ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИКИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Труды ученых проблемной научно-исследовательской лаборатории

Научный руководитель - В.Н.Селуянов

 

 

 

 

 

 

Москва 1996


 

 

Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию: Труды сотрудников проблемной научно-исследовательской лаборатории / Научный руководитель В.Н.Селуянов. - М: Физкультура, образование и наука, 1996. - 106 с.

 

ISBN 5-89022-040-3

 

 

Сборник содержит две книги. В первой книге представлены основные положения философии научного познания, дидактики, основанной на теории развивающего обучения, критический анализ теории физической подготовки, указаны пути решения проблемы теоретической подготовки специалистов по физическому воспитанию. Во второй книге представлен предмет теоретического преподавания - математические модели, имитирующие процессы краткосрочной и долгосрочной адаптации организма человека в ответ на выполнение физических упражнений, методы тренировки и планы подготовки спортсменов, разработанные чисто теоретически, адекватность которых подкрепляется данными педагогических экспериментов.

Сборник адресован специалистам физической культуры.

 

 

Авторский коллектив: Селуянов В.Н. (научный руководитель), Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т., Обухов С.М., Космина И.П., Зубкова А.В., Безденежных А.И. (зав. кафедрой физического воспитания Финансовой Академии при Правительстве РФ)


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В развитии любой науки имеются эмпирическая и теоретическая стадии. Переход от эмпирической стадии к теоретической связан с большими трудностями. Исследователи должны поменять мировоззрение, методологию научного исследования. От наблюдения, измерения, систематизации, классификации и применения математической статистики для фиксации в аналитическом виде эмпирических законов необходимо перейти к построению моделей изучаемых объектов и проведению мысленных и компьютерных экспериментов для получения новых знаний (гипотез) с последующим экспериментальным доказательством корректности теоретических положений.

В настоящее время в учебном процессе институтов физической культуры профессиональная теоретическая подготовка специалистов отсутствует, поскольку нет ни одного учебника, построенного на методологии теоретического направления исследований, и тем более никак не используется теория развивающего обучения. Экспериментальная проверка уровня знаний специалистов по физическому воспитанию (из числа студентов, аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации) показала полное отсутствие у них способности к теоретическому мышлению. Можно предположить, что проверка профессорского состава должна дать не намного лучший результат, поскольку нет учебников для институтов физической культуры, формирующих профессиональное теоретическое мышление.

Во второй книге представлены математические модели основных систем организма человека: ЦНС, мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной. Эти модели дают основание для теоретического мышления. Методы и планы физической подготовки далее разрабатываются на основе этих моделей с подтверждением результатов теоретического исследования данными математического имитационного моделирования и педагогических экспериментов. Применение этого учебного материала при обучении теории физической подготовки спортсменов в институте физической культуры позволило сформировать у специалистов теоретический тип мышления, навыки научно обоснованного планирования тренировочных нагрузок.

Таким образом, вторая книга впервые представляет учебное пособие, с помощью которого можно формировать способность к профессиональному теоретическому мышлению.


СОДЕРЖАНИЕ

Книга 1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

7
ВВЕДЕНИЕ
7
ГЛАВА 1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

8

1.1. Теория познания - методологическая основа для разработки теории профессионального теоретического мышления

8

1.2. Нейро-физиологические и психологические основы теоретического мышления

10

1.3. Практика - путь корректировки субъективного мировоззрения

13

1.4. Критика традиционной педагогики

13

1.5. Технология развивающего обучения

14

1.6. Применение компьютерной техники в технологии развивающего обучения

16

1.7. Дидактические основы построения учебника

17

ГЛАВА 2
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


18

2.1. Состояние теории физической подготовки

18

2.2. Моделирование в научном исследовании

20

2.3. Основы теории управления и применения тренажеров

21

2.4. Теоретическое направление развития теории физической подготовки спортсменов

22

2.5. Состояние спортивной биохимии

24

2.6. Состояние спортивной физиологии

26

2.7. Уровень теоретического мышления специалистов физического воспитания высшей квалификации

27

2.8. Экспериментальное обоснование эффективности теоретической подготовки специалистов по физическому воспитанию

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36
Книга 2
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И ПЛАНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

43
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 44
ВВЕДЕНИЕ 46

ГЛАВА 1
МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


48

1.1. Описание модели организма человека

48

1.2. Модель для имитации процессов срочной адаптации

49

1.2.1. Модель центральной нервной системы

49

1.2.2. Модель мышцы

49

1.2.3. Модель сердечно-сосудистой и дыхательной систем

55

1.3. Моделирование процессов долговременной адаптации

57

1.3.1. Модель эндокринной системы

57

1.3.2. Модель иммунной системы

61

1.3.3. Модель мышечной системы

63

1.3.4. Модель пищеварительной системы

65

1.3.5. Модель организма человека для имитации долгосрочных адаптационных процессов

66

ГЛАВА 2
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ В КЛЕТКАХ ТКАНЕЙ


67

2.1. Методы гиперплазии миофибрилл в мышечных волокнах

67

2.1.1. Гиперплазия миофибрилл в быстрых мышечных волокнах

69

2.1.2. Гиперплазия миофибрилл в медленных мышечных волокнах

72

2.2. Методы гиперплазии миофибриллярных митохондрий

75

2.2.1. Имитационное моделирование реакции митохондриальной системы скелетных мышц на физические упражнения

80

2.3. Методы гиперплазии саркоплазматического ретикулума и митохондрий на его мембранах

81

2.4. Метод углеводного насыщения мышц (МУН)

83

2.5. Методы тренировки сердечной мышцы

84

ГЛАВА 3
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


87

3.1. Закономерности построения тренировочного занятия

88

3.2. Планирование физической подготовки спринтера

92

3.3. Планирование физической подготовки средневика

97

3.4. Планирование физической подготовки стайера и марафонца

99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

103

 

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИКИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Труды ученых проблемной научно-
исследовательской лаборатории

Научный руководитель - В.Н.Селуянов


Типография "Принт Центр"
Объем 4 п.л. Тираж 200 экз.


 


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию : Тр. учен. проблем. науч.-исслед. лаб. / РГАФК ; Науч. рук. Селуянов В.Н. - М.: ФОН, 1996. - 106 с.: ил.