СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА


Российская Государственная Академия
физической культуры
Гуманитарный Центр "СпАрт"

 

 

Серия


СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА:
теоретические концепции и прикладные программы


Выпуск шестой

 

Спорт и олимпизм в
современной системе образования

 

 

Москва - 1997


 

Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сборник/Сост. и ред.: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В. В. Кузин, доктор философских наук В. И. Столяров, кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Чесноков. - Москва.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998. - 284 с.

 

 

 

Сборник "Спорт и олимпизм в современной системе образования" - шестой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

В сборник включены работы, в которых обсуждается широкий комплекс вопросов использования спорта и олимпизма в системе образования и воспитания детей и молодежи, взаимоотношения и интеграции этих средств с другими элементами данной системы.

Сборник ориентирован на ученых и практических специалистов, интересующихся проблемами образования и воспитания детей и молодежи.

 

© В.И.Столяров, 1998


СОДЕРЖАНИЕ

К читателям (В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков.)

4

В.В. Кузин (Россия)
Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы

8

Н.Н. Чесноков (Россия)
Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта и общегуманистические тенденции современного общественного развития

17

В.С. Родиченко, В.И. Столяров (Россия)
Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии

26

Софья Жуковская (Польша)
Олимпийское воспитание молодежи: традиции, современность, перспективы

33

Л.И. Лубышева (Россия)
Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования

41

Хосе Мария Кахигал (Испания)
Олимпизм как зеркало и модель общества

45

Н.В. Печерский, А.Ф. Сучилин (Россия)
Концептуальные основы олимпийского образования

50

Галина Поликарпова (Россия)
Как бы нам не опоздать

54

В.И. Усаков (Россия)
Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников

59

В.И. Столяров, С.Ю. Баринов (Россия)
Обсуждение проблем олимпийского образования в Международной олимпийской академии (аналитический обзор)

63

В.И. Столяров (Россия)
Олимпийское образование и спартианская система воспитания

71

Г.П. Петлеваный, А.Г. Егоров (Россия)
Опыт практической реализации спартианской системы олимпийского образования

234

О.С. Макарова, А.А. Чунаев (Россия)
Спартианский воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог"

248

В.И. Столяров, С.Ю. Баринов (Россия)
Место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма и системе олимпийского образования

254

М.Я. Сараф (Россия)
Принципы "Фэйр плэй". Спорт. Воспитание.  (обзор)

279

 


 

 

 

 

 

Серия
СПОРТ, КУЛЬТУРА, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ


ВЫПУСК ШЕСТОЙ
Спорт и олимпизм в
современной системе образования

 

Технический редактор Г.Ю.Фомичева
Корректор О.В.Майоров

 

Подписано в печать 25.07.97. Гарнитура Times
Объем 16,9 усл. п.л.   Тираж 1000 экз.
Заказ___________

 

Предприятие оперативной полиграфии "Принт Центр"
Сиреневый б-р, 4

К ЧИТАТЕЛЯМ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сборник "Спорт и олимпизм в современной системе образования" - шестой выпуск тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура", которую Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры подготовил к 80-летию РГАФКа.

Главная цель издания этой серии - ознакомить читателей с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укрепления его связей с искусством и другими сферами культуры.

В данный выпуск тематической серии включены работы, в которых обсуждается широкий комплекс вопросов использования спорта и олимпизма в системе образования и воспитания детей и молодежи, взаимоотношения и интеграции этих средств с другими элементами данной системы.

Эти вопросы имеют необычайно важное значение в современных условиях.

В настоящее время все более четко осознается, что будущее всего человечества в конечном итоге зависит от того, каким будет человек XXI века, а это, в свою очередь во многом зависит от характера, направленности, эффективности системы образования. Тем самым образование превратилось в одну из наиболее серьезных мировых проблем, тесно связанных с другими глобальными проблемами современности.

В связи с этим в последнее время резко усилился интерес к проблемам образования. Предпринимаются попытки осмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы образования в новых исторических условиях, пути преодоления все более ясно обозначившихся кризисных явлений в современной системе образования.

В поисках новых эффективных форм, средств и методов педагогической деятельности, способствующих формированию нового человека - члена демократического и гуманного общества - специалисты многих стран обращаются к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные с такой необычайно привлекательной, особенно для детей и молодежи сферой деятельности, как спорт.

Предметом широкого обсуждения, многочисленных дискуссий с участием педагогов, философов, социологов и других специалистов становится вопрос о том, какое место спорт и олимпизм должны занимать в современной системе образования и воспитания. При этом высказываются различные, нередко прямо противоположные мнения по данному вопросу. По-разному понимаются содержание, цели и задачи олимпийского образования (воспитания), формы, средства и методы этой педагогической деятельности.

Вопрос о месте спорта и олимпизма имеет особенно важное значение для нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

С учетом всей этой ситуации и подготовлен данной выпуск тематической серии. В него включены работы, в которых обсуждаются указанные выше вопросы содержания, форм и методов олимпийского образования, места спорта в современной системе образования и воспитания детей и молодежи, интеграции спорта с искусством и другими видами творческой деятельности в педагогическом процессе, подготовки специалистов в области физкультурного образования и т.д.

Сборник открывается двумя статьями, посвященными современным проблемам физкультурного образования. В.В. Кузин, академик Российской академии образования, ректор Российской государственной академии физической культуры обсуждает пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы. В статье анализируются вопросы совершенствования организационной, нормативно-правовой и экономической базы современного профессионального физкультурного образования.

Статью В.В. Кузина органично дополняет статья декана факультета РГАФК Н.Н. Чеснокова, в которой обсуждаются проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в связи с общегуманистическими тенденциями современного общественного развития.

Несколько статей посвящены проблемам олимпийского образования детей и молодежи. В статье вице-президента Олимпийского комитета России В.С. Родиченко и В.И. Столярова, в статье президента Польского Клуба "Фэйр плэй" С. Жуковской, в статье Хосе Мария Кахигал (Испания), президента Международной ассоциации школ физического воспитания, а также в статье Галины Поликарповой (Россия) ставится задача выяснить связь олимпийского образования с общей концепцией олимпизма, соответствие целей, задач и содержания олимпийского образования основным современным тенденциям развития в области политики и идеологии, показать его важное значение для решения широкого круга социально-педагогических и культурных задач, связанных с образованием, воспитанием и организацией досуга детей и молодежи.

В статье Л.И. Лубышевой, а также в статье Н.В. Печерского и В.Ф. Сучилина (Россия) обсуждаются концептуальные основы олимпийского образования. Л.И. Лубышева для характеристики содержания олимпийского образования вводит понятие "олимпийская культура". В статье В.И. Усакова (Россия) излагается программа олимпийского воспитания и образования дошкольников. В.И. Столяров и С.Ю. Баринов (Россия) дают аналитический обзор докладов и выступлений по проблемам олимпийского образования на сессиях Международной олимпийской академии.

В обширной работе В.И. Столярова (Россия) дается детальный анализ широкого круга проблем олимпийского образования и той системы воспитания детей и молодежи, которая базируется на идеях разработанного им в 1990 г. и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием "СпАрт". При этом обобщается опыт многолетней работы по разработке и практической реализации программ олимпийского образования и спартианской системы воспитания детей и молодежи.

Анализу опыта практического использования спартианских средств и методов в системе образования, воспитания и организации досуга детей и молодежи посвящены и две последующие статьи. Г.Ф. Петлеваный, директор школы-комплекса № 39 г. Смоленска, излагает результаты практической реализации в школе в течение ряда лет спартианской системы олимпийского образования. О.С. Макарова и А.А. Чунаев (Россия) характеризуют работу спартианского воспитательно-образовательного комплекса "Игра. Спорт. Диалог".

Завершают выпуск две статьи, посвященные принципам "Фэйр плэй". В статье В.И. Столярова и С.Ю. Баринова (Россия) раскрывается содержание этих принципов и уточняется их место в концепции олимпизма, а также в системе олимпийского образования. Статья М.Я. Сарафа (Россия) содержит аналитический обзор статей сборника, целиком посвященного принципам "Фэйр плэй" и их месту в системе воспитания, который недавно издан в Польше.

Как видно из обзора статей, составители сборника стремились включить в него материалы, которые отражают многообразие различных концепций, подходов, оценок, точек зрения, касающихся места спорта и олимпизма в современной системе образования и воспитания школьников.

Сборник ориентирован на ученых и практических специалистов, интересующихся проблемами образования и воспитания детей и молодежи.

Ректор Государственной академии физической культуры,
президент Центральной Олимпийской академии,
академик РАО

В.В.КУЗИН

Руководитель Гуманитарного Центра "СпАрт",
зав. кафедрой философии и социологии РГАФК,
президент Координационного комитета спартианского
движения, профессор

В.И.СТОЛЯРОВ

Декан факультета, кандидат педагогических наук,
доцент

Н.Н. ЧЕСНОКОВ


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып. 6: Спорт и олимпизм в современной системе образования / РГАФК; Гуманит. центр "СпАрт". - М., 1997. - 286 с.