НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ПОДХОДЫ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Кандидат педагогических наук Кристоф Прусик
Академия физического воспитания и спорта, Гданьск, Польша

Анализ специальной литературы последних лет свидетельствует о существенном повышении интереса многих специалистов к проблеме индивидуализации учебно-тренировочного процесса в спорте [1, 5, 6, 7, 14, 17]. Следует обратить внимание на то, что успешное решение этой актуальной проблемы связывается с общими закономерностями управления в спорте по аналогии с таковыми в кибернетических обратных связях на основе объективной количественной информации о содержании тренировочного процесса, уровне специальной подготовленности и особенностях соревновательной деятельности спортсменов [11, 12, 15, 16, 18].

Об актуальности и своевременности дальнейшего совершенствования теории и методики в направлении индивидуализации свидетельствует большой опыт спортивной практики, накопленный параллельно с научной информацией, раскрывающий существенные индивидуальные особенности как в структуре специальной физической подготовленности, так и в общей системе многолетней подготовки многих ведущих спортсменов мира [3, 4, 22].

Вместе с тем общие положения индивидуализации тренировочного процесса еще не находят должного развития и практической реализации в одном из развивающихся видов спорта - ориентировании. В связи с этим целью наших исследований было усовершенствование тренировочного процесса ориентировщиков путем преимущественного использования тренировочных нагрузок, отвечающих индивидуальным особенностям подготовленности спортсменов.

Гипотеза исследования базировалась на общих знаниях о структуре специальной физической подготовленности спортсменов и целесообразности индивидуально дифференцировать тренировочные нагрузки по принципу их преимущественной направленности на совершенствование отдельных качеств или компонентов моторики спортсменов.

Методология исследований основывалась на изучении индивидуальных особенностей специальной физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков путем использования общепринятых методов контроля [8, 9, 10, 13, 19]. На основе контрольных данных бегуны группировались
по принципу преимущественного развития аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Для спортсменов экспериментальной группы в рамках годичного цикла тренировки предлагались оригинальные программы, направленные на преимущественное развитие аэробных или анаэробных способностей. Критерием эффективности такого подхода служили результаты в беге на 1000 м, которые были условно приняты в качестве теста-критерия. Такой подход к организации исследований уже встречался в смежных видах спорта [2].

Результаты. Для изучения состояния двигательной функции ориентировщиков (306 мужчин и 318 женщин) в возрасте 15-20 лет, стаж занятий которых составлял от 2 до 5 лет, использовался комплекс контрольных тестов, позволявший характеризовать состояние скоростно-силовых компонентов и возможности спортсменов в аэробных и анаэробных условиях мышечной деятельности. Информативность контрольных показателей определяли на основе расчета парных коэффициентов корреляции между достижениями в отдельных тестах с результатом бега на 1000 м, который использовали в качестве теста-критерия. Достоверные коэффициенты корреляции были получены только в четырех тестах, с помощью которых контролировалась специальная подготовленность бегунов (табл. 1).

Как видно из таблицы, в корреляционных матрицах, рассчитанных отдельно по данным мужчин и женщин, обнаруживалась существенная разница между максимальными и минимальными коэффициентами. Это объяснимо в связи с различиями в возрасте, стаже занятий и квалификации обследованных.

Однако изучение характера статистического распределения с позиции требований Гаусса, проводившееся по данным контроля мужчин и женщин раздельно, позволяло разработать оценочные шкалы для количественной и качественной оценки специальной подготовленности спортсменов (рис. 1, 2).

Использование сигмовидных шкал объяснялось необходимостью более четкого разграничения обследованных спортсменов по принципу преимущественного развития тех или иных способностей для формирования тренировочных групп из числа типологически подобных бегунов [8, 23].

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа контрольных показателей и времени бега на 1000 м

Контрольные показатели Коэффициенты корреляции
Мужчины Женщины
M min max M min max
1. Бег на 40м 0,72 0,79 0,67 0,65 0,75 0,59
2. VO2max [ml · min-1 · kg-1] 0,58 0,67 0,50 0,33 0,40 0,28
3. J/kg [J · kg-1] 0,32 0,42 0,26 0,44 0,51 0,39
4. W/kg [W · kg-1] 0,38 0,47 0,32 0,31 0,37 0,25

Примечание. J/kg и W/kg - показатели работы и мощности в тесте Wingete; VO2max - показатель в тесте РWC170; критическое значение ra при 5%-ной значимости для n 35=3,332.

Рис. 1. Шкала оценки уровня специальной подготовленности ориентировщиков

Рис. 2. Шкала оценки уровня специальной подготовленности ориентировщиц

Таблица 2. Комплексные критерии оценки специальной подготовленности ориентировщиков

Возрастные категории Количественные и качественные оценки подготовленности
низкая ниже средней средняя выше средней высокая
Младшие 14-15 лет ниже 25 25 30 35 40 и выше
Младшие юниоры 16-17 лет ниже 30 30 35 40 45 и выше
Юниоры 18-19 лет ниже 35 35 40 45 50 и выше

Суммирование баллов, набранных спортсменом в пяти контрольных тестах, позволяло количественно и качественно оценить общий уровень подготовленности с учетом возраста, квалификации и пола занимающихся (табл. 2).

Таблица 3. Соотношение специальных средств тренировки ориентировщиков в годичном цикле

Первый этап годичного цикла

Направленность основных средств тренировки Группы Структура годичного цикла подготовки
1-й подготовительный период 1-й соревновательный период период непосредственной подготовки к соревнованию
общий специальный
процент и допустимая вариативность
Развитие аэробной выносливости А 74,0±4,5 50,0±3,0 35,0±4,0 30,5±4,5
В 68,0±3,5 50,0±3,5 43,5±5,0 40,0±4,5
С 78,5±3,0 60,0±4,0 48,0±5,0 38,0±4,0
Развитие анаэробной выносливости А 9,0±3,0 20,0±3,5 28,5±3,5 34,0±5,0
В 12,0±3,0 16,5±3,0 20,5±3,5 25,0±5,0
С 4,5±1,0 12,0±3,0 17,0±4,0 23,0±3,0
Развитие аэробно-анаэробной выносливости А 17,0±3,0 30,0±3,0 36,5±3,5 35,5±4,0
В 20,0±3,0 33,5±2,5 36,0±4,0 35,0±4,0
С 17,0±3,0 28,0±2,5 35,0±5,0 39,0±3,5

Второй этап годичного цикла

Направленность основных средств тренировки Группы Структура годичного цикла подготовки
2-й подготовительный период 2-й соревновательный период переходный период
процент и допустимая вариативность
Развитие аэробной выносливости А 70,0±4,2 30,0±4,0 100
В 75,0±3,8 50,0±5,0 100
С 63,0±3,5 30,0±4,1 100
Развитие анаэробной выносливости А 12,0±3,5 30,5±3,5 -
В 10,0±3,0 12,0±2,5 -
С 12,0±3,0 28,0±3,8 -
Развитие аэробно-анаэробной выносливости А 18,0±3,5 39,5±3,5 -
В 15,0±3,5 38,0±4,3 -
С 25,0±3,0 42,0±4,8 -

А - группа с преимущественным развитием выносливости анаэробного характера В - группа с преимущественным развитием выносливости аэробного характера С - группа со слабым раз витаем выносливости аэробного и анаэробно го характера

Таблица 4. Общие показатели тестирования в экспериментальной и контрольной группах мужчин

Группы Очередность
обследований
1000 м VO2max [ml · min-1 · kg-1] J/kg
М % М % М %
Экспериментальная 1-е 188,7 3,2 51,32 5,0 261 6,1
2-е 183,4 54,00 277
Контрольная 1-е 195,6 1,1 492 2,1 259 2,3
2-е 193,4 503 265

Таблица 5. Общие показатели тестирования в экспериментальной и контрольной группах женщин

Группы Очередность
обследований
1000 м VO2max [ml · min-1 · kg-1] J/kg
М % М % М %
Экспериментальная 1-е 2172 5,6 472 6,4 230 4,7
2-е 205,6 503 241
Контрольная 1-е 219,4 0,9 455 1,5 225 2,7
2-е 217,4 462 231

Оценка уровня специальной подготовленности спортсменов позволила сформировать состав контрольной и экспериментальной групп. Спортсмены экспериментальной группы были разделены на три подгруппы (А, В, С) по принципу преимущественного развития аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Такой подход позволял индивидуализировать их подготовку в отличие от подготовки ориентировщиков контрольной группы, которая проводилась обычным групповым методом, используемым в этом виде спорта [20, 21].

Содержание тренировочного процесса ориентировщиков экспериментальной группы, приведенное в табл. 3, носило предварительный поисковый характер, базировалось на личном практическом опыте и литературных материалах, затрагивающих общие вопросы организации и построения тренировки в различных циклах, включая годичные.

Как видно из таблицы, общая стратегия построения тренировки ориентировщиков экспериментальных групп была направлена на преимущественное развитие у них тех способностей, которые выгодно отличали их от других спортсменов. В подготовительном периоде годичного цикла тренировочные нагрузки были ориентированы на преимущественное совершенствование менее развитых способностей спортсменов. В соревновательных периодах внимание акцентировалось в основном на совершенствовании у отдельных спортсменов так называемых выраженно развитых, генетически обусловленных способностей, лимитирующих высокую работоспособность в аэробных или анаэробных условиях.

Для оценки эффективности и индивидуального планирования основных средств тренировки использовали метод сравнения результатов тестирования ориентировщиков контрольной и экспериментальной групп, зарегистрированных в начале и в конце годичного цикла (табл. 4, 5).

Представленные в таблице показатели свидетельствовали о преимуществе индивидуального подхода к организации тренировки, что было очевидно и до начала эксперимента. Однако следует обратить внимание на выраженный характер повышения функциональных возможностей и результатов в беге на 1000 м ориентировщиков обоего пола экспериментальной группы по сравнению с данными спортсменов контрольной группы, где прирост составлял 0,9-2,7% против 3,2-6,1% в экспериментальной.

Вместе с тем, несмотря на общий положительный результат индивидуального планирования, обращает на себя внимание высокая вариативность в приросте контрольных показателей бегунов экспериментальных групп, составлявшая у отдельных спортсменов от 1,3 до 15,0%.

Низкую эффективность подготовки отдельных ориентировщиков можно объяснить с различных, в том числе социальных, позиций, однако это заставляет постоянно совершенствовать технологию индивидуальной организации тренировки на основе объективной информации об индивидуальных особенностях спортсменов.

Литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21.

2. Бен Абдеррахман А. Индивидуализация тренировочного процесса бегунов на средние дистанции. УГУФВиС. - Киев: Вересень, 1995. - 30 с.

3. Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Докт. дис. Киев, 1997.- 356 с.

4. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. докт. дис. М., 1987.- 45 с.

5. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1972. - 312 с.

6. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1993. № 8, с. 21- 27.

7. Верхошанский Ю.В. Шесть принципов СПФ // Тренер, № 4, с. 3-17.

8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. - 136 с.

9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 5-6, с. 24-31.

10. Дал-Монте А., Фаина М. Специальные требования к оценке функциональных возможностей спортсменов // Наука в олимпийском спорте. 1995, № 2, с. 30-39.

11. Дьячков В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. М., 1984, с. 85-109.

12. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. - Киев: Здоровье, 1988. - 249 с.

13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). - М.: ФиС, 1980. - 200 с.

14. Мищенко В.С. Методические основы разработки критериев оценки функционального потенциала и перспективности юных спортсменов в циклических видах спорта // Проблема отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл. ХII Всесоюз. науч.-практ. конф. - М.: ВНИИФК, 1989, с. 30.

15. Полищук Д.А. и др. Оптимизация управления процессом спортивной тренировки в циклических видах спорта на основе изучения структуры соревновательной деятельности // Современный олимпийский спорт: Тез. докл. международного конгресса. - К.: КГИФК, 1993, с. 184-186.

16. Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности: Учеб. пос. - Малаховка: МОГИФК, 1986. - 68 с.

17. Филин В.П.Спортивная подготовка как многолетний процесс // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ,1995, с. 351-389.

18. Arnot R., Gaines C. Tratado de la actividad fisica. Seleccione su deporte. - Barcelona: Paidotribo, 1992. - 453 p.

19. Drabik J.: Sprawnost fizyczna i jej testowanie u mіodzieїy szkolnej, Gdansk, 1992.- 351 s.

20. Dresel U., Fach H.H., Seiler R.: Orientierungslauf. Habegger, Zurich, 1989.

21. Mleczko E., Trzmielewski R.: Biegi na orientacjк. Technika, taktyka, trening. Podrкczniki i Skrypty, 6. AWF Krakуw, 1999. - 192 s.

22. Sozanski H., Zaporozhanow W.: Kierowanie jako czynnik optymalizacji treningu. Warszawa, 1993. - 209 s.

23. Wilmore J.H., Costill D.L.: Physiology of Sport and Exercise. - Champaign: Human Kinetics, 1994. - 549 p.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!