С. (1987). Психологические нарушения при детских церебральных параличах. - К.: Вища школа.

63. Калижнюк Э.С., Шевченко Ю.С. (1985), Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах (клинико-психологи-ческое исследование) // Невропатология и психиатрия, N3, с. 416-421.

64. Камалов М.Х., Афанасенко Р.Ф. (1983). Соврем. аспекты реабилитации. - М.

65. Камсюк Л.Г. (1990), Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов // Педиатрия, N9, с. 5-10.

66. Каптелин А.Ф. (1986). Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. - М.: Медицина.

67. Кассирский Г.И., Воробьёв Р.И. (1988). Реабилитация в медицине // Сов. здравоохранение, N4, с. 22-26.

68. Катков В.Г., Штеренгерц А.Е. (1983). Физические методы лечения детей с поражением центральной нервной системы и нарушением функции опорно-двигательного аппарата. - К.: Здоровье.

69. Квирквелия М.В., Цверава Д.М. (1982). Райтен-терапия как метод лечебной физкультуры // Сб. 1-й съезд по спорт. медицине и лечебн. физкульт. ГССР, посвящ. 60-летию образования СССР, - с. 241-242.

70. Кириченко Е.И. (1987). Пограничные состояния интеллектуальной недостаточности у детей с церебральными параличами и задачи социальной реабилитации / В кн.: Тезисы II конфер., посвященной медицинской реабилитации больных ДЦП. - М., с. 275-277.

71. Кириченко Е.И., Калижнюк Э.С. (1983). Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Невропатология и психиатрия, N9, с. 1390-1394.

72. Ковалев В.В. (1985). Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина.

73. Кораблинов В.А., Гониянц С.А., Пономарчук В.А. (1993). Физическая культура и спорт глухих: методическое пособие. - М.

74. Коротков И.М. (1971). Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт.

75. Коррекция двигательных нарушений при детском церебральном параличе: Методические рекомендации. - М., 1987.

76. Костадинов Д., Краев Т. (1987). Криотерапия. - София.

77. Крутикова Э.Г. (1988). Роль анализаторов и их расстройств в социальной адаптации детей с детским церебральным параличом / В кн.: Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. - Л.,с.74-77.

78. Кудрявцев В.В., Сыромолотов Ю.С. (1987). Рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата. - Брянск.

79. Кулагина И.Е. (1993). Художественное движение (метод Л.Н.Алексеевой). - Нижний Новгород - Москва.

80. Куничев Л.А. (1985). Лечебный массаж. - К.: Выща школа.

81. Курбанова Д.У., Барская М.М. (1989). Комплексная медико-социальная реабилитация детей с церебральными параличами // Актуальн. вопр. физиотерап., курортологии и ЛФК . - Ташкент. - с. 40-42.

82. Лебедев Ю.А. (1992). Филиппова Л.В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. - Пермь: Изд-во Пермского университета.

83. Лебединский В.В., Спиваковская А.С. (1973). О применении иглотерапии в детском возрасте / В кн.: Проблемы патопсихологии. - М., с. 249-253.

84. Левченко И.Ю. (1984). Некоторые вопросы исследования личности больных детским церебральным параличом в связи с задачами их реабилитации / В кн.: Тезисы конфер. по детской психиатрии и неврологии. - Ташкент, с. 121-123.

85. Левченко И.Ю. (1986). Психологические исследования подростков, страдающих детским церебральным параличом: Автореф. дис... канд. психолог. наук. - Л.

86. Левченко И.Ю. (1991). Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. научн. тр. - М., с.21-44.

87. Левченкова В.Д. (1982). О нарушениях тонуса и построения движений у больных детскими церебральными параличами в форме спастической диплегии // Невропатол. и психиатрия", N10. - с. 43-46.

88. Лечебная гимнастика и массаж для больных ДЦП в ранней и хронически резидуальной стадии заболевания: Методические рекомендации. - М., 1981.

89. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под общ. ред. Каптелина А.Ф. -М.: Медицина, 1995. - с. 123-138.

90. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Челябинск, 1972, с. 11-19.

91. Лисицкая Т.С. (1988). Гимнастика и танец. - М.: Советский спорт.

92. Лубышева Л.И. (1992). Концепция формирования физической культуры человека - М. : ГЦОЛИФК.

93. Лурия А.Р. (1973). Основы нейропсихологии. М., с. 43.

94. Мамайчук И.И., Чавес Вэгас. (1991). Влияние типов семейного воспитания на формирование личности у детей с ДЦП / Сб. "Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата". - СПб. - с. 97-101.

95. Манович З.Х., Жуховицкий М.С., Дементьева Р.К. (1969). Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. - М.

96. Мартынов В.А. (1992). Социально-гигиеническое исследование роли семьи в реабилитации детей-инвалидов: Дисс... канд. мед. наук. - М.

97. Мартынов В.А. (1993), Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами страдающими ДЦП // Здравоохр. Росс. Федерации, N3. - с. 20-23.

98. Мастюкова Е.М. (1991). Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение. с. 5-7.

99. Махмудова Н.М. (1978). Детский церебральный паралич. - Ташкент: Медицина.

100. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Сб. под общ. ред. Селиванова Г.Д., Коротких Н.С. - М., ЦИЭТИН, 1991.

101. Меженина Е.П. (1966). Церебральные спастические параличи и их лечение. - Киев.

102. Милчева Д. (1986). Спорт для инвалидов. - София.

103. Мирзоева И.И., Бортфельд С.А., Городецкая Г.Ф., Данилова Е.И. (1972). Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетической формой церебрального паралича. - Л.

104. Мольская Н.Е. (1991). Санаторно-курортное лечение заболеваний нервной системе у детей. - Киев.

105. Мошков В.Н. (1982). Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. - М.: Медицина.

106. Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С. (1988). Организация физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов в некоторых зарубежных странах // Тезисы докл. Всес. научно-практич. конференции "Государство, спорт и мир" , Москва, 20-22 апреля 1988 г. , ч. 1. - М., с. 193-194.

107. Никитин В. (1994). Иероглифы души и тела: Практические методы движения к совершенству через единство тела и духа. - М.

108. Никитина М.Н. (1977). Распространенность церебральных параличей у детей и организация им медицинской помощи: Дисс...канд. мед. наук. - М.

109. Никитина М.Н. (1979). Детский церебральный паралич. - М.: Медицина.

110. Общая психодиагностика / Под общ. ред. Бодалёва А.А. - М., 1988.

111. Организация и проведение занятий в физкультурно-оздоровительных группах инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (из опыта работы в СССР и за рубежом). - М.: ВНИИФК, 1988.

112. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро "Турист", 1990.

113. Особенности психического, предречевого, речевого и моторного развития у детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - Л., 1988.

114. Отчет по теме "Изучение особенностей социальной интеграции инвалидов (заключ. отчет). - М., Научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, 1991.

115. Пахомова Г.В. (1990). Пластико-ритмическая гимнастика: Методические рекомендации. - М.: Российский Республиканский Совет ВДФСО профсоюзов.

116. Пилюгина Э.Г. (1983). Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение.

117. Пиотровски Л.М. (1980). Физическая рекреация, как часть физической культуры: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М.

118. Полунин В.С. (1991). Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста // Сов. здравоохранение, N 9. - с. 27-31.

119. Психология личности (тесты, опросники, методики) / Ред. - составители: Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. - М., 1995.

120. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. - М., 1988.

121. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / Сб. под общ. ред. Шабалина Н.Б. - М.: ЦИЭТИН, 1989.

122. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М., 1989.

123. Пчеляков А.В. (1982). Комплексное лечение двигательных нарушений при детском церебральном параличе. - Харьков.

124. Пятакова Г.В. (1992). Некоторые психологические аспекты внутренней картины болезни детей страдающих ДЦП / Актуальные проблемы практической психологии: Сб. науч. трудов. - Спб. с. 87-97.

125. Рогачева Е.И. (1977). Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина.

126. Родом из России (приложение) / Сост.: Л.В.Ведерникова. - Новокузнецк, 1994.

127. Романова О.Л. (1982). Психологическое изучение механизмов формирования личности больных детским церебральным параличом / В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков. - М.: Медицина, с. 101-107.

128. Самусенков О.И. (1989). Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс... канд. пед. наук. - Малаховка.

129. Сараф М.Я., Столяров В.И. (1984). Введение в эстетику спорта: Учебное пособие для ИФК. - М.: ФиС.

130. Сахно А.В., Осипова С.С. (1993). История реабилитации и современное состояние проблемы в Европе // Сб. матер. к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, т. 2. - Малаховка. - с. 13-43.

131. Сб. материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / Ред.-составители: Дмитриев В.С., Сахно А.В., т. 1, 2. - Малаховка, 1993.

132. Сегал Ю.П. (1989). Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дисс... канд. пед. наук. - М.

133. Семёнова К.А. (1976). Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина.

134. Семенова К.А. (1988). Значение патологической афферентации в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами // Тез. докладов Научно-практич. конферен. по неврологии и психотерапии детского и подрост. возраста. - Калуга, с. 67-68.

135. Семёнова К.А. (1984). Детский церебральный паралич как медико-социальная проблема // Тез. докл. "Актуальн. вопр. неврологии и психиатрии детского возраста". - Ташкент, - с. 52-54.

136. Семёнова К.А., Махмудова Н.М. (1979). Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент: Медицина.

137. Семёнова К.А., Штеренгерц А.Е., Польской В.В. (1986). Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев: Здоровье.

138. Серганова Т.И. (1991). Систематичность лечения детей с ДЦП как основной фактор их социальной адаптации // Сб. "Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата". - СПб. - с. 178-181.

139. Сермеев Б.В. (1983). Физическое воспитание слабовидящих детей. - М.

140. Сермеев Б.В., Ефименко Н.Н. (1990). Индивидуально-дифференцированный подход в процессе коррекции двигательных нарушений у детей, страдающих церебральным параличом // Физич. воспит. детей в спец. школах. - Горький. - с. 86-98.

141. Службы профессиональной реабилитации инвалидов в зарубежных странах // Экспресс-информация. - М., ЦБНТИ МСО РСФСР, 1987.

142. Сологубов Е.Г. (1992). Организация поэтапной системы восстановительного лечения детей с церебральным параличом: Дисс...канд. мед. наук. - М.

143. Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск третий): Сборник. / Сост. и редактор В.И.Столяров. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996.

144. Столяров В.И., Сараф М.Я. (1982). Эстетические проблемы спорта. - М.

145. Столяров В.И. (1988 а). Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. - М.: ГЦОЛИФК.

146. Столяров В.И. (1988б). Спортивные рекорды - смысл и значение. - М.

147. Столяров В.И. (1989). Гуманистический потенциал современного спорта в свете нового мышления и перестройки // Ежегодник Философского общества СССР: Философия и перестройка. - М.: Наука, с. 205-230.

148. Столяров В.И. (1990). Проект "СпАрт" // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. - М., - с. 13-16.

149. Столяров В.И. (1991 а). Проект "СпАрт" - М.

150. Столяров В.И. (1991 б). Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) // Физическая культура в школе, N 4, с. 43-45.

151. Столяров В.И. (1991 в). Международный проект "СпАрт" - программа повышения духовно-культурного потенциала современного спорта на основе укрепления его связи с искусством // Тез. Всес. научн. конф. по проблемам олимпийского спорта: Челябинск, 22-26 мая 1991 г. - М., с. 50-51.

152. Столяров В.И. (1991 г). Синтеза спорта и уметности // Годишнак универзитета у Београду, N2, с. 103-105.

153. Столяров В.И. (1992 а). Проект "СпАрт" // Возвращение к олимпийским идеалам. - Харьков, с.40-43.

154. Столяров В.И. (1992 б). Юные рыцари ХХ в.//Олимп. панорама,N1,с. 37.

155. Столяров В.И. (1992 в). Культурно-спортивное направление "СпАрт" // Выбираем свой путь! Программа деятельности детских и подростковых организаций.- М., с. 99-102.

156. Столяров В.И. (1992 г). Не спят спокойно архиепископ и барон // Советский спорт, 15 апреля.

157. Столяров В.И. (1993 а). Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физической культуры, N4, с. 10-14.

158. Столяров В.И. (1993 б). Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации)// Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. - М., с.36-49.

159. Столяров В.И. (1993 в). Решение проблемы социальной реабилитации инвалидов на основе проекта "СпАрт" // Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, т.1, Малаховка, с. 128-138.

160. Столяров В.И. (1993 г). Спорт, духовность, искусство // Физич. культура в школе, N 2, с. 52-56.

161. Столяров В.И. (1993 д). СпАрт = Спорт + Арт // Учит. газета, 7.ХII.

162. Столяров В.И. (1994 а). Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство) // Метод. разработка для работников сферы физич. культуры и спорта и организаторов досуга. - М.: Комитет по физич. культуре РФ, Центр "СпАрт",

163. Столяров В.И. (1994 б). Проект "СпАрт": Духовность. Спорт. Искусство (основные идеи и первые итоги реализации в России. - М.: РГАФК, Гуманитарный Центр "СпАрт", 1994.

164. Столяров В.И. (1994 в). "Спартианская семья". Что это такое? // Русский инвалид, N 1. - с. 9.

165. Столяров В.И. (1995 а). Гуманизация спорта и интеграция его с искусством как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура - основа здорового образа жизни: Всеросс. научно-практич. конф. 28 ноября - 1 дек. 1995 г. / Доклады, тезисы, материалы, ч. I. - М, с. 51-52.

166. Столяров В.И. (1995 б). Первые итоги реализации олимпийского проекта "СпАрт" в России // Олимпийский бюллетень, N2. - М.: РГАФК, ЦОА, с. 6-14.

167. Столяров В.И. (1995 в). Программа "СпАрт" // Мономах, N 2, с. 55.

168. Столяров В.И. (1996). Спартианские Игры - новая модель спорта для всех // Международный журнал спортивной информации "Спорт для всех", N1-2, с. 23-24.

169. Столяров В.И. (1997 а). Спартианские Игры и Клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников (программа) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, N1, с. 9-15.

170. Столяров В.И. (1997 б). Спартианские игры школьников // Физическая культура в школе, № 6, с. 57-62.

171. Столяров В.И. (1997 в). Спартианские игры и клубы в системе воспитания, образования и организации досуга школьников // Спорт в школе, № 33, с. 1-16; № 34, с. 1-11.

172. Столяров В.И. (1997 г). Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск пятый, часть I): Сборник.. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, с. 9-127.

173. Столяров В.И., Губарева Т.И. (1996). Социально-педагогическое и оздоровительное воздействие Спартианских Игр на инвалидов // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сб. научных трудов и проектных материалов. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, с. 351-360.

174. Столяров В.И., Губарева Т.И. (1997). Комплексная "спартианская" программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск пятый, часть II): Сборник.. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, с. 106-195.

175. Столяров В.И., Ипатов Д.И. (1996). Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Духовность. Спорт. Культура, вып. 2: Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт РГАФК,. - с. 49-180.

176. Столяров В.И., Курило С.И., Любиев А.И., Лабскир В.М. (1992). Проект международных студенческих Игр "СпАрт" // Возвращение к олимпийским идеалам. - Харьков, с. 43-49.

177. Столяров В.И., Самусенкова В.И. (1996). Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск третий): Сб. / Сост. и ред. В.И.Столяров. - М.: Росс. акад. образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, с. 55-208.

178. Стопникова Е.В. (1992). Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дисс... канд. филос. наук. - Нижний Новгород.

179. Страковская В.Л. (1978). Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М.: Медицина.

180. Страковская В.Л. (1987). Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М.: Медицина.

181. Страковская В.Л. (1994). 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Медицина. - 1994, с. 5-12, 166-168.

182. Стрелкова Н.А. (1985). Физические факторы в лечении и реабилитации заболеваний нервной системы // Курортология и физиотерапия. - т.2. - М.: Медицина, с. 205-341.

183. Текорюс В.В. (1984). Лечение двигательных нарушений у детей с церебральным параличом // Журнал Невропатология и психиатрия. - т.84. - №10. - с. 1502-1505.

184. Умханов Х.А. (1985). Вопросы социально-трудовой реабилитации больных ДЦП // Сб. научных работ "Реабилитация детей с ортопедическими заболеваниями и травмами". - Новгород, с. 23-25.

185. Усанова О.Н., Мищенина Т.А. (1995). Психологическая работа по социальной адаптации детей с ДЦП / В кн.: Практическая психология вчера, сегодня, завтра. - М., с. 66-75.

186. Файтор В.М. (1983). Физиологические механизмы восстановления движений при лечении спастических форм ДЦП приемами функционального биоуправления на фоне нетрадиционной фармакокоррекции: Дисс... канд. мед. наук. - Л.

187. Физиотерапия. Пер. с польск. / Ред.-составители: Вейсс М., Зембатов А. / пер. с польск./ - М.: Медицина, 1986.

188. Физиотерапевтические методы лечения больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1988.

189. Физиотерапевтическое лечение детского церебрального паралича. - М., 1988.

190. Физическая культура для инвалидов и лиц с некоторыми изменениями в состоянии здоровья / Методические рекомендации. - Киев, 1990 с. 4-8.

191. Финкель Н.В. (1989). Психологические характеристики молодых инвалидов вследствие ДЦП в зависимости от тяжести заболевания / Сб. науч. трудов Психологические исследования в практике врачебно-трудовой зкспертизы и социально-трудовой реабил. - М., с. 75-82.

192. Финкель Н.В. (1991). Социально-психологические особенности личности больных ДЦП // Сб. "Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича". - М. - с. 44-59.

193. Финкель Н.В., Фингерд А.Б. (1989). Особенности мотивационно-потребностной сферы у молодых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича // Психологические исследования в практике лечебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М.: ЦИЭТИН.

194. Фонарев А.М. (1969). Развитие функции мышечной системы ребенка: Автореф. докторской диссертации. - М.

195. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. (1981). Лечебная физкультура при детских заболеваниях. - Л.: Медицина, с. 18-23.

196. Цверава Д.М. (1985). Одновременные телеметрические исследования деятельности сердца всадника и лошади в условиях спортивной тренировки // Метод. рекоменд. МЗ СССР. - Тбилиси.

197. Цверава Д.М., Лория М.Ш. (1983). Эффективность гиппотерапии в лечении сколиозов // Всес. научно-практич. конфер. "Гипокинезия растущего организма и его коррекция". - Ташкент, - с. 35-36.

198. Цверава Д.М., Цагарели Л.С. (1986). Райттерапия в системе физической реабилитации // Сб.: Матер. 2-го съезда по лечебн. физкультуре и спорт. медицине ГССР. - Тбилиси. - с. 3-8.

199. Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сборник./Сост. и редактор В.И.Столяров. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996.

200. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. (1985). Психотехнические игры в спорте. - М.: ФиС.

201. Цукер М.Б. (1970). Основы невропатологии детского возраста. - М.

202. Чистякова М.И. (1990). Психо-гимнастика. - М.: Просвещение.

203. Чхиквишвили Ц.Ш., Жоржоладзе Т.К., Качарава Н.Д. (1986). Верховая езда в лечении некоторых форм ДЦП // Сб.: Матер. 2-го сьезда по лечебн. физкультуре и спорт. медицине ГССР. - Тбилиси, - с. 46-48.

204. Шабалина Н.Б., Лаврова Д.И., Добровольская Т.А. (1991). Основные этапы и принципы социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов вследствие ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. научн. т. - М., - с. 60-61.

205. Шамарин Т.Г. (1990). Некоторые особенности клиники и течения спастической диплегии и гемипаретической формы детского церебрального паралича в поздней резидуальной стадии. - М.

206. Шанько Г.Г. (1990). Неврология детского возраста. Минск: Высшая школа, с. 165-206.

207. Шапоренкова О.В. (1994 а). "СпАрт" на Смоленщине // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвуз. сб. научных трудов. Смоленск, с. 133-136.

208. Штеренгерц А.Е. (1972). Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков. - Киев: Здоровья.

209. Штеренгерц А.Е. (1986). Массаж для детей и взрослых. - Киев: Здоровье.

210. Штеренгерц А.Е. (1989). Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоровья.

211. Штеренгерц А.Е., Галина И.В. (1977). Лечение и реабилитация детей с церебральными параличами на бальнеогрязевом курорте. - К.: Здоровье.

212. Шухова Е.В. (1979). Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М.: Медицина.

213. Эйдинова М.Б. (1969). ДЦП и пути их преодоления. - М.

214. Эткинд А.М. (1980). Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Соц.-психологич. иссл. в психоневрологии. - Л. - с. 34-52.

215. Юнг К. (1993). Психологические типы. - М.

216. Allisson M.T. (1982). Basketball - wie ihn die Anglo-Amerikaner verstehen und die Navajos ihn spielen// Becker, P. (Ed.): Sport und Sozialisation. Reinbek, p. 115-132.

217. Arbogast G., Lavay B. (1987). Combining students with different ability levels in games and sport // The physical educator, N 1. - p. 255-261.

218. Austin D.R. (1978). Playgrounds for the handicapped. In D.J. Bradamus, Ed., New Thoughts on Leisure. Champaign, IL: office of Recreation and Rark Resources, pp. 57-63.

219. Beckwith J. (1985). Play enviroments for all children. Leisure Todey //In Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 56 (5), pp. 32-35,

220. Blum M. (1993). Die Bewegung des Pferdes als Rehabilitationsmoglichkeit // Therapeutisches Reiten, N2. - р. 17-21.

221. Blumenthal Ekkehard. (1987). Kooperative Bewegungspiele. - Schorndorf: Verlag Hofmann.

222. Bobath K., Bobath B. (1956). The diagnosis of cerebral palsy in infansy. Diss. Child.

223. Bobath K., Bobath B. (1983). Die motorische Entwicklung bei Zerebral paresen.- Stuttgart: Thieme.

224. Bosch J. de la Pena. (1972). Problemas de la Paralisis Cerebral y su Tratemiento. - Madrid: Real Academia National de Medicin.

225. Bowiey A. N., Gardner L. (1980). The handicapped Child // 4-th Edn. Edinburg: Churchill Livingstone. - р. 109.

226. Brasile F.M. (1990). Wheelchair sports: A new perspective on integration //Adapted Physical Activity Quarterly, 7 (1), pp. 3-11.

227. Bringmann W. (1981). Die Bedeutung von Korperkultur und Sport fur die gesellschaftliche Intergration Geschadigter // Theorie und Praxis der Korperkultur, N 10. - рр. 739-745.

228. Bruch H. (1988). Rehabilitation, vol. 27, №1, pp. 34-38.

229. Carrington M. E. (1971). An appraisal of assessment and treatment techniques for the care of handicapped children in Europe // Phisiotherapy, - р. 315-322.

230. Cotton E. (1970). Integration of treament and education in Cerebral Palsy // Phisiotherapy, pр. 143-147.

231. Daublebsky B. (1977). Spielen in der Schule. Vorsclage und Begrundungen fur ein Spielcurriculum, Stuttgart.

232. Deacove Jim. (1981). Kooperative Sportspiele. Sport ohne Sieger. - DOKU-Verlag. Ettlingen.

233. Decocg G. (1974). Applicatin de la ludotherapie comme technique de reducation en traumatologie.- Ann. kinesither, vol. 1, №4.

234. Druschky E. (1961). Gymnastik zu Pferde - Ein Weg zur Heilung // "Reiter Revue International", N 4, - s. 246-247.

235. Eason R.L., Smith T., Caron F. (1984). Adaptiver sport // Sportdokumentation. Literatur der Sportwissenschaft. - N 2. - S. 161.

236. Feldcamp M., Danielcik I. (1976). Krankengymnastisch Behandlung der Cerebralen Bewegungsstorung.- Munchen: R. Pslaum.

237. Frost J.L., B.L. Klein. (1979). Children’s Play and Playgrounds. - Boston: Allyn and Bacon, Inc., pp. 16-21.

238. Gildenson N.Y. (1978). Disability and Rehabilitation. Handbook Ed. R. et al. 1978.

239. Goncalves C. (1989). The fair play and the young sport participants. Paper presented at the 1989 a.d. E.S.T. World Convention "Movement and sport - a challenge for life-long learning". - Jyvaskyla.

240. Gramford M. (1983). Competitive sports for the multihandicapped: a model for development // Physical educator, , N 2. - p. 105-110.

241. Haskell S., Barrett E., Taylor H. (1977). The Education of Motor and Neurologically Handicapped Children. - London: Croom Helm.

242. Heinila K. (1974). Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, N4.

243. Helliwell P., Wallace F., Evard F. (1989) // Physiotherapy, vol. 75, №9, pp. 551-552.

244. Holt K.S. (1977). Developmental Paediatriies.- London - Boston, pp. 83-90.

245. Hoskova B. (1981). Gestaltung einer Ubungseinheit fur die Korpererziehung Behinderter an Hochschule der CSSR / / Theorie und Praxis der Korperkultur, N 10. - S. 748-749.

246. Jochheim K.A. (1984). The Extent, Content and Organisation of International Sport for Disabled in the Past, Present and Future // Sport and International Understanding: Proceedings of the Congress Held in Helsinki, Finland, July 7-10, 1982. - Berlin, Heidelberg, New York, Tokyo: Springer-Verlag, pp. 262-267.

247. Kabat H., Knott M. (1953). Proprioceptive Facilitation Techniques for Treament of paralysis // Phys. Ther. Rev., pр. 53.

248. Karte N. (1989). Resultate der Hippotherapie bei Zerebralparese // "Hippoterapie". Das Pferd in der Krankengymnastik (Kuratorium fur Therapeutisches Reiten E.V. Germeinnutziger Verein), Marz, S. 28-32.

249. Kennedy D.W., Smith R.W., Austin D.R. (1991). Special Recreation: Opportunities for Persons with Disabilities.- Wm. C. Brown Publishers, USA.

250. Kluwer C. (1989). Zur Theorie des Therapeutischen Rietens // Hippoterapie. Das Pferd in der Krankengymnastik (Kuratorium fur Therapeutisches Reiten E.V. Germeinnutziger Verein), Marz, S. 3-17.

251. Knipp D. (1989). Hippoterapie bei Kindern mit Koordinationsstorungen // "Therapeutisches Reiten", Jg.10, N4. - S. 12-14.

252. Kraft R.E. (1987), Learning through games discovery // The Physical Educator, N4, p. 420-421.

253. Krasnow S. (1990). A new ball game for the disabled // Sport Illustrated, N 1, p.14.

254. Kroll W. (1976). Psychological scaling of the AIWA code-of ethics for players // Research Quartely, N26, p. 441-447.

255. Kuprian W. (1986). Die Ausbildung von Krankengumnasten in der Hippotherapie // "Krankengumnastik", N5. - S. 350-356.

256. Lang R. (1986). Horserack riding helps handicapped children // The Phys. and sportsmed., b.14, N5, pp. 221-224.

257. Lenk H. (1981). Eigenleistung: eine sozialphilosophische Analyse und ein "adamitisches" Pladoyer fur eine positive Leistungskultur // Olympische Leistung. Ideal, Bedingungen, Grenzen. Begegnungen zwischen Sport und Wissenschaft: Eine Dokumentation. - Koln: Bundesinstitut fur Sportwissenschaften, S. 279-306.

258. Mantel R.C. & Vander Velden L. (1974). The relationship between the professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport // G.Sage (Eds), Sport and American society.- Reading Mass: Addison Wesley.

259. Medizinischer Kongress fur Behindertensport in St.-Etient // Informationen des Bundesinstitutes fur Sportwissenschaft, 1990, N5, pр. 6-7.

260. Memichall I.V. (1971). Handicap: A. Study phisially Handicapped children and the families.- London, pp. 11-19.

261. Michener J.A. (1976). Sports in America. Greenwich, CT: Random House.

262. Mitterbauer G., Kornexl E. (1988). New Games //Sportpraxis, N1, p. 3-6.

263. Mugno D. & Feltz D. (1985). The Social learning of aggression in youth football in the United States// Canadian Journal of Applied Sport Sciences, N 10, v.1, p. 26-35.

264. Nixon H. (1980). Orientations toward sports participation among college students // Journal of Sport Behavior, N3, p. 29-45.

265. Orlick Terry. (1978). The Cooperative Sports and Games Book. - New York: Pantheon Books.

266. Paciorek M.J., J.A. Jones. (1989). Sports and Recreation for the Disabled: A Resource Handbook. Indianapolis, IN: Benchmark Press.

267. Paul H.M. (1987). Child development personality.

268. Regnier G. (1984). Youth sport and fair play: does organized sport promote what it says it promotes?: Paper presented to the Olympic Scientific Congress, Eugene, Oregon, July.

269. Richardson D. (1986). Outdoor adventure programs for physically disabled individuals // Parks and Recreation, 21(11), pp. 43-45.

270. Riede D. (1993), Die Stellung der Hippoterapie im Rahmen einer komplexen Bewegungstherapie // "Therapeutisches Reiten", Jg.20, N2, pр. 15-16.

271. Rieder Hermann. (1991). Integration into society through sport // Bulletin 11th Olympic Congress, Baden Baden, 1981. - Baden Baden, pp. 50-56.

272. Robb G.M., Ewert A.. (1987). Risk Recreation and person with disabilities //Therapeutic Recreation Journal, 21(1), pp. 58-68.

273. Rommel W. (1978), Grundzuge der Hippotherapie // "Therapeutisches Reiten", Jg.5, N2. - р. 2-5.

274. Rose S.W. (1992). Star wars on the floor // Strategies, v. 5, N 7, p. 13-15.

275. Roswal G., Frith G.H., Dunleavy A.O. (1984). The effect of a developmental play program on the self concept, risk-taking behaviour and motoric proficiency of midly handicapped children // The Physical educator, N 1, pp. 43-50.

276. Schleien S.J., M.T. Ray. (1988). Community Recreation and Persons with Disabilities: Strategies for integration. - Baltimore: Paul H. Brookes.

277. Schwarts H. D. (1988). Further Thoughts on a "Sonology of Acceptance for Disabled People" // Social Policy, v.19, N2. - p. 36-39.

278. Shmitz K. (1972). Sport and Play: Suspension of the Ordinary // Sport and the Body. A Philosophical Symposium. - Philadelphia.

279. Silva J.M. (1983). The perceived legitimacy of rule violating behaviour in sport // Journal of Sport Psychology, N5, p. 438-447.

280. Singer Roland and Ungerer-Rohrich Ulrike. (1984). "Soziales Lernen" im Sportunterricht // Gesellschaftliche Funktionen des Sports. Beitrage einer Fachtagung. - Schriftenreihe der Bundeszentrale fur politische Bildung. Bonn, Band 206, S. 107-130.

281. Sokolowska M., Ostrowska A. (1976). Socjologia kalectwa i rehabilitacji. Wybrane problemy. - Wroclaw: Zakl. Narod. im. Ossol.

282. Steadward R.D., Walsh C. (1986). Training and fitness programs for disabled athletes: Past, present, and future. In C. Scerrill, Ed., Sport and Disabled Athletes. Champaign, IL: Human Kinetics, pp. 3-19.

283. Stolyarov V. (1991 а). The International Project "SpArt" - a program of increasing spiritual-and-cultural potential of moidern sport on the basis of strengthening its connection with art // Second IOC World Congress on Sport Sciences. - Barcelona, , p. 341-342.

284. Stolyarov V. (1991 б). The International Project "SpArt" - a programme of rising the spiritual and cultural potential of modern sport, based on a closer connection of sport with art // USSR Scientific Conference on Olympic Sports Problems according to the program of the Second IOC World Congress on Sport Sciences. - Cheliabinsk, 23-26.05.91. - Moscow, "Sovetsky sport", p. 94- 103.

285. Stolyarov V. (1994). The Spartian games - a new model of a "sport for all". Paper presented at the XIIIth World Congress of Sociology, Bielefeld.

286. Stolyarov V. (1995). Project "SpArt" // Final report ESC working group "Integration into Society Trough Sports". XII European Sports Conference, Vienna - Budapest, September 25 - 29, 1995. - Oslo, p. 13.

287. Stolyarov V., Kuznetsova Z. (1994). The "SpArt" Project // The Annual Conference of the Leisure Studies Association "Tourism & Leisure", Glasgow, 5-8 April 1994. - Glasgow, pp. 42-43.

288. Stotts K.M. (1986). Health maintenance: Paraplegic athletes and nonathletes //Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 67, pp. 109-114.

289. Strauss I. (1991). Hippoterapie - Neurophysiologische Krankengymnastik auf dem Pferd.- Stuttgart: Hippokrates - Verlag, pр. 205.

290. Stubbins T. (1988). The politics of Disability Attitudes Persons with Disabilities. Ed. by H. Ker. Springer, pp. 22-32.

291. Studia z socjologii niepelnej sprawnosci. Praca zbior. pod red. Magdaleny Sokolowskiej i Andrzeja Rycharda. - Wroclaw: Ossol, 1983.

292. System kompleksowe rehabilitacji w spoldzielniach inwalidow: Zarys organizacji. Red. Irena Bninska. - Warszawa: Zakl. Wydaw. CZSR, 1980.

293. Тardieu G. (1968). Le dossier clinique de l'infirmite motrice cerebrale // Methodes d'evaluation et applications therapeutiques Rev. de Neuropsych. Inf. et d'Hyd. Ment. de l'Enf., 16 annee, p. 6.

294. The New Games Book. - New York: a Headlands Press Book, 1976.

295. The play of children: current theory resarch/Eds. D.J. Pepler, K.H. Rubin.- Basel; New York, Karger, 1982.

296. Vojta V. (1981). Die cerebralen Bewegungsstorungen im Sagligsalter. - Stuttgart: Tieme, Verlag.

297. Zahradka L. (1993), Versuche zur Objektivierung von Hippotherapie-erfolgen bei infantilen Cerebralparetikern // "Therapeutisches Reiten", Jg. 20, N1. - р. 9-11.

298. Zivanovic Z., Dragutinovic S. (1992). "SpArt" - sportsko rekreativna aktivnost koja osvaja svet // "Fizicka kultura", v. 46, N 3, Beograd, s. 259-261.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып. 8: Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами / РГАФК; Гуманит. центр "СпАрт". - М., 1997. - 255 с.