Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет


 

Вниманию читателей предлагается новое издание ГЦОЛИФКа - Ежегодник.

В Ежегоднике будут публиковаться наиболее значимые работы преподавателей и научных сотрудников нашего института.

Настоящий Ежегодник - юбилейный, он посвящен 75-летию ГЦОЛИФКа.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТИТУТУ - 75 3

I. ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЗМА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Проблема приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма 10
Русско-советская олимпийская одиссея 23
Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) 36
Об организации туристской работы с детьми на основе проекта "СпАрт" 49
К вопросу об эволюции женской олимпийской программы 52

II. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ
Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) 58
Современные концепции общественного развития 69
Методологические основы маркетинга вида спорта 76
О социальном статусе тренера в спортивных видах единоборств (по результатам конкретно-социологического исследования) 84
Концептуальные основы и некоторые результаты исследований проблем физической культуры учащейся молодежи 89

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Непрерывное образование: подходы к сущности 102

К построению понятия "физкультурная деятельность"

117
Многоуровневая структура высшего образования в области физической культуры 123
К проблеме содержания образования в физкультурных вузах 126
О единой концепции подготовки специалистов в ифк 140
Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности 143
Определение уровня профессионализма преподавателя 149
Самостоятельная и индивидуальная работа - ключ к подготовке специалиста 156
Возможности гимнастики в физкультурном образовании 158
Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса 162
Общеобразовательная подготовка абитуриентов как критерий отбора в институты физической культуры 168
Проблемы воспитательной работы со спортсменами в современных условиях развития общества 173

IV. ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Принципы построения тренировки фехтовальщиков 177
Прогноз динамики мировых рекордов в тяжелой атлетике и применение стимулирующих средств 179
Планирование физической подготовки легкоатлетов спринтеров на основе имитационного моделирования 188
Методические подходы к повышению специальной скоростно-силовой подготовленности юных хоккеистов 194
Исследование техники в спортивных играх (на примере хоккея на траве) 203
Выносливость и ее развитие у юных бегунов 206
Некоторые подходы по индивидуализации тренировочного процесса женщин 213
Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках 217
Рейтинг в лыжных гонках 225
Пути совершенствования дифференцирования скорости и силы ударов 227
Оценка и соразмерность развития основных компонентов подготовленности у прыгуний в высоту 230
Стендовые формы специальной физической подготовки и модельные характеристики подготовленности в академической гребле 233
Методика оценки меткости при выполнении бросков мяча в художественной гимнастике 237
Сравнительная эффективность влияния физических упражнений разной двигательной структуры аэробной направленности на снижение толщины кожно-жировых складок у женщин второго зрелого возраста 239

V. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Возрастная динамика морфологических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих спортивные достижения пловцов 11-18 лет, как основа для построения многолетней подготовки и отбора 242
К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах 252
Объективная оценка способности к психоэнергетическому воздействию на физиологические функции человека 260
Артериальный импеданс у спортсменов 262
Методика измерения электромеханического интервала скелетных мышц 272
Состояние системного и мозгового кровообращения у больных, страдающих шейно-грудным остеохондрозом 278
Методологические аспекты изучения микроциркуляторного русла крови у спортсменов 280

Реабилитация физической работоспособности при приобретенных пороках сердца средствами лечебной физкультуры

293
Математико-статистическая модель для анализа функциональных резервов спортсменов 297

ИЗ ЖИЗНИ ИНСТИТУТА. КАФЕДРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (история, опыт работы)
К истории и перспективам кафедры теории и методики физического воспитания 300
Кафедре шахмат - десять лет 309
ИНСТИТУТУ - 75

ИНСТИТУТУ - 75

В.В.Столбов

Нашему институту 29 мая 1993 г. исполняется 75 лет. В тот памятный для института день 1918 г. Государственная комиссия по просвещению Российской Федерации приняла постановление о его организации. 24 августа того же года в газете "Известия" было опубликовано объявление о первом наборе студентов в институт. 1 декабря 1920 г. Правительство Российской Федерации утверждает институт как высшее учебное и научное учреждение в системе Наркомздрава. Новый институт разместился в бывшем дворце графа Разумовского, построенном в начале ХIX века, на Гороховской улице (ныне улица Казакова). В этом здании институт находился до 1970 г.

Начало большого пути института совпало с трудными годами гражданской войны, нэпа, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, развертывания культурной революции. Страна переживала экономические и финансовые трудности, что сказывалось и на деятельности института. В те годы в институте фактически отсутствовала необходимая материально-техническая база, не хватало оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Но, несмотря на трудности, институт с каждым годом играл все более значительную роль в российском физкультурном движении. Здесь зарождалась передовая отечественная наука по физической культуре и спорту, создавались лучшие традиции по подготовке квалифицированных кадров. Постепенно совершенствовалась структура обучения в институте. Сначала одногодичный, затем трехгодичный, а с 1925/26 учебного года институт перешел на четырехлетний срок обучения.

Основное внимание в учебном плане уделялось подготовке инструкторов по физической культуре, специалистов по врачебному контролю и лечебной физической культуре. С 1930 г. начинается новый этап в жизни института. Это было связано с организационно-методической перестройкой физкультурного движения - созданием Всесоюзного Совета физической культуры (1930), переходом на производственный принцип самодеятельного физкультурного движения, введением комплекса "Готов к труду и обороне" (1931-1934). Широкое развитие спорта в стране поставило перед институтом новые задачи. В 1930 г. институт из системы Народного комиссариата здравоохранения перешел в ведение Всесоюзного совета физической культуры, а с 1936 г. - Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. В эти годы институт начинает выпускать специалистов, хорошо владеющих педагогическим и спортивным мастерством, организаторов физкультурной работы в различных звеньях физкультурного движения. В структуре института создаются педагогический, производственный (впоследствии - спортивный) и военный факультеты, Высшая школа тренеров, аспирантура, кафедры спортивных дисциплин. Реорганизация учебной работы приблизила институт к запросам практики физкультурного движения. Студенты стали проходить педагогическую практику в школах, вузах, на заводах и фабриках. Постепенно расширялась "география" приема студентов. На учебу в институт приезжают посланцы Украины и Белоруссии, Закавказья, Средней Азии и Казахстана.

С первых дней своего существования в институте проводилась большая спортивная работа, студенты и преподаватели выступали во многих спортивных соревнованиях. В 1921 г. создается спортивный клуб института. В числе его организаторов были Б.С.Гиппенрейтер, П.А.Сапожников, Н.И.Гребенщиков, И.М.Фрейберг. Спортсмены института участвовали в первенствах Москвы и СССР, совершали дальние лыжные переходы и велопробеги, занимались альпинизмом и парашютным спортом.

В 30-е годы студенты и преподаватели института были непременными участниками физкультурных парадов на Красной площади, где они показывали высокое спортивное мастерство и культуру движения. Большая заслуга в постановке красочных гимнастических выступлений принадлежала преподавателям кафедры гимнастики М.Т.Окуневу, А.Т.Брыкину, В.И.Марковой, В.А.Губанову, Н.Ф.Розановой, В.С.Якубенку. Студенты и выпускники института оказывали большую помощь в проведении спортивных соревнований, физкультурных праздников и спартакиад в разных городах, областях и республиках. Они внедряли физическую культуру в домах отдыха и санаториях.

Но на этом большом историческом пути было и другое. На рубеже 20-30-х годов в условиях утвердившейся командно-административной системы и культу личности Сталина развернулись трагические события, приведшие к печальным последствиям. В те годы к врагам народа вместе с партийными работниками, маршалами и генералами, учеными и инженерами причислялись и люди, стоявшие у истоков физкультурного движения, его руководители, педагоги и спортсмены. Эти трагические события не обошли стороной и наш институт. Два его руководителя - ректор А.А.Зикмунд и директор С.М.Фрумин, а также более сорока преподавателей были незаконно репрессированы. Их необоснованно обвинили в антисоветской, контрреволюционной, шпионской деятельности. Многие из них не вернулись из сталинских гулагов.

Но, вопреки всем трудностям и сложностям, в Российской Федерации закладываются основы новой системы подготовки физкультурных кадров, новые подходы к созданию и развитию спортивной науки. Накануне Великой Отечественной войны институт стал крупнейшим специальным высшим учебным заведением.

Особый этап в жизни института, как и всей страны, - это трудные годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны добровольно ушли в ряды армии и партизанские отряды более 450 преподавателей и студентов института или две трети всего его личного состава. В их числе А.С.Чикин, Н.М.Корнеев, А.А.Мелихов, Б.Л.Галушкин, Г.Д.Пыльнов, П.В.Маркин, Б.И.Бутенко, И.Г.Келишев и многие другие. Большинство из них сражались за Родину в одной из прославленных частей нашей армии - Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН). Много боевых подвигов совершили преподаватели, студенты и сотрудники института на фронтах войны. В музее истории института хранятся подлинные реликвии тех лет.

Многие инфизкультовцы пали смертью храбрых на полях сражений. Их имена - на мемориальной доске в главном корпусе института.

В период войны институт продолжал свою учебную работу, перестроив ее в соответствии с условиями военного времени. Был пересмотрен учебный план, разработаны новые программы, методы, формы и средства ускоренной физической подготовки допризывников, лечебной физкультуры и лечебного массажа. Находясь в Москве и в эвакуации в Свердловске (октябрь 1941 - февраль 1943), студенты и преподаватели, помимо учебных занятий, работали на оборонных и народно-хозяйственных объектах, выступали в госпиталях и батальонах выздоравливающих, среди бойцов и командиров, готовили резервы для армии на военно-учебных пунктах. Институт таким образом внес свой большой вклад в общее дело всенародной победы над врагом.

После победоносного завершения войны в жизни и деятельности института наступает новый период. Институт успешно продолжает развивать лучшие трудовые и спортивные традиции, увеличивается число студентов, аспирантов и преподавателей, совершенствуется система образования факультетов и кафедр. В 1945/46 учебном году воссоздаются упраздненные в годы войны педагогический и спортивный факультеты. В 1947 г. организуется факультет заочного обучения. С конца 60-х годов стала складываться система факультетов массовых видов спорта, спортивных игр, спортивных единоборств, зимних и технических видов спорта, повышения квалифицированных руководящих работников, а также Высшая школа тренеров. Все эти подразделения осуществляли подготовку и переподготовку физкультурных кадров. Главным звеном учебно-воспитательной и научно-методической работы стала кафедра. Формирование кафедр в институте проходило постепенно в течение многих лет. Они создавались по мере потребностей практики физкультурного движения, становления и развития теории, методики и практики того или иного вида спортивно-педагогических и научных знаний. По мере накопления опыта от созданных ранее кафедр происходило отпочкование и организация новых кафедр. Так, например, в 1932 г. была создана кафедра спортивных игр (зав.кафедрой М.С.Козлов), в последние годы на базе этой кафедры возникли новые (футбола, хоккея, баскетбола и ручного мяча, тенниса и настольного тенниса, волейбола и подвижных игр), а прежняя кафедра спортивных игр перестала существовать. То же самое происходило со многими другими кафедрами. Сегодня (1993 г.) в институте более 30 кафедр. Многие из них являются головными, ведущими среди физкультурных учебных заведений Российской Федерации.

За многие годы на кафедрах сформировались определенные циклы дисциплин, которые студенты изучают за время пребывания в институте. Кафедры общественного и теоретико-педагогического цикла призваны вооружать студентов общими и специфическими закономерностями обучения, воспитания и образования в области физической культуры и спорта. Предметы этого цикла формируют профиль специалиста, дают глубокие фундаментальные и прикладные знания по философским, экономическим, политологическим, теоретическим, педагогическим, психологическим, историческим, социологическим и организационно-управленческим вопросам развития физической культуры и спорта в обществе.

На кафедрах медико-биологического цикла изучаются предметы, которые призваны обеспечить естественно-научную подготовку студентов, научить их применять полученные знания по спортивной медицине, физиологии спорта, гигиене и биохимии, биомеханике, лечебной физической культуре и массажу, анатомии и спортивной морфологии в педагогическом процессе обучения физическим упражнениям и тренировке в различных видах спорта.

Кафедрам спортивно-педагогического цикла принадлежит основная роль в формировании профиля будущего специалиста в избранной спортивной специализации. Преподавание теории, методики и практики видов спорта вооружает студентов научными знаниями об общих и специфических закономерностях обучения и спортивной подготовки, формирует у них навыки и умения в области техники, тактики, общей и специальной физической, нравственной и морально-волевой подготовки.

Учебный процесс в современном вузе немыслим без соответствующей материальной и технической базы, необходимых подразделений и служб, специализированных методических кабинетов и лабораторий. Их постоянному совершенствованию институт уделяет пристальное внимание.

Институт стал широко известным не только в нашей стране, но и за рубежом. За годы своего существования институтом подготовлено около 40 тысяч специалистов высшей квалификации по физической культуре и спорту. Более 25 тысяч человек повысили свою квалификацию в институте на факультетах усовершенствования и в Высшей школе тренеров. Выпускников института можно встретить во всех уголках нашей великой Родины и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них стали замечательными педагогами, тренерами, научными работниками, организаторами физкультурного движения. Крупнейшими специалистами и организаторами физкультурного движения, широко известными отечественной и мировой спортивной общественности, стали многие выпускники института и школы тренеров. К ним можно отнести С.П.Павлова, В.П.Захавина, В.В.Хатунцева, П.Л.Степаненко, А.О.Романова, А.Н.Ковалева, В.И.Колоскова, В.Г.Смирнова, Ш.А.Тарпищева, Е.Б.Самсонова, Н.Г.Озолина, В.М.Дьячкова, Л.С.Хоменкова, К.И.Бескова, А.В.Тарасова, Н.П.Симоняна, Л.И.Яшина и других.

Высококвалифицированный состав научно-педагогических кадров и научные силы института всегда играли ведущую роль в создании научно-методических основ отечественной системы физического воспитания. Большой вклад в решение этих проблем в отдельные периоды истории института внесли ученые и педагоги разных областей научно-педагогических знаний. Многие годы трудились в институте В.В.Гориневский, М.Ф.Иваницкий, И.М.Саркизов-Серазини, П.А.Рудик, А.Д.Новиков, В.С.Фарфель, М.Л.Укран, М.А.Аграновский, Д.П.Марков, К.В.Градополов, А.А.Гладышева, П.С.Степовой, Д.А.Крадман.

Много лет своей жизни отдали институту А.А.Жемчужников, Б.С.Граменицкий, О.И.Логунова, Ф.И.Самоуков, И.Г.Чудинов, Н.Н.Соколов, Н.Н.Сорокин, С.Л.Гисин, Р.П.Мороз, М.Я.Шумилин, В.В.Соколовский, А.В.Фомичев, А.Л.Фруктов, А.З.Катулин, М.А.Химичев, Н.Г.Чионов, Н.Н.Скородумова, В.Н.Семашко, Ф.А.Завилейский и другие.

Свыше 35 и 40 лет работали, а некоторые и сейчас трудятся в институте: А.М.Пономарева, А.Г.Айриянц, С.И.Филатов, В.Ф.Артемов, К.Н.Спиридонов, А.П.Богомолов, А.М.Замятин, Г.А.Крупкин, И.Г.Келишев, П.В.Маркин, А.И.Шокин, С.А.Кераминас, Ю.И.Львова, А.А.Афанасьев, Н.Ф.Розанова и другие.

Старейшими сотрудниками института являлись и являются также О.С.Заверюха, Е.А.Мирковская, В.И.Налимова, Н.В.Борункова, В.Е.Шандыбина, Е.Н.Терехова(Кремер), Т.В.Холщевникова, А.С.Моргуновская, С.В.Петров, В.Г.Кувшинников, А.С.Залашкова, Ю.М.Белов, В.А.Алакоз, М.Н.Солнцева, Н.Н.Лаврентьева и многие другие.

Сейчас (апрель 1993) на кафедрах и в лабораториях института трудится новое поколение профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Учебно-воспитательную, научно-методическую и спортивную работу со студентами и слушателями ведут свыше 470 преподавателей. Более половины из них имеют ученые степени и звания, что составляет около 55% к занятым должностям. Среди них свыше 57 докторов наук и профессоров и более 200 кандидатов наук и доцентов. Профессора и преподаватели института являются авторами большого количества монографий, учебников, учебных пособий, научных статей. Их труды охватывают все основные отрасли научных направлений в области физической культуры и спорта: историко-социологические, теоретико-методические, медико-биологические, психолого-педагогические, организационно-управленческие. Многие труды профессоров и доцентов института изданы в зарубежных странах.

На протяжении всей своей долгой истории институт уделял и уделяет большое внимание подготовке кадров специалистов, совершенствованию содержания высшего физкультурного образования на основе последних научных данных, достижений и запросов спортивной практики. Вся учебно-воспитательная работа направляется на формирование у будущих специалистов научного мировоззрения, углубление профессиональной направленности учебного процесса, совершенствование методов преподавания, внедрение технических средств обучения. В аудиториях и в лабораториях, на лекциях, семинарах и практических занятиях постепенно привычным становилось применение кино- и диапроекторов, телевизионных установок, контрольно-обучающих машин, вычислительной и лазерной техники, различных тренажерных установок. Составной частью учебного процесса всегда являлась и является педагогическая практика студентов.

Важное место в жизни института всегда занимает организация учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и работа научного студенческого общества (НСО). Здесь студенты приобретают первые навыки самостоятельной научной работы. Они участвуют в кафедральных, факультетских, институтских и всероссийских научных конференциях. Научное руководство ими осуществляют квалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания. Членами НСО были многие будущие замечательные педагоги, тренеры, ученые и организаторы физкультурного движения.

Многие годы в институте функционирует аспирантура, призванная осуществлять подготовку научно-педагогических кадров для России и зарубежных стран: аспирантуры очная, очная целевая, заочная, годичная форма обучения, соискательство, стажер-исследователь и стажер. Для аттестации научных кадров в институте организованы специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам.

Главные текущие и перспективные вопросы деятельности института рассматривает организованный при ректоре совет. В разные годы институтом руководили ректоры: В.Е.Игнатьев (1918-1923), А.А.Зикмунд (1923-1930), С.М.Фрумин (1931-1937), И.Н.Петухов (1938-1950), С.М.Иванов (1950-1951), Б.М.Никитин (1951-1954), Г.И.Кукушкин (1954-1959), И.И.Никифоров (1959-1970), Л.С.Хоменков (1970-1971), В.И.Маслов (1971-1980), В.В.Меньшиков (1980-1986), В.М.Игуменов (1986-1993).

Институт сегодня - это крупнейшее специальное высшее учебное и научное учреждение, одно из ведущих по подготовке физкультурных кадров и научно-исследовательскому вкладу в отечественную систему физического воспитания. В институте обучается многотысячный и многонациональный коллектив студентов и аспирантов не только из России, но и многих зарубежных стран. На кафедрах и в лабораториях трудится высококвалифицированный состав профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Институт, построенный по проекту академика Б.М.Иофана (1891-1976), располагает солидным комплексом учебных корпусов и спортивных сооружений, расположенных на Сиреневом бульваре в районе Северного Измайлова.

В институте созданы все условия для роста спортивного мастерства студентов. Спортсмены института активно участвуют во многих российских соревнованиях, международных турнирах, чемпионатах мира и Европы, летних и зимних Универсиадах и Олимпийских играх.

Выпускники института и школы тренеров завоевали более 90 золотых олимпийских медалей. Среди них: П.Болотников, В.Куц, Л.Спирин (легкая атлетика), В.Беляков, Г.Урбанович, В.Маркелов (гимнастика), Б.Лагутин (бокс), А.Иваницкий, А.Парфенов, Н.Балбошин (борьба), В.Бушуев, Д.Ригерт (тяжелая атлетика), М.Кошевая (плавание), Е.Войцеховская (прыжки в воду), Г.Горохова, В.Кравопусков (фехтование), Н.Аникин, А. и П.Колчины (лыжный спорт), Е.Гришин и Н.Петрусева (конькобежный спорт), И.Роднина, Н.Линичук, А.Горшков (фигурное катание), А.Ильин, И.Нетто (футбол), А.Гурышев и К.Локтев (хоккей) и другие.

В наши дни институт прочно связан с практикой российского, зарубежного и международного спортивного движения. Его коллектив принимает активное участие в подготовке сборных команд к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы, зимним и летним Олимпиадам. Институт поддерживает тесные связи со многими научными организациями России, учебными институтами многих стран ближнего и дальнего зарубежья, международными научными объединениями. В институт на учебу приезжают студенты и аспиранты из стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Значительную работу проводит институт в рамках программы "Олимпийская солидарность". Ежегодно прибывают многочисленные делегации из Европы, Азии, Америки, Африки. Частыми гостями являются президент МОК, деятели международных спортивных объединений, президенты международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов. Преподаватели института трудятся во многих странах мира, являются членами международных спортивных объединений, научных комитетов и комиссий. Они принимают активное участие в международных научных конгрессах, симпозиумах и семинарах по самым различным отраслям научных знаний в области физической культуры и спорта.

На базе института располагается Центральная олимпийская академия (ЦОА). Целью ее является изучение, распространение, популяризация и развитие гуманистических ценностей, принципов и идеалов олимпизма, целей олимпийского движения и Олимпийских игр. ЦОА поддерживает все прогрессивные силы в борьбе за чистоту и единство олимпийского движения, борьбу против политической, расовой и всякой иной дискриминации в олимпийском спорте.

В целях обеспечения учебного процесса и научных исследований институт располагает службами технических средств обучения и научно-технической информации, редакционно-издательским отделом и учебно-методическим объединением, проблемной научно-исследовательской лабораторией (ПНИЛ), лабораторией фундаментальных проблем высшего физкультурного образования, медико-санитарной частью и административно-хозяйственными службами.

За годы существования института сформировалась солидная библиотека, являющаяся крупнейшим хранилищем литературы по физической культуре и спорту. Ее фонды насчитывают более 600 тысяч единиц хранения. Она осуществляет библиографическое и научно-информационное обслуживание учебного и научного процессов, ведет воспитательную работу со студентами, служит методическим центром вузовских библиотек институтов физической культуры.

Многие годы в институте функционирует музей его истории. В нем собраны и экспонируются материалы, рассказывающие об основных этапах становления и развития института. Страница за страницей, от стенда к стенду проходит вся его история. Много в музее памятных подарков и сувениров от известных спортсменов, ветеранов, зарубежных гостей.

75-летие института совпало с большими трудностями в жизни нашей страны. Распад бывшего СССР, образование СНГ, ликвидация всесоюзных структур, в том числе Госкомспорта СССР, в систему которого входил институт, поиски путей перехода к рыночной экономике - все это нарушило сложившийся с годами порядок его финансового обеспечения. Испытывая экономические трудности, институт вынужден был заняться несвойственной ему, на мой взгляд, коммерческой деятельностью, чтобы улучшить свое экономическое положение. Трудности заключались и в том, что до ноября 1992 г. институту после ликвидации Госкомспорта СССР не было определено, под чьим началом он будет функционировать.

В 1992 г. в Российской Федерации принят Закон об образовании. В сентябре этого же года совет института в соответствии с законом принял новый учебный план. Согласно новому плану, рассчитанному на 4-летний срок обучения, предусмотрен выпуск специалиста со степенью бакалавра. Будущие бакалавры изучают предметы трех циклов: "Гуманитарные и социально-экономические дисциплины", "Общие естественные научные дисциплины", "Дисциплины направления" (см. новый учебный план, опубликованный 5 октября 1992 г. в газете "На старт"). На первые два цикла дисциплин введены Госстандарты и институт не вправе вносить в них изменения. Дисциплины же третьего цикла определяются институтом.

Сегодня институт по Закону об образовании занят поисками таких форм, методов и средств обучения, которые призваны обеспечить подготовку специалиста, способного успешно решать возросшие требования и задачи в области физической культуры и спорта конца ХХ и начала ХХI столетия.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Труды ученых ГЦОЛИФКа. 75 лет : ежегодник / Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1993. - 318 с.